Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ПЕРВОЙ ЛЮБВИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №147269

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Традиции темы первой любви в отечественной литературе 7
Глава 2. Раскрытие темы первой любви в прозе Е.В. Габовой и А.А. Ремез . 16
2.1. Центральные мотивы в рассказах Е.В. Габовой о первой любви 16
2.2. Специфика темы первой любви в рассказах А.А. Ремез 24
Глава 3. Подходы к изучению современной литературы на тему первой любви в школе 33
3.1. Тема первой любви в чтении подростков: анализ программной и учебно­методической литературы 33
3.2. Разработка урока внеклассного чтения в 7 классе по рассказу Е.В.
Габовой «До завтра!» из сборника «Двойка по поведению» 36
Заключение 44
Список использованных источников 48
Приложение 1 51
Приложение 2 52
Приложение 3 53
Приложение 4 57

Актуальность исследования. Тема первой любви является популярной в произведениях детской и подростково-юношеской литературы. Данная тема актуальна всегда, так как почти каждый человек встречал свою первую любовь. Первая любовь в жизни подростка - это один из самых светлых, а порой - горьких моментов. Для кого-то она останется лишь мимолетным воспоминанием, а для кого-то может стать переломным моментом или всем смыслом жизни. Любовь, несомненно, становится для подростков новым значимым чувством, но зачастую она не связана с ощущениями счастья, радости и положительных эмоций. Тема первой любви особенно интересна для юношей и девушек, которым только предстоит открыть для себя этот загадочный мир любви.
Не случайно к теме первой любви обращались многие писатели XIX­XX веков: И.С. Тургенев, А. Грин, Р.И. Фраерман, В.Ю. Драгунский, В.Г. Распутин, Ю.Я. Яковлев, А.А. Лиханов, Г.Н. Щербакова и другие.
В современной отечественной литературе тема первой любви продолжает свое развитие. Так, в творчестве Е.В. Габовой обозначенная тема является центральной. Е.В. Габова - известная детская писательница, автор более 40 книг для детей и подростков, член Союза писателей России, народный писатель Республики Коми. Е.В. Габова «делает своеобразный апгрейд советской подростковой литературы, адаптирует традицию подростковой прозы советского времени для современного читателя» [Даниленко, 2017: 118]. В ее текстах считываются внешние приметы времени: постперестроечная эпоха, расслоение общества по принципу материального достатка, появление у подростков маркеров статуса (мобильные телефоны, фотоаппараты, компьютеры). Однако внешние приметы времени не влекут за собой смены ценностных ориентиров и не пугают перспективой упадка и деградации. Рассказы и повести Е.В. Габовой показывают традиционные ценности: семья, верность, любовь.
Тема первой любви в изображении Е.В. Габовой отличается многоаспектностью и своеобразием. Она посвящает этой теме как ранние свои произведения (1980-е годы XX века), так и зрелое творчество.
В творчестве современного петербургского писателя-прозаика Анны Ремез также одной из центральных тем является тема первой любви. В ее произведениях речь идет о первой любви, которая появляется совсем неожиданно, как по волшебству. Анна Ремез умеет бережно показать внутренний мир подростка, который еще не понимает сам себя, не любит и не верит, что достоин любви. В интервью с главным редактором интернет- журнала «Папмамбука» писательница сказала: «Пишу я, конечно, и с позиции себя сегодняшней, и с позиции подростка. Я именно так думала о любви, именно такой любви хотела - романтической». [Аромштам, 2021]
В литературоведческой науке не получило концептуального освещения исследование обозначенной темы в современной подростковой литературе, в том числе в произведениях Е.В. Габовой и А.А. Ремез. Данный факт определяет новизну дипломной работы.
Тема как уровень содержания художественного текста наиболее ярко проявляет себя через мотивы и художественные образы. По этой причине в раскрытии темы первой любви мы будем большее внимание уделять образу подростка и центральным мотивам в повествовании. Под мотивом имеем в виду «устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста; мотив может быть выделен как в пределах одного или нескольких произведений писателя (например, определенного цикла), так и в контексте всего его творчества, а также какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи» [Кожевникова, Николаева, 1987: 229].
Объект исследования: тема первой любви в детской и подростково­юношеской литературе.
Предмет исследования: тема первой любви в рассказах Е.В. Габовой и А.А. Ремез (образ подростка, центральные мотивы, особенности сюжета) и восприятие этой темы учащимися средних классов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первая любовь - самое невинное и искреннее чувство. Она может подарить радость или разочарование, стать мимолетным воспоминанием или всем смыслом жизни. Несомненно, первая любовь появляется в подростковом возрасте - возрасте бурных эмоций, непонимания взрослых и игры гормонов. Подросток только знакомится с этим чувством, он не может контролировать свои эмоции, поэтому первая любовь чаще всего не имеет счастливого конца и отличается драматизмом. Но бывают противоположные ситуации, когда вспыхнувшее чувство может перерасти в любовь на всю жизнь.
В дипломной работе нами были рассмотрены традиции темы первой любви в отечественной литературе XIX-XX веков на примере таких произведений, как И.С. Тургенев «Первая любовь», А. Грин «Алые паруса», Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре», В.Г. Распутин «Рудольфио», Ю.Я. Яковлев «Гонение на рыжих», А.А. Лиханов «Солнечное затмение», Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось». При анализе этих произведений были выявлены мотивы, раскрывающие тему первой любви: мотив разочарования и безответной любви, мотив ревности, мотив жертвы во имя любимого, мотив взаимной и искренней любви, мотив взросления подростка, переживающего чувство любви (связано с качественными внутренними изменениями в человеке).
Современная отечественная литература для подросткового чтения продолжает традиции писателей XIX-XX вв. в раскрытии темы первой любви. В творчестве Е.В. Габовой и А.А. Ремез тема подростковой любви является центральной. Материалом для нашего исследования послужили сборник рассказов Е.В. Габовой «Двойка по поведению» и сборник рассказов А.А. Ремез «Прогулка по прямой».
Нами были выделены центральные мотивы, раскрывающие тему первой любви в рассказах современных детских писателей. В рассказах Е.В. Габовой центральными мотивами являются мотив ревности, мотив разочарования, мотив искренней любви и мотив взросления подростка, переживающего чувство любви. В рассказах А.А. Ремез к центральным мотивам были отнесены мотив зарождающейся влюбленности, мотив взаимной симпатии и мотив ревности. При сопоставлении мотивов Е.В. Габовой и А.А. Ремез мы пришли к выводу, что у них есть такие общие мотивы, как мотив ревности, мотив искренней любви, мотив преображающей силы любви, мотив взаимной симпатии, мотив влюбленности в учителя и мотив вмешательства родителей в отношения подростков.
Мы пришли к выводу, что специфика прозы Е.В. Габовой и А.А. Ремез заключается в многоаспектности раскрытия исследуемой темы (ироническая, романтическая, драматическая составляющие) и в точной передаче психологии влюбленного подростка. Практически во всех историях А.А. Ремез первая любовь приносит героям радость и счастье, несмотря на все неприятности; для прозы Е.В. Габовой характерен больший драматизм в раскрытии исследуемой темы.
В рассказах Е.В. Габовой и А.А. Ремез тема первой любви раскрывается, прежде всего, через образ подростка. Герои-подростки испытывают первую влюбленность, ревнуют, любят, жертвуют собой, наслаждаются моментами, ненавидят, боятся выразить свои чувства, скучают, ощущают радость и счастье. Влюбленность в жизни героев появляется совсем неожиданно.
Современные авторы продолжают традицию предшествующей литературы в изображении темы первой любви. При этом меняются социально-исторические реалии, в рамках которых действуют герои произведений. Отличительными признаками современного хронотопа текстов является обилие гаджетов и использование сети Интернет. Несмотря на это, мотивы и архетипические линии поведения героев-подростков остаются в контексте традиции отечественной литературы XIX-XX веков....


