Введение 3
Глава 1. Традиции семейной темы в русской литературе
1.1 «Мысль семейная» отечественной классики 7
1.2 Тема семьи в детской литературе ХХ века 22
Глава 2. Типология современных произведений детской литературы на семейную тему
2.1 Нравственно-психологическая проблематика произведений О. Раина и
Е. Габовой 31
2.2 Юмористический взгляд на семейную тему в произведениях Н. Абгарян,
Е. Мамонтова, О. Раина, М. Трауб 40
2.3 Специфика семейной темы в современных святочных рассказах 53
Глава 3. Методические рекомендации по изучению темы семьи в образовательном процессе
3.1 Подходы к изучению семейной темы в современной школе 57
3.2 Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе 61
Заключение 72
Список литературы 75
Во все времена детская литература занимала значительное место в процессе формирования нравственного воспитания детей. В ней органично соединены воспитательная, познавательная и эстетическая задачи, а также учтен возрастной уровень юного читателя, что позволяет не ошибиться при выборе произведения.
На протяжении веков детская литература расширяла и обогащала круг детского чтения, представляла новую информацию о быстро меняющемся мире, усиливая её идейно-воспитательную, гражданственную, патриотическую значимость.
В наше время детская литература не только сохраняет традиции былых времен, но и приобретает такие черты, которые были совсем несвойственны произведениям для детей. Современная литература для детей живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, семейные конфликты и проблемы, с которыми современный ребенок знаком не понаслышке. Так, в современной детской литературе ключевое место заняла семейная тема.
Содержание произведений меняется в первую очередь в связи с изменениями в семье. Родителям зачастую некогда уделять ребенку больше внимания, у них много своих проблем, а на ребенка совсем не остается сил и времени. Поэтому все чаще дети ищут поддержку со стороны: у друзей, учителей, других родственников, а порой и в виртуальном пространстве, посредством компьютерных игр.
Детская литература отразила и такую характерную черту времени, как стирание граней между взрослым и детским миром, быстрое взросление подростков. Постепенно исчезают традиционные темы и жанры, воспитавшие не одно поколение читателей: школьная повесть, реалистический рассказ, рассказы о войне. Изменяется и сам облик современного читателя, для которого литература утратила своё сакральное значение.
Однако, несмотря на все изменения, которые произошли в период развития детской литературы, в ее жанровых формах, традициях, многие темы, волнующие писателей, не потеряли своей актуальности и в наше время. Особое внимание уделяется нравственным ценностям в традиционных для детской литературы темах семьи, школы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме, сталкивается с различного рода проблемами.
Часто взрослые и дети, живя в одном доме и видясь каждый день, совершенно не знают друг друга. Общение родителей и подростков ограничивается бытовыми проблемами, наказаниями за разные проступки. Иногда у родителей просто не хватает времени на общение с собственными детьми, а иногда они просто не могут найти общий язык. Но очень важно помимо общего образования и бытовых навыков дать детям нравственные устои.
Таким образом, актуальность темы обусловлена значимостью, важностью и насущностью проблемы взаимоотношений в семье, поднятой в современной детской литературе, а также недостаточной изученностью в литературоведении данного аспекта.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в исследовании различных жанров современной детской литературы в аспекте осмысления семейной темы.
Объектом исследования является современная детская литература (жанры: психологическая повесть, юмористический и святочный рассказ).
Предметом исследования - тема семьи в современной детской литературе.
Художественный материал: произведения современных детских писателей: повести О. Раина «Остров без пальм», «Человек дейтерия»,
Е. Габовой «И отец мой, и мама моя», М. Трауб «Счастливая семья», рассказы Н. Абгарян «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман», «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», Е. Мамонтова «Приключения Славки Щукина. 33 рассказа про вранье», О. Раина «И строился дом...», Н. Ключаревой «Юркино рождество», Н. Васильевой «Нагадал нам попугай.», С. Захарченко «Сверчок»....
Тема семьи - одна из значимых и популярных тем в детской и подростково-юношеской литературе.
Начиная с древнерусской литературы писатели обращаются к изображению семейных взаимоотношений. Верность и преданность - главная ценность в жизни героев древнерусских текстов.
Литература XVIII и XIX веков наполнена глубоким моральным содержанием. В ней отражены разные типы семейных отношений: семьи, в которых царит мир, спокойствие, уют и доброта, все уважают и ценят друг друга («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Белая гвардия», «Война и мир»); семьи, где нет понимания, сострадания и сочувствия, где каждый думает только о собственной выгоде ( «Недоросль», «Гроза», «Три сестры», «Вишневый сад», «Чайка»).
