Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
АКВААЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ 8
1.1. Содержание и формы внеучебной деятельности по физическому
воспитанию 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного
возраста 16
1.3. Анатомо - физиологические особенности школьников среднего возраста21 ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИЕ С ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Методика проведения занятий с элементами аквааэробики 35
2.2. Описание результатов реализации методики на занятиях с элементами
аквааэробики 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 51
Актуальность. На сегодня характерной чертой в жизни каждой семьи можно заметить поддержание необходимого тонуса для здорового образа жизни с самого детства. Поэтому современные родители поддерживают тенденцию плавания своих детей, где с детского сада их знакомят с водной средой, учат играть и плавать, а в школе продолжают обучение и продолжают работу над своими способностями и умениями, в большинстве школ развивается направление аквааэробики, где дети выполняют физические упражнения под музыкальное сопровождение.
Разработка методики занятий оздоровительной аквааэробикой должна производиться специалистами в области физической культуры и спорта, неправильно составленная методика, может привести в процессе выполнения комплексов упражнений направленных на оздоровление привести не к оздоровлению, а к травматизму.
Занятия аквааэробикой направлены на: закаливание всего организма, которое будет способствует восстановительным функциям и более быстрому обмену веществ, а так же повысит уровень умственной, так и двигательной работоспособности человека, так же занятия помогают устранить или улучшить уже приобретенные или возможные функциональные отклонения в здоровье.
Поэтому, актуальность данной дипломной работы заключается не только в необходимости улучшить функциональное состояние организма и здоровья, но и для профилактики детей среднего школьного возраста и для положительного психологического состояния с помощью занятий содержащих элементы аквааэробики.
Для занятий аквааэробикой существуют свои методические указания и особенности, которые необходимо соблюдать. Например, возраст, трудовая деятельность и ее вариации, интересы и склонности, а так же функциональная настроенность организма.
Для разработки методики оздоровительной аквааэробики, очень важно, чтобы ее составляли специалисты в области физической культуры и спорта, потому что при не правильной разработке комплекса упражнений, возможно, получить травму.
Занятия с элементами аквааэробики направлены на: укрепление здоровья, которые способствуют ускоренному обмену веществ, повышению умственной и двигательной работоспособности, а так же устраняет возможные функциональные отклонения в физическом здоровье.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена не только необходимостью улучшения детей среднего школьного возраста, но и положительное влияние на их психологическое состояние.
В.Ю. Давыдов трактует аквааэробику как аквафитнес - это система физических упражнений избирательной направленности в условиях водной среды, выполняющей благодаря своим природным свойствам роль естественного многофункционального тренажера[2].
Основной задачей аквааэробики является тренировка сердечно-сосудистой системы. Ввиду того, что происходит преодоление сопротивления водной среды, позволяет развивать всю мускулатуру, а так же сделать свою мышечную массу сильной, эластичной и выносливой.
Объект исследования: система школьного физкультурного образования.
Предмет исследования: использование элементов аквааэробики в школьном физкультурном образовании.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать и экспериментально проверить методику использования элементов аквааэробики в системе школьного физкультурного образования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу использования элементов аквааэробики в системе школьного физкультурного образования.
2. Разработать методику проведения занятий с элементами аквааэробики для учащихся среднего школьного возраста.
3. Проверить эффективность разработанной методики проведения занятий физкультуры с элементами аквааэробики.
Методы исследования: В работе использованы теоретические и практические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогическое тестирование физических качеств, антропометрическое измерение, методы оценки физической работоспособности, обработка полученных материалов.
Средний школьный возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых возможно дать оценку развития индивида, его психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития.
Особенность данного возраста это проявления в индивидуальном формировании. Развитие каждого из подростков различаются индивидуальными особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.
Педагог должен находить подход к каждому из учеников, так как у каждого индивида свой уровень познавательной деятельности, свойства памяти, склонности и интересы, а так же предрасположенность к успешному освоению тех или иных предметов. С учетом данных особенностей детей среднего школьного возраста осуществляется подход в обучении.