1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Аромштам М. С. Анна Ремез: «Мы любим так, как диктует нам наше время» // Папмамбук. 29 марта 2021. URL: https://www.papmambook.ru/articles/4636/ (дата обращения 14.05.22).
3. Балина М.Р. Воспитание чувств alasovietique: повести о первой любви // Неприкосновенный запас. Номер 2, 2008.
4. Воскобойников В.М. О взрослении персонажей // Литературная газета.
2022. №5. URL: https://lgz.ru/article/-5-6819-02-02-2022/o-vzroslenii-
personazhey/ (дата обращения 28.05.22).
5. Габова Е.В. Двойка по поведению: Рассказы, повесть. - М.: Аквилегия­М; 2016. - 256 с.
6. Грин А.С. Алые паруса: Повести: Для ст. шк. возраста. - Мн.: Юнацтва, 1988. - 288 с.
7. Даниленко Ю.Ю. Современная подростковая проза Елены Габовой: секрет успеха (Сыктывкар, Республика Коми). - Пермь: Вестник ПГГПУ, 2017. - 115-120 с.
8. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М.; Л., 1962. - 563 с.
9. Драгунский В.Ю. Девочка на шаре. Рассказы. - М.: Дет. лит., 1985. - 128 с.
10. Дряхлова Т.Е. Концепт «любовь» как один из основополагающих для формирования общекультурных ценностей среди учащихся среднего школьного возраста. - Нижний Новгород // Успехи современной науки. Том 1. 2017. №4. С. 81-84
11. Жиндеева Е.А., Николаева Е.А., Громова А.Ю. Нравственные константы в изображении Г. Щербаковой: идейно-тематическое своеобразие. - Челябинск: Вестник ЧГПУ 10, 2012. - 243-253 с.
12. Загвоздкина Т.Е. Мотив любви в творчестве А. Грина. - Киров // Литература в школе. 2015. №9. С. 3-7.
13. Игнатьева А.В. У истоков мотива «родной души» в творчестве В.Г. Распутина (концепция рассказа «Рудольфио»). - Челябинск: Вестник ЧГПУ 7, 2008. - 217-227 с.
14. Карпов И.П. Любовь - первая, последняя, единственная (И. С. Тургенев, И. С. Шмелев, А. П. Чехов, И. А. Бунин). 9-11 классы. Материалы к урокам: Пособие для учителя. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2003. - 72 с.
15. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. - М.: «МАЭСТРО ПлаТинум», 2017. - 158 с....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