Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ИГРОВОЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У
СТАРШЕКЛАССНИКОВ 9
1.1. Волейбол как средство физического воспитания 9
1.2. Развитие физических качеств при обучении и совершенствовании
технических приёмов игры в волейбол 12
1.3. Средства, применяемые при развитии физических качеств 30
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 45
2.1. Физическая подготовка старшеклассников 45
2.2. Обучение технике и тактике старшиклассников игры в волейбол 48
2.3. Морально-психологическая подготовка волейболистов старших
классов 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
Игра, как коллективная деятельность, существенно отличается от тех видов спорта, где человек борется за совершенную форму движений или стремится к личному успеху, «соревнуясь» с метрами, килограммами и секундами. Современная спортивная игра многоплановая деятельность, где наряду с высокой техникой обращения с мячом требуются физическая выносливость, волевые напряжение и значительные усилия мысли. Без тренировки этих компонентов нельзя воспитать ни большого мастера, ни рядового «игрока», способного выступать на соревнованиях. Вот почему, несмотря на то, что спортивные игры являются высшей формой подвижных игр, система подготовки спортивных игроков нуждается в последних так же, как мощная река нуждается в ручейках.
Но оснащение игрока арсеналом разнообразных умений, его подготовка к бескомпромиссным поединкам на высоком уровне немыслимы без кропотливой тренировки, частью которой (особенно в стадии обучения и закрепления навыков) являются подвижные игры. Учиться, играя, и учиться, лучше играть - эти два принципа выступают в неразрывном единстве, их сочетание обеспечивает собой условие повышения спортивного мастерства.
Что же касается характера и объема игрового материала, применяемого в различных периодах тренировочного цикла, то здесь следует в основном придерживаться рекомендаций, изложенных в последующих разделах. Вместе с тем сама специфика подготовки игроков, необходимость оснащения их техникой, оттачивающейся в условиях единоборства, а также их потребность в обучении тактической грамоте повышают роль вспомогательных игр, особенно в подготовительном периоде. В соревновательном периоде возможно включение подвижных игр и эстафет, «отключающих» ее участников от стереотипных действий в избранной спортивной игре, в занятиях между календарными играми.
Волейболист - это всесторонне развитый атлет, обладающий силовой и скоростной выносливостью, «взрывной реакцией», прыгучестью, умением быстрого перемещения и перехода из статистического положения в динамическое, силой и быстротой сокращения мышц участвующих в выполнении основных игровых приемов (подача, переход, нападающий удар, блок), ловкостью, гибкостью необходимой для овладения рациональной техникой, а так же психологической подготовкой (быстрота двигательных реакций, ориентировка, наблюдательность, быстрота ответных действий, умение пользоваться периферическим зрением). Все эти качества вырабатываются (достигаются) во время учебно-тренировочных занятий по общефизической и специальной подготовке. В специальную физическую подготовку (СФП) входят 6 разделов: гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки на подкидном мостике, подвижные игры и эстафеты, упражнения на специальных снарядах.
Объект исследования: тренировочный процесс волейболистов старших классов.
Предмет исследования: средства и методы тренировочного процесса волейболистов-старшеклассников
Цель дипломной работы состоит в разработке комплексных упражнений для волейболистов, особенностей тактической и психологической подготовки.
Задачи, выдвигаемые в дипломной работе:
1. Проанализировать научную и учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выяснить элементы специальной подготовки волейболистов, обусловливающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности и определить основные направления их развития.
3. Разработать комплекс упражнений для развития специальной подготовки в тренировочном процессе волейболистов.
...
Раскрытие темы выпускной квалификационной работы стало возможным через решение задач, способствующих достижению
поставленной цели. В ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
Рассмотрены физические качества при обучении и совершенствовании технических приёмов игры в волейбол.
Изучены средства, применяемые при развитии физических качеств.
Выяснены элементы специальной подготовки волейболистов, обусловливающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности и определить основные направления их развития.
Разработан комплекс упражнений для развития специальной подготовки в тренировочном процессе волейболистов.
Рассмотрены научно-теоретические исследования по проблеме методики игры в волейбол. В результате этого выявлено, что волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и
доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования.
Раскрыты особенности волейбола, как вида спорта. При игре в волейбол спортсмен должен учитывать расположение игроков на площадке, предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие.
Техническая и тактическая подготовка юного волейболиста в соревновательной деятельности в целом в спортивных играх, имеет большое значение. И, тем не менее, каждая игра имеет существенные отличия, связанные с характером двигательной активности, способами
взаимодействия с мячом, интенсивностью и продолжительностью нагрузок, а также с критериями оценки спортивного результата. Общим же признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы, которая при равных силах соперников проявляется с особым драматизмом в кульминационные моменты спортивного противоборства.
Пятисекундные паузы до момента подачи не снижают физической и психической напряженности. Кроме того, в это время игроки обеих команд сосредоточивают все свое внимание на предстоящих технико-тактических действиях.
Что касается способов взаимодействия с мячом, то здесь также свой арсенал своеобразных, характерных только для этого вида спортивной игры, двигательных действий, основная суть и направленность которых связана с поражением цели с помощью ударных или бросковых движений, выполняемых большей частью ладонной поверхностью кисти или
супинированными предплечьями (передачи мяча снизу).
В процессе игры в волейбол для учащихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой
деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Волейбол способствуют воспитанию, у учащихся чувства
коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств и морально-волевой подготовки.
...
1. Андреева Ю.В. Деятельность волейболистов в игровом процессе и методика ее совершенствования: Автореф. дисс...канд. пед. наук. -М., 2008. -28 с.
2. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар. света, 2009.-72 с.
3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 753 с.
4. Гаврилов, А П Методика Тренировочного Процесса И Структура Подготовительного Периода Для Занимающихся Лыжным Спортом В Условиях Вуза: Методические Указания / Гаврилов А П. - Москва: Высшая школа, 2012. - 709 с.
5. Гераськин А.А., Родионов А.В. Тренажеры для повышения эффективности тренировки волейболистов // Теория и практика физической культуры. -1997. - №10. - С.47-50.
6. Годик М.А., Айрапетянц А.Р. Содержание и организация комплексного контроля в волейболе. - М.: , 2003. -133 с.
7. Ермаков С.С. Структура основных технических приемов игры в волейбол как система ударных движений: Автореф. дисс.канд. пед. наук.М., 2001.-24 с.
8. Ермаков С.С. Обучение технике ударных движений в спортивных играх на основе их компьютерных моделей и новых тренажерных устройств:: Автореф. дисс.докт. пед. наук. - Киев, 2000. -47 с.
9. Жан Жак. Методика совершенствования технической подготовленности юных волейболистов: : Автореф. дисс.канд. пед. наук. - М, 2011.-24 с.
10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. -М.: , 2000.-191 с.
11. Железняк Ю.Д., Швец К.А. Возрастные аспекты
подготовленности волейболистов: Учебное пособие для студентов ИФК. - Смоленск, 1993.-52 с.
12. Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.,2011. 152 с.
13. Ивойлов А.В. Средства и методы обеспечения функциональной устойчивости движений в спортивной деятельности: Автореф. дисс... докт. пед. наук., -Малаховка, 2013. 51 с.
14. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для
институтов физ. культуры. -М, 2010. -230 с.
15. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -199. - №4. - С.33-37.
... ВСЕГО 35 ИСТОЧНИКОВ