Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема семьи в современной детской литературе(материалы для внеклассного чтения в средней и старшей школе)

Работа №147270

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Традиции семейной темы в русской литературе
1.1 «Мысль семейная» отечественной классики 7
1.2 Тема семьи в детской литературе ХХ века 22
Глава 2. Типология современных произведений детской литературы на семейную тему
2.1 Нравственно-психологическая проблематика произведений О. Раина и
Е. Габовой 31
2.2 Юмористический взгляд на семейную тему в произведениях Н. Абгарян,
Е. Мамонтова, О. Раина, М. Трауб 40
2.3 Специфика семейной темы в современных святочных рассказах 53
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы семьи в образовательном процессе
3.1 Подходы к изучению семейной темы в современной школе 57
3.2 Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе 61
Заключение 72
Список литературы 75

Во все времена детская литература занимала значительное место в процессе формирования нравственного воспитания детей. В ней органично соединены воспитательная, познавательная и эстетическая задачи, а также учтен возрастной уровень юного читателя, что позволяет не ошибиться при выборе произведения.
На протяжении веков детская литература расширяла и обогащала круг детского чтения, представляла новую информацию о быстро меняющемся мире, усиливая её идейно-воспитательную, гражданственную, патриотическую значимость.
В наше время детская литература не только сохраняет традиции былых времен, но и приобретает такие черты, которые были совсем несвойственны произведениям для детей. Современная литература для детей живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, семейные конфликты и проблемы, с которыми современный ребенок знаком не понаслышке. Так, в современной детской литературе ключевое место заняла семейная тема.
Содержание произведений меняется в первую очередь в связи с изменениями в семье. Родителям зачастую некогда уделять ребенку больше внимания, у них много своих проблем, а на ребенка совсем не остается сил и времени. Поэтому все чаще дети ищут поддержку со стороны: у друзей, учителей, других родственников, а порой и в виртуальном пространстве, посредством компьютерных игр.
Детская литература отразила и такую характерную черту времени, как стирание граней между взрослым и детским миром, быстрое взросление подростков. Постепенно исчезают традиционные темы и жанры, воспитавшие не одно поколение читателей: школьная повесть, реалистический рассказ, рассказы о войне. Изменяется и сам облик современного читателя, для которого литература утратила своё сакральное значение.
Однако, несмотря на все изменения, которые произошли в период развития детской литературы, в ее жанровых формах, традициях, многие темы, волнующие писателей, не потеряли своей актуальности и в наше время. Особое внимание уделяется нравственным ценностям в традиционных для детской литературы темах семьи, школы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме, сталкивается с различного рода проблемами.
Часто взрослые и дети, живя в одном доме и видясь каждый день, совершенно не знают друг друга. Общение родителей и подростков ограничивается бытовыми проблемами, наказаниями за разные проступки. Иногда у родителей просто не хватает времени на общение с собственными детьми, а иногда они просто не могут найти общий язык. Но очень важно помимо общего образования и бытовых навыков дать детям нравственные устои.
Таким образом, актуальность темы обусловлена значимостью, важностью и насущностью проблемы взаимоотношений в семье, поднятой в современной детской литературе, а также недостаточной изученностью в литературоведении данного аспекта.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в исследовании различных жанров современной детской литературы в аспекте осмысления семейной темы.
Объектом исследования является современная детская литература (жанры: психологическая повесть, юмористический и святочный рассказ).
Предметом исследования - тема семьи в современной детской литературе.
Художественный материал: произведения современных детских писателей: повести О. Раина «Остров без пальм», «Человек дейтерия»,
Е. Габовой «И отец мой, и мама моя», М. Трауб «Счастливая семья», рассказы Н. Абгарян «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман», «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», Е. Мамонтова «Приключения Славки Щукина. 33 рассказа про вранье», О. Раина «И строился дом...», Н. Ключаревой «Юркино рождество», Н. Васильевой «Нагадал нам попугай.», С. Захарченко «Сверчок»....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема семьи - одна из значимых и популярных тем в детской и подростково-юношеской литературе.
Начиная с древнерусской литературы писатели обращаются к изображению семейных взаимоотношений. Верность и преданность - главная ценность в жизни героев древнерусских текстов.
Литература XVIII и XIX веков наполнена глубоким моральным содержанием. В ней отражены разные типы семейных отношений: семьи, в которых царит мир, спокойствие, уют и доброта, все уважают и ценят друг друга («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Белая гвардия», «Война и мир»); семьи, где нет понимания, сострадания и сочувствия, где каждый думает только о собственной выгоде ( «Недоросль», «Гроза», «Три сестры», «Вишневый сад», «Чайка»).
Семейной жизни посвящены произведения писателей ХХ века: А.Г. Алексина, А.А. Лиханова, Ю.Я. Яковлева, В.П. Астафьева. Для раскрытия семейной темы в текстах обозначенных авторов характерна острота конфликта, постановка нравственно-психологических проблем. Герои переживают тяжелый период: им приходится сталкиваться с трудностями взрослой жизни, решать чужие проблемы, отстаивать свои права («Раздел имущества», «Благие намерения», «Последний поклон»). Основной мотив, пронизывающий произведения, - мотив предательства, одиночество детей, их ненужность.
Другой, юмористический, взгляд на семейную жизнь представлен в текстах В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова. В центре внимания обычные семьи, умеющие сохранять веру в лучшее, относиться ко всему с юмором, даже если случаются трудности и конфликты. Дети, воспитанные в таких семьях, как правило, наиболее устойчивы к стрессу, отзывчивы и добродушны.
Рассказы и повести ХХ века дают возможность читателю и юному, и взрослому извлечь нравственные уроки из нелегких событий в жизни внешне обыкновенных ребят. В них авторы ставят актуальные проблемы, герои ищут решения и находят их, показывая истину читателю.
Современная детская литература поддерживает традиции предшествующей, при этом, в связи с сегодняшней действительностью, наполняется новыми смыслами, отражает другие события.
О. Раин и Е. Габова показывают читателю новый, суровый мир ребенка, в котором ему, главному герою, порой нет места. В произведениях появляется мотив обретения случайного друга, помощника, который оказывает благоприятное воздействие на главного героя-подростка, помогает ему пройти через все жизненные испытания, поддерживает его («Остров без пальм», «Человек дейтерия», «И отец мой, и мама моя»). Все чаще мы наблюдаем счастливый финал, где семьи вновь обретают гармонию.
Современных авторов интересуют не только нравственные проблемы воспитания детей. Как и в литературе ХХ века, особое внимание уделяется семьям, в которых юмор - основа благополучия. Семья, в понимании Е. Мамонтова, Н. Абгарян, О. Раина, М. Трауб - это мини-общество, где каждый уникален и незаменим. В их семьях есть любовь, понимание, взаимовыручка и уважение («Приключения Славки Щукина. 33 рассказа про враньё», «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман», «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», «Счастливая семья», «И строился дом...»). Данные тексты содержат элементы автобиографии, это дает читателю возможность окунуться в детский мир автора, увидеть его жизнь своими глазами.
Важную роль в детской литературе играют тексты современной святочной прозы на семейную тему. Таковы рассказы Н. Ключаревой, Н. Васильевой, С. Захарченко. В них поддерживаются традиции жанра, сформировавшиеся в текстах XIX века, на первый план выходит 73
нравственный смысл - недостаток родительского внимания, неполная семья («Нагадал нам попугай...», «Сверчок»), семейное неблагополучие («Юркино рождество»). Несмотря на это, с героем происходят чудеса, которые преображают его духовно......