Во время написания дипломной работы была изучена научная литература, с помощью которой были найдены средства физического воспитания. Средства различаются своей спецификой, то есть в развитии определенных качеств используются и определенные средства различной направленности.
Изучив анатомо-физиологические особенности организма детей 12-14 лет, выявила, что в момент этого возраста происходит активная морфологическая перестройка организма, происходит психическое развитие, так же адаптация к внешней среде физиологических систем организма, так же в едином ритме развиваются такие как нервная система и двигательный аппарат. Средний дошкольный возраст является самым благоприятным для закладки знаний и навыков для развития способностей детей среднего дошкольного возраста.
В изучении данной темы дипломной работы, была поставлена гипотеза о применение различных средств аквааэробики, как физические упражнения из ряда ОФП и гимнастики с элементами аквааэробной направленности, несущие динамический характер, могут повысить уровень координационных способностей у детей 12-14 лет, оказалась верна.
Программа тренировок разрабатывается так, чтобы были задействованы все основные группы мышц. Основная нагрузка во время тренировок приходится на 43
нижнюю часть тела с наибольшей мышечной массой. Во время занятий используются различные комбинации движений ногами: сгибания, махи, приседания, а также ходьба и бег в воде.
Двигательная активность - вот в чем нуждается нормальное функционирование, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.
В наше время большинство людей мало двигаются. Они ходят пешком от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодые люди не очень любят физические нагрузки. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни.
1) Третьякова Н.В., Андрюхина Т.В., Кетриш Е.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры: учебное пособие / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В.Кетриш; под общ. ред.Н.В.Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.проф.-пед.ун-та, 2014. - 266 с.
2) В.Ю.Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова Новые фитнесс - системы (новые направления, методики, оборудование и инвентарь) : учебное пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин, Г.О. Краснова ; Федеральное агентство по физ. Культуре и спорту, ВГАФК. - 2-е изд., перераб. И лоп. - Волгоград: Изд- во ВОлГУ, 2005 - 284 с.
3) Меньшуткина, Т.Г. Занятия гидроаэробикой с людьми различного возраста / Т.Г. Меньшуткина. - СПб, 1997.-14с. 3. Хоули, Э.Т. Оздоровительный фитнесс/ Э.Т. Хоули. - Киев: Речь, 2000 - 450с.
4) Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика/ Т.С. Лисицкая. - М.:ФАР, 2002. - 225 с.
5) Ланцберт Л.А. Физическая тренировка как средство укрепления здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний. М., 1988. 173 с.
6) Нестерев Ю.И., Тепляков А. Т. Атеросклероз: клиническая диагностика, современные методы лечения и вторичная профилактика. Кемерево: ОАО ИПП Кузбасс, 2006. 240 с.
7) Булгакова, Н.Ж. Обоснование методики занятий аэробикой / Н.Ж. Булгакова, И.А. Лысова // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века, Москва, 24-25 ноября, 1994. - М., 1994. - С. 15-17
8) Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном простран- стве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 27-32.
9) Заводевкина, Н.В. Физическое воспитание и ценность здоровья: тендерный аспект / Н.В. Заводевкина //Социально-гуманитарные науки на ДВ, 2006. - №2 (10), - С. 54-57.
10) Насонова, Л. Приглашение на акваданс: Водная гимнастика для всех / Л. Насонова // Физкультура и спорт. - 1995. - №6. - С. 10.
11) Зефирова Е.В., Платонова В.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика / Учебно-методическое пособие - СПб: СПбГУ ИТМО, 2006.- 25с.
12) Влияние занятий аэробикой на физическое состояние организма студентов : методические разработки / сост. : О.П. Кузнецова, Н.В. Шамшина, Е.В. Голякова. - Тамбов : Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 24 с. - 100 экз.
13) Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Д. Лоуренс; пер. с англ. А. Озерова. М.: Гранд-фаир, 2000. — 255 с.: ил.
14) Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики. Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. Гос. Ун-та, 2004. - 124с. - (Серия «Современные оздоровительные технологии»).
15) Зимкин Н.В. Физиология человека: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. Изд. 5- еПодред. Н.В. Зимкина. М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496с.
... всего 40 источников