Введение 3
Глава 1. Персональный блог учителя как средство организации дистанционного взаимодействия с учащимися 7
1.1. Понятие блога 7
1.2. Изучение существующего опыта использования блога
в образовании 11
1.3. Возможности современных технологий для создания блога учителем 19
Глава 2. Опытная работа по созданию и использованию блога при изучении информатики и ИКТ в школе 28
2.1. Разработка блога 28
2.2. Наполнение ресурса образовательным контентом 36
2.3. Оценка результатов работы 38
Заключение
Библиографический список
Согласно принятой в социологии эволюционной схеме, мы живем в постиндустриальном обществе. Более точно его характер раскрывает термин «Информационное общество». Наша страна, как и другие, пока еще движется к информационному обществу, и принятая на сегодняшний день стратегия развития государства и общества простирается до 2020 г. Одна из главных черт общества этого уровня информационного развития — занятость большей части населения в производстве информационных продуктов и услуг; выработка у каждого индивида и социума в целом своеобразной информационной культуры. Этот переход происходит именно сейчас. В связи с этим изменяются все государственные и общественные институты страны, порой радикальным образом. Не является исключением и сфера образования. Для обеспечения своих нужд это общество должно использовать достаточно эффективные, массовые и глобальные средства связи и СМИ.
Сегодня эту задачу выполняет глобальная компьютерная сеть «Интернет» и ее телекоммуникации. Одной из наиболее популярных служб Интернета является World Wide Web (WWW). Именно «Всемирная паутина», обслуживает колоссальную долю информационных нужд современного человека. Она является средством связи и доступа к массовой и элитарной культуре, информационным ресурсам, причем как для обывателя, так и для узко ориентированных специалистов по отраслям [5, 46].
Основными структурными элементами информационного пространства WWW по-прежнему являются гипертекстовые документы или сайты. Однако, с каждым днем все возрастает роль так называемых «социальных сервисов Интернета», среди которых особое внимание, следует уделить блогам [4, 34, 43]. По своей сути, блог — это интерактивная форма дневника, который публикуется в глобальной сети с целью ознакомления с какой-либо информацией определенного круга единомышленников. При этом важная роль отводится не только автору («блоггеру») и его публикации, но и комментариям к записи («посту»). В ряде случаев, первичной целью является само обсуждение, а пост автора служит для формального объявления темы.
В последнее время ведение собственного блога стало более популярным, чем сайта. Очевидно причина кроется в том, что создать и вести
свой блог может любой человек, даже не имеющий самых поверхностных
знаний о web-дизайне [34, 40]. Создать сетевой блог можно за несколько минут. Эта простота привлекает в «блогосферу» (информационное пространство, образованное блогами) с каждым днем все больше новых пользователей интернета. Не менее очевидно и то, что переход популярности от персональных сайтов к блогам продолжится и дальше [1, 2].
Особенностью образования в информационном обществе является использование современных информационных технологий как в силу их эффективности, так и в силу необходимости формирования компьютерной грамотности у обучающихся. Другими словами, педагог в первую очередь должен шагать в ногу со временем [22, 24, 41].
В результате ознакомления с существующими персональными ресурсами учителя стало очевидным то, что сам по себе блог, как сервис, используемый для сопровождения учебного процесса, в основном, представлен именно блогом учителя, в то время как возможны и иные формы [27, 43].
Сказанное выше подчеркивает актуальность вопроса об использовании блога учителя информатики в образовательном процессе. Этот вопрос еще методически очень мало освещен, но выглядит очень перспективно. Поэтому, была выбрана следующая тема для данной работы: «Использование блога учителя информатики для поддержки учебного процесса».
Объектом исследования в настоящей работе выступает методика применения блога как формы дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса для повышения познавательной активности учащихся при изучении информатики и ИКТ в школе.
Предмет исследования составляют структура, содержимое («контент»), методические особенности использования персонального блога учителя информатики и ИКТ для поддержки учебного процесса.