Семейной жизни посвящены произведения писателей ХХ века: А.Г. Алексина, А.А. Лиханова, Ю.Я. Яковлева, В.П. Астафьева. Для раскрытия семейной темы в текстах обозначенных авторов характерна острота конфликта, постановка нравственно-психологических проблем. Герои переживают тяжелый период: им приходится сталкиваться с трудностями взрослой жизни, решать чужие проблемы, отстаивать свои права («Раздел имущества», «Благие намерения», «Последний поклон»). Основной мотив, пронизывающий произведения, - мотив предательства, одиночество детей, их ненужность.
Другой, юмористический, взгляд на семейную жизнь представлен в текстах В.Ю. Драгунского и Н.Н. Носова. В центре внимания обычные семьи, умеющие сохранять веру в лучшее, относиться ко всему с юмором, даже если случаются трудности и конфликты. Дети, воспитанные в таких семьях, как правило, наиболее устойчивы к стрессу, отзывчивы и добродушны.
Рассказы и повести ХХ века дают возможность читателю и юному, и взрослому извлечь нравственные уроки из нелегких событий в жизни внешне обыкновенных ребят. В них авторы ставят актуальные проблемы, герои ищут решения и находят их, показывая истину читателю.
Современная детская литература поддерживает традиции предшествующей, при этом, в связи с сегодняшней действительностью, наполняется новыми смыслами, отражает другие события.
О. Раин и Е. Габова показывают читателю новый, суровый мир ребенка, в котором ему, главному герою, порой нет места. В произведениях появляется мотив обретения случайного друга, помощника, который оказывает благоприятное воздействие на главного героя-подростка, помогает ему пройти через все жизненные испытания, поддерживает его («Остров без пальм», «Человек дейтерия», «И отец мой, и мама моя»). Все чаще мы наблюдаем счастливый финал, где семьи вновь обретают гармонию.
Современных авторов интересуют не только нравственные проблемы воспитания детей. Как и в литературе ХХ века, особое внимание уделяется семьям, в которых юмор - основа благополучия. Семья, в понимании Е. Мамонтова, Н. Абгарян, О. Раина, М. Трауб - это мини-общество, где каждый уникален и незаменим. В их семьях есть любовь, понимание, взаимовыручка и уважение («Приключения Славки Щукина. 33 рассказа про враньё», «Манюня», «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман», «Манюня, юбилей Ба и прочие треволнения», «Счастливая семья», «И строился дом...»). Данные тексты содержат элементы автобиографии, это дает читателю возможность окунуться в детский мир автора, увидеть его жизнь своими глазами.
Важную роль в детской литературе играют тексты современной святочной прозы на семейную тему. Таковы рассказы Н. Ключаревой, Н. Васильевой, С. Захарченко. В них поддерживаются традиции жанра, сформировавшиеся в текстах XIX века, на первый план выходит 73
нравственный смысл - недостаток родительского внимания, неполная семья («Нагадал нам попугай...», «Сверчок»), семейное неблагополучие («Юркино рождество»). Несмотря на это, с героем происходят чудеса, которые преображают его духовно......
1. Абгарян Н.В. Манюня. - Москва: Издательство АСТ, 2015. - 317, [3] с.
2. Абгарян Н.В. Манюня пишет фантастичЫскЫй роман. - Москва: Издательство АСТ; Санкт-Петербург: Астрель-СПб, 2015. - 316, [1] с.
3. Абгарян Н.В. Манюня. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 314, [3] с.
4. Алексин А.Г. Повести: (Для среднего и старшего возраста) /Анатолий Алексин - Москва: Детская литература,1984. - 335 с.
5. Арзамасцева И.Н. Детская литература. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
6. Арзамасцева И.Н. Мы не знаем, что имеем // Литературная газета. - 2006. - №4.
7. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература - Москва: Академия, 2009. - 472 с.
8. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой: Рассказы. М.: Правда, 1964.
9. Астафьев В.П. Последний поклон: Повесть/Ил. Ю. Боярский. - М.: Современник, 1978. - 639 с.: ил.
10. Астафьев В. Печальный детектив. М., 1988.
11. Боженова О.А., Ольхова О.Н. Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова «Сломанная кукла» и «Благие намерения» // Молодой ученый. - 2017. - №16. - С. 403-404. - [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/archive/150/42407/ (дата обращения:
24.10.2018) .
12. Бочмага М.Я., Яскевич Е.В. Особенности воплощения темы семьи в творчестве А.П. Чехова 1880-х гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 4201-4205. - [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2014/55105.htm (дата обращения: 28.10.2018).
13. Булгаков М.А. Собрание сочинений : в 10 т. Т.4. Белая гвардия: роман, повести / сост. В. Петелин. - М. : Голос, 1997. - 664с.
14. Воронов В.И. Анатолий Алексин: Очерк творчества. - Москва: Детская литература, 1981. - 174 с.
15. Габова Е.В. И отец мой, и мама моя [Текст] / Е. Габова // Путеводная звезда. - 2007. - №11. - С. 1 - 79.....70