Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ПРОГРЕССОРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ (МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ)

Работа №147271

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Идея прогрессорства. История возникновения идеи, генезис 5
1.1. Понятие прогрессорства, основные принципы и идеи, образ прогрессора 5
1.2. Вклад братьев Стругацких в развитие идеи прогрессорства 10
Глава 2. Тема прогрессорства в произведениях А.Н. и Б.Н. Стругацких 16
2.1. Смещение вектора деятельности прогрессора в романе «Трудно быть
Богом» 16
2.2. Истоки качеств прогрессора на основе образа людей мира Полудня в повести
«Полдень, XXII век» 25
2.3. Проблема смещения ориентализма в повести «Улитка на
склоне» 28
2.4. Влияние личных факторов и отсутствия компетенции на прогрессорскую
деятельность в романе «Обитаемый остров» 32
2.5. Образ псевдопрогрессора в повести «Жук в муравейнике» 39
2.6. «Волны гасят ветер». Образ метапрогрессора 44
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение № 1. Материалы к элективному курсу по литературе в 11 классе. «Тема прогрессорства в творчестве братьев Стругацких (на материале повести “Трудно быть богом”)» 58

Советская литература представляет собой уникальное сочетание многообразия различных форм и жанров. И из этого многообразия особенно ярко выделяется пласт научной фантастики, в которой авторы делились с читателями невероятными мирами, необычными персонажами и смелыми идеями.
Пик развития советской научной фантастики пришелся на 1950-1980 годы. В эту эпоху особенно заметны Иван Ефремов («Туманность Андромеды»), Александр Казанцев («Фаэты»), Север Гансовский («День Гнева»). И, конечно же, особенно выделяется творчество двух талантливых братьев, Аркадия и Бориса Стругацких, во многом опередивших свое время.
Братья Стругацкие известны своими произведениями, в которых через призму научной фантастики говорили об окружающем их мире и, что более интересно, излагали свои смелые идеи, которые после подхватывали их «коллеги по цеху». Именно из таких задумок стала идея прогрессорства.
Актуальность темы определяется, по меньшей мере, двумя факторами. Во - первых, высокой степенью амбивалентности феномена прогрессорства в прозе братьев Стругацкий (показательно в этой связи, что сами они не дали непротиворечивого и исчерпывающего определения понятия «прогрессорство»). Во-вторых, тем, что на сегодняшний день важная для позднесоветской фантастики и, шире, всей позднесоветской в целом, тема прогрессорства изучена недостаточно.
Гипотеза: тема прогрессорства регулярно оказывается в центре произведений Стругацких, при этом само слово «прогрессорство» остается недостаточно объясненным раскрытым, что выдвигает на первый план задачу исследования инвариантных и вариативных элементов «прогрессорской» темы в книгах братьев Стругацких.
Объектом исследования является художественный мир произведений братьев Стругацких. 3
Предмет исследования - генезис идеи прогрессорства в творчестве братьев Стругацких и специфика ее репрезентации в их произведениях.
Целью работы является комплексное и системное исследование феномена прогрессорства в его различных вариантах в произведениях Стругацких.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач.
1. Определить теоретические и историко - литературные рамки понятия «прогрессорство».
2. Выявить инвариантные и вариативные черты «прогрессорской» темы в произведениях Стругацких.
3. Исследовать структуру персонажей - прогрессоров в произведениях Стругацких.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, насчитывающий 67 наименований, и приложение.
Апробация. Международная научно-практическая конференция
посвященная 95-летнему юбилею В.П. Астафьева «Творчество В. П. Астафьева в контексте национальной истории и культуры» (Красноярск, 2019 г.); XX международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых “Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, 2019); Международная научная конференция «Современная русская утопия: трансформация метажанра» (Красноярск, 2020).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Безусловно, идея прогрессорства - одна из интереснейших тем в научной фантастике, которая выходит из границ литературных произведений и находит отражение в реальном мире. Например, трудно не соотнести идеи и принципы прогрессорства к сторонникам ИТР-дискурса. Некоторые из участников политических движений характеризуют свою деятельность как прогрессорство. Например, Валерия Новодворская (советский и российский публицист, политик, диссидент. Основательница советской и российской оппозиционной праволиберальной партии «Демократический союз») в одном из интервью определила свою деятельность прогрессорством, а себя и соратников соответственно прогрессорами. [Новодворская 2005: 1]. Или же Ефим Островский, который по мнению Марка Липовецкого, хоть и «идеологически трудносовместим» с той же Новодворской, но тем не менее так же имеет черты, характерные для прогрессора. Иными словами, структура модели прогрессорства важнее её «наполнителей» [Липовецкий 2015: 2].
На этих примерах можно наблюдать влияние идеи, «родителями» которой являются Аркадий и Борис Стругацкие, которые вместе со своими коллегами прошли через непростое время цензуры и тоталитаризма и изложили свои опасения, свой взгляд на это в своих произведениях в завуалированной, однако достаточно «прозрачной» форме. Для чего же? Как нам представляется для того, чтобы донести мысль о том, что, несмотря на необходимость изменений, не стоит забывать о человечности, о морали, о том, что человеческая жизнь является большей ценностью, нежели идеологические убеждения.
Что же насчет самой идеи прогрессорства, ее развития? Идея менялась вместе с Аркадием и Борисом. В начале своей писательской деятельности они были оптимистами, верили и представляли светлое коммунистическое будущее. И этот оптимизм ощущается в таких произведениях как «Полдень. XXII век», «Страна багровых туч». Там люди, которых можно отнести к классу научных сотрудников среднего звена, облагораживают планеты, будь то Земля, Венера или
другая. Прогрессоры успешны, это был однозначный, хороший образ высокоморального альтруиста, который сделает все по уму, не прибегнув к насилию и из всех возможных решений выберет самое доброе.
Переломным моментом, уничтоживший их оптимизм можно считать расширенное совещание секции научно-фантастической и приключенческой литературы Московской писательской организации 26 марта 1963. После него авторы говорят: «Но одно стало нам ясно, как говорится, до боли. Не надо иллюзий. Не надо надежд на светлое будущее. Нами управляют жлобы и враги культуры. Они никогда не будут с нами. Они всегда будут против нас. Они никогда не позволят нам говорить то, что мы считаем правильным, потому что они считают правильным нечто совсем иное. И если для нас коммунизм - это мир свободы и творчества, то для них коммунизм - это общество, где население немедленно и с наслаждением исполняет все предписания партии и правительства» [Стругацкий 2001: 87]. После этого из-под пера братьев
Стругацких выходит роман «Трудно быть Богом», где прогрессорская деятельность Антона-Руматы не принесла пользу Арканару, а лишь спровоцировала череду убийств.
В дальнейшем «тучи» на прогрессорами лишь сгущались. Трилогия про Максима Каммерера лишь сильнее обострила проблемные стороны идеи прогрессорства, такие как потеря ориентализма, культурное дистанцирование, смещение центра деятельности, психический срыв и т.д.
Мы делаем вывод, что писатели разочаровались в собственной идее, а спустя некоторое время и отказались от нее, так как в поздних произведениях образ прогрессора исчезает.
Затрагивая понятие «прогрессорство», мы делаем однозначный вывод, что теоретические и историко-литературные рамки размыты, прогрессорство можно проследить во многих сферах, таких как политика, литература, образование и многие другие. Что же касается именно произведений братьев Стругацких, то определенные черты выделить и проследить можно. Прогрессор у Стругацких - мужчина, молодого или зрелого возраста, физически развитый, владеет многими 52
навыками, связанными с инженерно-технической сферой, не склонный к насилию и убийствам, и все же зачастую под влиянием внешних факторов прибегает к ним, преследует, по-своему мнению, благородную цель, но результат, как правило, оказывается плачевным. Подтверждение вышесказанному прослеживается при анализе структуры персонажей-прогрессоров (Максим Каммерер, Рудольф Сикорски, Антон-Румата, Лев Абалкин, Тойво Глумов, Перец и Кандид, герои рассказов «Полдень XXII век»). Все они представляют собой различные варианты парадигмальной для художественного мира Стругацких фигуры прогрессора.