Технически и логически правильно организованный блог учителя может стать хорошим подспорьем в работе. С его помощью можно организовать тренировочное онлайн-тестирование, дополнительное изучение
и разъяснение основного учебного материала, освещение интересных
вопросов и новостей из области современных IT-технологий и др [39]. Что, в свою очередь, призвано показать учащимся, что информатика как наука шире и интереснее, чем это принято считать.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей блога как сетевого сервиса, определении способов и возможностей создания и использования персонального блога учителя информатики в учебном процессе общеобразовательных школ, а также выработке рекомендаций для использования в образовательном процессе.
Таким образом, можно выделить следующие задачи данной работы:
1. изучить литературу по данной теме, рассмотреть понятие блога, их классификацию и возможные способы использования;
2. изучить и сопоставить основные способы создания персонального блога;
3. создать персональный блог учителя информатики;
4. изучить возможности использования блога в образовании;
5. сформулировать рекомендации по использованию блога учителя в образовательном процессе.
Для проведения исследования потребуется использовать такие методы как анализ методической, научной и технической литературы, анализ опыта работы, тестирование, анкетирование.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных в исследовании результатов в деятельности педагога.
В ходе проведенной работы была изучена соответствующая методическая, научная и техническая литература, а также уже существующий опыт внедрения блога в образовании на примере персональных ресурсов учителей, что позволило создать блог учителя информатики, ориентированный на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет использования современных ИКТ.
Рассмотрены самые распространенные способы создания блога. Исходя из показанной выше простоты создания и ведения именно сетевого блога, когда, в отличие от использования CMS, уже не требуется даже минимальных инженерных знаний в области web-дизайна, можно сделать вывод о том, что именно форма блога в будущем будет все чаще оказываться более предпочтительной, чем например создание персонального сайта учителя.
Были выделены и рассмотрены возможные способы создания ресурса, рассмотрены особенности CMS Ucoz, как платформы для ведения блога. Часть работы посвящена сравнительному анализу системы Ucoz с остальными CMS, по результатам которого, принято решение разрабатывать ресурс именно на этой системе управления контентом. Пройдены все этапы разработки ресурса на выбранной CMS, и выделены общие рекомендации по использованию этой системы.
Следует отметить, что, по сравнению с персональным сайтом, вследствие простоты создания и использования, блог может сопровождаться не только учителем, но и учащимися (например, блог класса или проекта). А это, в свою очередь, открывает гораздо большие возможности в использовании для сопровождения образовательного процесса, чем именно сайт учителя. Были рассмотрены и другие возможности использования блога для поддержки учебного процесса.
В результате анализа существующих персональных ресурсов учителя были выявлены возможные формы использования блога.
По результатам предварительной апробации можно сделать вывод о высоком потенциале данного проекта, как средстве повышения мотивации учащихся к изучению информатики. Несмотря на то, что в теме работы обозначено использование рассмотренных технологий при изучении информатики, очевидна возможность использования полученных рекомендаций любым учителем-предметником.
Однако, даже предварительная апробация выявила тот факт, что внедрению данной технологии в практику должен предшествовать серьезный период подготовки и доработки, в том числе и технического характера. И, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о целесообразности и даже необходимости доработки этого ресурса; тем более что результаты анкетирования показали достаточно хороший уровень заинтересованности им у учащихся.
Подводя итог проведенной работе, можно сделать вывод о том, что, несмотря на пока еще небольшое методическое обеспечение, использование блога в образовательном процессе не только возможно, но и является достаточно перспективным направлением.
Материал, полученный в ходе проведенной работы, а именно выделенные особенности системы, ее достоинства и ограничения, рекомендации по создания веб-ресурса, порядок его разработки в данной CMS и формы использования персонального блога может быть использован в учебном процессе общеобразовательных школ.
1. Андреев, А.А. Методические аспекты применения сервисов Интернета Web 2.0 в учебном процессе «Педагогические и информационные технологии в образовании» [Текст]: / А.А. Андреев, В.Н. Фокина / научно-методический журнал. - 2008.- N 7. 35 с.
2. Агранович, Б.Л. Исследование возможностей использования философии и технологии web 2.0 для разработки образовательных интеллектуальных ресурсов [Текст]: / Б.Л. Агранович, Е.И. Якушкина, А.А. Новикова / Аналитический отчет. - Томск. - 2012. 64 с.
