Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В СПОРТЕ 11
1.1. Понятие психологической подготовки спортсменов 11
1.2. Общая и специальная психологическая подготовка спортсменов 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКОЙ 35
2.1. Организация исследования психологической подготовки подростков в
лёгкой атлетике 35
2.2. Методы исследования психологической подготовки подростков
занимающихся лёгкой атлетикой 37
2.3. Результаты исследования и их обсуждение 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 65
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 72
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8 75
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ № 10 79
На данный момент как теоретически, так и практически особо остро стоит проблематика в деятельности физической культуры, а также и спорта (далее ФКиС), по поводу психологической подготовки. Спортсмен нуждается в обязательном регулировании своего состояния, так как участие в различных соревнованиях, в которых следует использовать все свои возможности для получения хорошего результата, создает определенные моменты, в которых просто необходимо такое урегулирование. Предельная нагрузка, которая в основном приходится на нервную систему, в большинстве случаев объясняется различным мотивированием спортсмена, чтобы он получил самый лучший итог в соревнованиях, который возможно достичь лишь при использовании всех способностей, присущих человеческому организму и психике. В случае, если спортсмен не владеет навыками управления своим состоянием, а при этом он перегружен физически, то происходит появление излишнего психического напряжения, в следствие чего результативность деятельности снижается, и в итоге спортсмен не только не занимает почетных мест, но и проигрывает, что в свою очередь может привести к негативным последствиям, а именно к неуверенности в себе и депрессии.
Резкое изменение настроения, излишнее самолюбие, отсутствие уверенности в своих собственных силах, эмоциональная неустойчивость, стеснительность, а также острота суждений - все перечисленные черты поведения присуще периоду подросткового возраста.
Для получения наилучшего итога участия в соревнованиях по лёгкой атлетике следует в обязательном порядке учесть все представленные выше особенности поведения молодых спортсменов в момент проведения разнообразных состязаний.
Несомненно, некоторая часть как успеха, так и поражения в самых различных соревнованиях зависит от того, в каком психическом состоянии находится конкретный спортсмен до и в период самих состязаний.
В настоящее время наука о спорте и ее соответствующий уровень дает все основания для того, чтобы признать взаимосвязь между результативностью, безопасностью состязательной деятельности спортсмена и его состоянием психики, которое предшествует либо сопровождает таковую деятельность.
Изучив различную литературу и наблюдения в данной сфере, можно сделать вывод, что психологические составляющие личности, а именно эмоционально- чувственная область, интеллектуальная составляющая, внимание и т.д. довольно часто ощущают избыток нагрузки и воздействие совокупности стрессовых факторов. Результатом такого избытка нагрузки может являться так называемое состояние дезадаптации спортсмена, что, в лучшем случае, может повлечь за собой малые показатели участия в соревновании. Помимо избытка нагрузки на возможность психофизического срыва может влиять и недостаток внимания к определенным психологическим методикам подготовки спортсменов, а также средствам отдыха и восстановления.
Для того, чтобы сохранить лучший вариант биосоциального равновесия личности спортсмена, создать отличные условия для верного решения различных учебно-тренировочных задач, а также достичь прекрасных итогов участия в соревнованиях, следует целесообразно использовать методы психорегуляции, уметь осуществлять воздействие на важные механизмы сознания индивида, сферу мотивации и эмоций.
Собственно говоря, интерес к данной проблематике, важность психологической подготовки в ФКиС и стали отправной точкой для выбора мной данной темы учебно-исследовательской деятельности выпускной квалификационной работы.
Спортивная деятельность требует высокие показатели навыков управления собственным состоянием. В данный период времени, если индивиды обладают одинаковыми физическим, техническим и т.п. способностями, то в большинстве случаев при возникновении спора выиграет тот, кто способен управлять собственным психическим состоянием, кто имеет возможность самоконтроля, саморегуляции, а также и тот, кто имеет психологическую устойчивость к разнообразным факторам стресса.