1. Абгарян Н.В. Манюня. - Москва: Издательство АСТ, 2015. - 317, [3] с.
2. Абгарян Н.В. Манюня пишет фантастичЫскЫй роман. - Москва: Издательство АСТ; Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2015. - 316, [1] с.
3. Абгарян Н.В. Манюня. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 314, [3] с.
4. Алексин А.Г. Повести: (Для среднего и старшего возраста) /Анатолий Алексин - Москва: Детская литература,1984. - 335 с.
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
6. Арзамасцева И.Н. Мы не знаем, что имеем // Литературная газета. - 2006. - №4.
7. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература - Москва: Академия, 2009. - 472 с.
8. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: Рассказы. М.: Правда, 1964.
9. Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. - М.: Современник, 1978. - 639 с.: ил.
10. Астафьев В. Печальный детектив. М., 1988.
11. Боженова О.А., Ольхова О.Н. Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова «Сломанная кукла» и «Благие намерения» // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 403-404. - [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/150/42407/ (дата обращения:
24.10.2018) .
12. Бочмага М.Я., Яскевич Е.В. Особенности воплощения темы семьи в творчестве А.П. Чехова 1880-х гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4201-4205. - [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2014/55105.htm (дата обращения: 28.10.2018).
13. Булгаков М.А. Собрание сочинений : в 10 т. Т.4. Белая гвардия: роман, повести / сост. В. Петелин. - М. : Голос, 1997. - 664с.
14. Воронов В.И. Анатолий Алексин: Очерк творчества. - Москва: Детская литература, 1981. - 174 с.
15. Габова Е.В. И отец мой, и мама моя [Текст] / Е. Габова // Путеводная звезда. - 2007. - №11. - С. 1 - 79.....70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