3. Богачкина, С.А. Большая компьютерная энциклопедия [Текст]:/ С.А. Богачкина. - М.: Эксмо, 2007 - 480 с.
4. Босова, Л.Л. / Информатика и образование. - № 9. - 2007. - С. 91-99 (авт. 6 стр.).
5. Виноградова, С.Н. Источник № 4. [Текст]:/ С. Виноградова. — Вологда:ВИРО, 2012. - 51c.
6. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их учет в педагогическом процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http:/studopedia.ru/11_143305_vozrastnie-i-individualnie-osobennosti- uchashchihsya-ih-uchet-v-pedagogicheskom-protsesse.html Monday, 26 Dec 2018 15:31:34.
7. Воронкова, О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя
[Текст]:/ О.Б. Воронкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 314 с.
8. Гейн, А.Г. Методика преподавания современного курса информатики
[Текст]: / А.Г. Гейн / Информатика. - 2003. - №34, 36, 38, 40, 42, 44, 46,
9. Горячев, А.В. Информатика в играх и задачах: Учебный комплект (1-4). [Текст]: / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И./ - М.: Баллас, 2012. - 240с.
10. Горячев А.В. Информатика. 1-6 классы: Пропедевтический курс (Программа)[Текст]: / Горячев А.В., Лесневский А.С. / Программно-методические материалы: Информатика. 1 - 11кл. - М.: Дрофа, 2012.
11. Делаем проект с нуля на ваших глазах [Электронный ресурс]. - Режим доступа https:/blog.ucoz.ru/step_by_step/start Monday, 26 Dec 2018 15:31:40.
12. Дизайн — База знаний Ucoz [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.ucoz.ru/help/design Monday, 26 Dec 2018 15:21:40.
13. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.web-learn.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17 Monday, 26 Dec 2018 15:21:45.
14. Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования [Электронный
ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/530827/
Monday, 26 Dec 2018 15:22:00.
15. Дистанционное образование: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. -
Режим доступа http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/ Monday, 26 Dec 2018 15:23:00.
16. Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://cmet4uk.ru/publ/5-1-0-67 Monday, 26 Dec 2018 15:24:00.
17. ЕДомский, Ю.Е. Техника Web-дизайна для студента. [Текст]:/ Ю. Едомский. — BHV-СПб, 2008. - 392c.
18. Зарецкий Д.В. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников [Текст]: /Зарецкий Д.В., Зарецкая
З.А. /Информатика и образование. - 2007. - № 7.
19. Как оценить образовательный блог [Электронный ресурс]. - Режим
доступа http://edugalaxy.intel.ru/index.php?
automodule=blog&blogid=8&showentry=1330 Monday, 26 Dec 2018 16:00:00.
20. Как приготовить дизайн сайта. Руководство для новичков
[Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://blog.ucoz.ru/design/how_to_cook_a_beautiful_ website Monday, 26
Dec 2018 12:31:00.
21. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику [Текст]:/ и Н. Ковалев, Б. Райский, Н. Сорокин; Москва: "Просвещение",1975.
22. Кодексы и Законы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/ Monday, 26 Dec
2018 12:31:00.
23. Принципы построения web-сайтов с помощью CMS [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://nic1.ifmo.ru Monday, 26 Dec 2018 12:31:00.
24. Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в
деятельность образовательных учреждений Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.openclass.ru/node/289858 Monday, 26 Dec 2018 12:31:00.
25. Краткая история дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://xreferat.ru/71/5846-1-kratkaya-istoriya- distancionnogo-obrazovaniya.html Monday, 26 Dec 2018 12:31:00.
26. Кудрявцева И.А. Образовательный блог в деятельности учителя- предметника [Текст]: / Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 408-410.
27. "Методика использования блогов при обучении школьников информатике" Мастер-класс 5 апреля 2010, ВГПУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:/www.myshared.ru/slide/241969/ Monday, 26 Dec 2018 12:50:00.
28. Мелансон, Б. Профессиональная разработка сайтов на Drupal 7. [Текст]: / - СПб.: Питер, 2013. - 688с.
29. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования
Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/pr4452-1.htm Monday, 26 Dec 2018 12:50:00.
