Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 9
1.1. Компоненты психологической подготовки 9
1.2. Динамика физиологических изменений в организме в процессе
спортивной тренировки 20
1.3. Характеристика баскетбола как вида спорта 30
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СПОРТСМЕНОВ 35
2.1. Особенности психофизиологического статуса баскетболистов 35
2.2. Физиологическая адаптация организма спортсменов к
тренировочным и соревновательным нагрузкам в баскетболе 40
2.3. Анализ различий психофизиологических процессов
происходящих в организме баскетболистов в процессе тренировок и соревнований 48
2.4. Влияние различных этапов спортивной подготовки на
психофизиологическое состояние баскетболистов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Изучение психофизиологических особенностей спортсменов имеет важное теоретическое и прикладное значение.
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время, в современном спорте стали более жестко обращать внимание на психофизиологическую подготовку спортсменов, которая должна предполагать способность обеспечить должный уровень деятельности органам, системам и организму в целом, который необходим для выполнения специфической нагрузки для избранного вида спорта. Если у спортсмена высокий уровень психофизиологической подготовки, то он с легкостью может добиться спортивного мастерства, высокой работоспособности, его организм с легкостью привыкнет к соревновательным и тренировочным нагрузкам.
Для спортсменов, проблема готовности к спортивной деятельности является проблемой реализации вероятных психофизиологических возможностей человека, так как её эффективность зависит от сложного комплекса психофизиологических факторов [12].
Спортивная тренировка, целью которой является не только достижение наивысшего результата, но и развитие психофизиологических функциональных возможностей организма спортсмена. Конечно же, для каждого вида спорта существуют наиболее важные психофизиологические качества, от развития которых зависит, в наибольшей мере, успешность выполнения целей и задач на соревнованиях [6].
Современный баскетбол отличается усилением соревновательной деятельности. Данная структура проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени для выполнения технических приемов, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличение числа игровых действий. Все эти элементы игры требуют от спортсменов наиболее высокого уровня физической подготовки. В связи с этим, тренеры стали изучать исследования особенностей психофизиологического развития спортсменов-баскетболистов. Учёт данных особенностей выполняет важную роль в решении проблем построения адекватного тренировочного процесса, который способствовал бы наиболее полному раскрытию индивидуальных способностей спортсмена [42].
Практическая значимость и актуальность работы обусловили выбор методологии выпускной квалификационной работы.
Проблема: Как правильно выстроить тренировочный и
соревновательный процесс, зная об особенностях психофизиологического состояния баскетболистов?
Объект: Процесс спортивной подготовки баскетболистов.
Предмет: Психофизиологические особенности подготовки спортсменов в баскетболе.
Цель выпускной квалификационной работы: Изучить динамику физиологических и психологических изменений во время тренировочного и соревновательного процесса.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) Провести анализ научно - методической литературы по теме выпускной квалификационной работы;
2) Выявить влияние занятий баскетболом на изменение психологического и физиологического состояния организма спортсмена;
3) Проанализировать различия психофизиологических процессов происходящих в организме баскетболистов в процессе тренировок и соревнований.
Методы исследования:
J Изучение литературы;
J Анализ;
J Сравнение.
Современный спорт все больше становится спортом высоких достижений. Успешность спортсмена размещается на высоком уровне психофизиологической подготовки, что выражает особые требования к сенсорным, двигательным и интеллектуальным качествам. Каждый вид спорта предъявляет высокие требования к определенной группе психофизиологических качеств, которые важны для избранного вида спорта.
Баскетбол является одной из самых динамичных спортивных игр. Он характеризуется углублением соревновательной деятельности, что выражается в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения технических приемов, а также отдельных фаз быстроты и стремительности тактических взаимодействий, увеличение числа индивидуальных действий во время игры.
К современным требованиям уровня развития психофизиологических качеств баскетболистов относят обеспечение возможности игроков к выполнению сложных технических приемов, а также активных тактических взаимодействий на большой скорости, в условиях прессинга, при этом удерживая высокую интенсивность игры до последних секунд периода. Наверное, трудно отыскать такой вид спорта, в котором присутствуют и скорость, и сила, и выносливость, а также ловкость, ум, и большая психическая напряженность.
Именно поэтому, привлекает внимание исследователей и имеет важное прикладное и теоретическое значение в изучении психофизиологических особенностей баскетболистов. Только при анализе и учете комплексов сложных психофизиологических качеств баскетболистов, сможет осуществиться эффективная подготовка спортсменов в ходе тренировочной деятельности.