1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.
2. Аринин О. Общество: прогресс и сила (критерии и общие начала). М.: Издательство ЛКИ, 2008. 328 с.
3. Борода Е. В. Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины XX-начала XXI веков: автореферат дис. ... доктора филологических наук: 10.01.01. Тамбов, 2011. 43 с.
4. Борода Е.В. «Полдень XXII век» Стругацких: роман-увертюра в симфонии будущего // Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала XX века: братья Стругацкие и Евгений Замятин / Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007. С. 23-44.
5. Борода Е.В. Испытание властью как фактор становления характера героя в романе братьев Стругацких «Град обреченный» // Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала XX века: братья Стругацкие и Евгений Замятин. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007. С. 45-51.
6. Борода Е.В. Люди» и «людены»: проблема человечности, сущность, истоки и закономерности конфликта в творчестве А.Н. и Б.Н. Стругацких // Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала XX века: братья Стругацкие и Евгений Замятин . Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007. С. 76-86.
7. Борода Е.В. От Благодетеля к Прогрессору: модификация образа сверхчеловека в отечественной фантастике ХХ века // Отечественная фантастика как реализация эстетического ресурса русской литературы начала XX века: братья Стругацкие и Евгений Замятин . Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007. С. 102-121.
8. Борода Е.В. Человек перед лицом прогресса в повести А. и Б. Стругацких
«Улитка на склоне» // Отечественная фантастика как реализация
эстетического ресурса русской литературы начала XX века: братья
Стругацкие и Евгений Замятин. Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2007.
С.122-130.
9. Бреева Т.Н. Деконструкция утопического дискурса в цикле произведений братьев Стругацких «Мир Полудня» // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (136). С. 226-235.
10. Верещагин. Е. Братья Стругацкие как основоположники российского
социального расизма. //Электронный журнал Regnum.2016.
URL:https://regnum.ru/news/society/2172111.html (Дата обращения 08.05.2021)
11. Дубин Б.В. Классика, после и рядом. Социологические очерки о литературе и культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 325 с.
12. Ефремов И.А. Миллиарды граней будущего // Комсомольская правда. 1966. 28 января. С. 2.
13. Задирко Е. Интрига рассказывания: «Волны гасят ветер» Стругацких и
«Солярис» Лема // Электронный журнал «Троцкий вариант». № 208. 2016. URL: https://trv-science.ru/2016/07/intriga-rasskazyvaniya-strugackie-i-lem/
(Дата обращения 08.05.2021)
14. Каспэ И.М. Смысл (частной) жизни, или Почему мы читаем Стругацких? //
№ 6. 2007. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2007/6/smysl-chastnoj-
zhizni-ili-pochemu-my-chitaem-strugaczkih.html (Дата обращения 08.05.2021).
15. Кукулин И.В. Философия Стругацких // Арзамас. 2012. URL:
https://arzamas.academy/materials/747 (Дата обращения: 08.05.2020)...45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