30. Методические рекомендации по созданию образовательного сайта [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://lib.znate.ru/docs/index-
38422.html Monday, 26 Dec 2018 12:50:00.
31. Михеева, Е.В. Практикум по информатике: учеб, пособие[Текст]: / Е.В. Михеева./ - М.: Академия, 2007. - 192 с.
32. Начало работы - База знаний Ucoz [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ucoz.ru/help/start Monday, 26 Dec 2018 12:50:00.
33. Ничего себе. Все людям... Блог в помощь Ээльмаа Юрия
[Электронныйресурс]. - Режим доступа
http://eelmaa.blogspot.ru/2012/06/blog-post.html Monday, 26 Dec 2018 12:50:00.
34. Персональный сайт в работе учителя [Электронный ресурс]. - Режим
доступа http://nsportal.ru/shkola/materialy-
metodicheskikhobedinenii/library/personalnyi-sait-v-rabote-uchitelya Monday, 26 Dec 2018 12:50:00.
35. Персональный сайт учителя как средство интеграции в единое образовательное пространство [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://tide.rusedu.net/post/1879/14953 Monday, 26 Dec 2018 14:50:00.
36. Печников, В.Н. Создание Web-сайтов без посторонней помощи [Текст]:/ В. Печникова. —. М.: Технический бестселлер, 2011. — 464 с.
37. Понятие дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://informatizaciya.forum2x2.ru/t33-topic Monday, 26 Dec 2018 14:50:00.
38. Работа с разделом «Управление дизайном» и системными кодами [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://blog.ucoz.ru/design/ customization_and_s ystem_codes Monday, 26 Dec 2018 14:50:00.
39. Рамел, Д. Jomla! для профессионалов. [Текст]: / - Вильямс, 2014. - 448с.
40. Раскрутка сайта. Сообщество Ucoz [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://forum.ucoz.ru/forum/21 Monday, 26 Dec 2018 14:50:00.
41. Рекомендации авторам образовательных сайтов [Электронный ресурс].
- Режим доступа http://saitostroitel.ucoz.ru/index/0-8URL:
http://pedsovet.su/publ/26-1-0-1120 Monday, 26 Dec 2018 14:50:00.
42. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. [Текст]:/ Письмо Министерства образования РФ / Информатика и образование. - 2002. - №6. - С. 39-40.
43. Сапожкова, А.Ю. Создание и развитие персонального сайта учителя. [Текст]:/ А. Сапожкова. — Вологда:ВИРО, 2012. - 32c.
44. Сайт или блог? [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.openclass.ru/node/306069 Monday, 26 Dec 2018 15:30:00.
45. Сайтостроение для педагогов [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://saitostroitel.ucoz.ru/index/0-8 Monday, 26 Dec 2018 15:30:00.
46. Семакин, И.Г. Информатика. 10 класс [Текст]:/ И. Семакин, Е. Хеннер./
- М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 264с.
47. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум 10 класс, т.1. [Текст]:/ И. Семакин, Е. Хеннер./ - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 311с.
48. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум 10 класс, т.2. [Текст]:/ И. Семакин, Е. Хеннер./ - М: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2011. - 296с.
49. Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта
[Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://metod.eelmaa.net/dld/metodsupport/site-metod.pdf Monday, 26 Dec 2018 15:30:00.
50. Таблица сравнения CMS [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://i-market.ru/news/tablitsa-sravneniya-cms/ Monday, 26 Dec 2018 15:30:00.
51. Условные операторы и системные коды. Справочник по системе Ucoz [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://padabum.com/d.php?
id=37747 Monday, 26 Dec 2018 15:30:00.
52. Учитель создает персональный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.eelmaa.net/workbook/teachersite Monday, 26 Dec 2018 16:00:00.
53. Фримен, Э. Изучаем HTML, XHTML и CSS [Текст]: / Э. Фримен; Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 651 с.
54. Хассей, Т. WordPress для профессионалов. [Текст]: / - Эксмо, 2012. - 432с.
55. Учебник по системе создания сайтов Ucoz [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://mexalib.com/view/26466 Monday, 26 Dec 2018 16:00:00.