При проведении теоретического исследования, была подтверждена гипотеза, что позволило сделать вывод о том, что специфика баскетбола обуславливает огромное влияние на формирование особенного психофизиологического статуса, который несёт в себе особые показатели артериального давления, жизненного объема легких, а также размеров, объемов и состава тела. К психофизиологическим особенностям баскетболистов относят, иммунный и гормональный статус, быстрота движений, которые зависят от скоростных реакций нервной системы. Психофизиологический статус баскетболиста является очень важным аспектом в достижении высоких спортивных результатов, без хорошей психологической подготовки, нельзя надеяться на высокий спортивный результат.
Изучая различия между состоянием организма при соревновательных и тренировочных нагрузках, мною было выявлено, что работа мышц происходит не одинакова, так как в соревновательной деятельности статическая работа мышц не применяется. Динамическая же, вызывает в организме спортсмена увеличение потребления кислорода, минутного и ударного объема крови, АД, ЧС и ЧДД, общего периферического сосудистого сокращения. Данные показатели изменяются в зависимости от силы и частоты сокращений, от размера работы мышц, а также от степени тренированности и подготовки спортсмена к соревнованию.
Так же, во время тренировки или соревнования, у спортсмена возникает период утомления. В соревновательном процессе, данный период проявляется в большей степени, так как, во время соревнований спортсмен использует и затрачивает большее количество резервов своего организма.
В период соревновательной деятельности, чаще наступает эмоциональное напряжение (утомление), оно характеризуется высоким тонусом центральной нервной системы и повышенной активностью гормонального звена регуляции.
При нерациональном применении тренировочных нагрузок может случиться хроническое утомление, что приводит к нарушению функций мышц.
Выше я отметила основные различия тренировочного процесса от соревновательного. Других, особых различий обнаружено не было.
Проведя анализ литературы и делая выводы, можно сказать о том, что в игровых видах спорта, которым присущ высокий уровень психоэмоционального напряжения и концентрации внимания, большую роль в организации хорошей тренировочной и соревновательной деятельности играет психофизиологический статус спортсмена.
Баскетбол, как спортивная игра, является эффективным средством психофизиологической подготовки, которое способствует развитию физических и психологических качеств, а также обогащению двигательного опыта спортсменов.
1. 100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст): справочник / Автор-составитель В. Б. Квасков. - М.: Советский спорт. 2006. - 274 с.: ил.
2. Sheryn А., Sheryn С. The Netball Practice Bible: Essential Drills, Session Plans and Coaching Advice. США, 2015. - 240 с.
3. Анализ подготовки и участия женской сборной команды Российской Федерации по баскетболу в главных международных соревнованиях: 1997-2001 гг.: метод. письмо / Л. В. Костикова [и др.]. - М., 2002. - 47 с.: табл.
4. Бабина Е. А. Студенческий баскетбол как разновидность молодежной субкультуры // Молодые ученые - промышленности, науке и профессиональному образованию: проблемы и новые решения. - М., 2010. - Ч. 2. - 281-285 с.
5. Бабушкин Г. Д. Спортивный психолог / Г.Д. Бабушкин, А.П. Шумилин, А.Н. Соколов. -2008. - №1(13). - С. 45-49.
6. Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх / В. З. Бабушкин. «Здоровье», 2001. - 161 с.
7. Быков, E. B. Спортивная медицина: оценка физического развития, функциональные пробы и тесты / Е. В. Быков. - Челябинск, 2005. - 79 с.
8. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсмена. М.: Фис, 2001. - 331 с.
9. Гомельский В. А. Как играть в баскетбол. Изд.: Эксмо, 2015. - 288 с.
10. Горбунов Г. Д. Основные задачи практической психологии в современном спорте / Г. Д. Горбунов // Психология и современный спорт. - М., 1999. - С. 120-128.
11. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Сов. спорт, 2012. - 311 с.
12. Данилова, H. H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учеб. пособие / H. H. Данилова. - М.: Изд-во МГУ, 1992. -192 с.
13. Дубровский В. И. Спортивная физиология: Учебник для средних и высших учебных заведений по физической культуре. Изд.: Владос, 2005 г. - 462 с.
14. Иванченко, В. А. Натуральная медицина / В.А. Иванченко. - Саранск: Красный Октябрь, 1999. - 292 с.
15. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин - СПб. Питер, 2003. - 384 с.
... всего 42 источника