...
Для успешного решения задач спортивной подготовки высокое значение имеет психологическое состояние юного спортсмена, которым можно управлять посредством идеомоторных упражнений, аутогенной тренировки, целенаправленным изменением условия внешней среды (музыка, цветовой фон, ароматизация), применением средств восстановления и гигиеническим режимом.
Основу психологической подготовленности подростков составляют морально-волевые качества: сила воли, трудолюбие, настойчивость, терпеливость, выдержка, самообладание, решительность, мужество, смелость, уверенность в своих силах, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, воля к победе.
Важнейшими компонентами эффективности тренировочного занятия являются положительный эмоциональный фон, организованность, порядок, дисциплинированность.
Волевые качества психологической подготовленности подростка формируются в борьбе с трудностями внешней среды, в его борьбе с самим собой. Большую роль в этом отношении играет самовоспитание.
Изучение специальной литературы по теории и практике учебнотренировочного процесса в легкой атлетике убеждает, что при отличной физической подготовленности атлет не всегда способен полностью проявить себя в состязаниях и показать ожидаемый спортивный результат. Этому способствуют погрешности в психологическом регулировании личности юного спортсмена.
Одним из показателей высокого уровня спортивной готовности, правильного управления психофизическим развитием занимающихся легкой атлетикой, выступает психическая устойчивость юного спортсмена в соревновательных условиях.
Оптимальное психологическое состояние заключается в положительном эмоциональном фоне, желании победы, понимании возможных спортивных ситуаций и способов достижения намеченных целей в зависимости от изменения этих ситуаций. Оптимальная «боевая» готовность проявляется в активном настрое на выступление, уверенности в своих силах, знаниях и умениях.
Для сохранения оптимального состояния, как в процессе учебнотренировочных занятий, так и во время выступлений на соревнованиях, необходимо следовать определенным положениям, создающим для подростка условия достижения успеха. К основным факторам успешного выступления юного спортсмена относятся: умеренное посещение соревнований в качестве зрителя; сохранение привычного образа жизни; индивидуально адаптированное применение массажа и других средств восстановления; вербальное взаимодействие с тренером укрепляющее убежденность в своей победе; использование метода аутобиотрансфузии; использование облегченных вариантов тренировочных упражнений; аутогенная тренировка и идеомоторные упражнения; ароматизация и адекватное цветомузыкальное сопровождение; самовнушение; в зависимости от вида легкоатлетических упражнений - рациональное дозирование предстартовых нагрузок, оптимизирующих психофизическое состояние.
В процессе анализа доступной нам литературы мы пришли к следующим выводам.
Настроенность спортивной тренировки на рекордные соревновательные результаты, проявление максимальных психофизических возможностей человека определяют высочайший уровень нагрузки на нервную систему, сознательные и бессознательные механизмы деятельности личности. Мотивационная, эмоциональная, познавательная, ценностно-ориентационная сферы, ряд психических процессов в соревновательных условиях испытывают перегрузки, дезадаптирующие юного спортсмена, что может привести к низким показателям выступлений на соревнованиях. Это детерминирует важность психологических методов подготовки в спорте.
...
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник для студентов вузов. - М.: Академия, 2002. - 414 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 270 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М: ФКиС, 1978. - 225 с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсменов. -М.: Просвещение, 1988. - 272 с.
5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб: СОЮЗ, 1997. - 143 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
7. Ганюшкин, А.Д. Задачи, формы и методы современной работы психолога и тренера / А.Д. Ганюшкин. - Смоленск, 1989. - 31 с.
8. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.
9. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по гуманит. спец. - М.: Университет, 2000. - 330 с.
11. Генов, Ф.А. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.А. Генов. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 244 с.
12. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 223 с.
13. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М.: ФиС, 1987. - 256 с.
14. Ильин Е.Л. Психология спорта / Е.Л. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 512 с. 15.
... всего 49 источников