ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА 7
1.1. Понятие и основания административной ответственности за нарушение
общественного порядка 7
1.2. Цели, задачи и принципы применения мер административной ответственности за нарушение общественного порядка 16
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ... 21
2.1. Меры административной ответственности за нарушение общественного
порядка 21
2.2. Основные направления совершенствования правового регулирования административной ответственности за нарушение общественного порядка 36
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .... 52
Одним из обязательных элементов стабильного существования любого государства является общественный порядок. Правоохранительные органы прилагают немалые усилия для поддержания его на должном уровне. В сфере административной ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности в настоящее время имеются проблемы и теоретического, и правового плана, которые требуют анализа и решения.
При нарушении гражданами, организациями и органами власти требований общественного порядка не только возникает непосредственная угроза здоровью и жизни многих людей, в том числе самих нарушителей, но и осложняется деятельность государственных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, возникают трудности в раскрытии и расследовании преступлений, проведении оперативно-розыскных мероприятий и т.п. Все это в совокупности создает угрозу безопасности личности, общества и государства.
Административная ответственность - это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной КоАП РФ процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью соблюдения общественного порядка в России. В условиях демократических перемен свобода деятельности многими воспринимается как вседозволенность. В России с каждым годом обостряется криминогенная обстановка, учащаются техногенные аварии, растет число пожаров, несчастных случаев, связанных с незаконным применением оружия, с пьянством и употреблением наркотических средств и т.д.
Несмотря на наличие обширной правоприменительной практики, сущность административной ответственности состоит в обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях и понести наказание в виде административного взыскания.
По итогам 9 месяцев 2017 года сотрудниками полиции ГУ МВД России только по Свердловской области пресечено 175 896 административных правонарушений (без учета ГИБДД). По результатам рассмотрения материалов по административным правонарушениям вынесено 17 007 постановлений о наложении административных штрафов на сумму 11 271 тыс. 654 руб., из которых взыскано 7 913 тыс. 554 руб. Взыскаемость административных штрафов органов полиции на территории города Екатеринбурга составила 70,2%.
Целью данной работы является исследование института административной ответственности за нарушение общественного порядка.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
• раскрыть содержание понятия и основные признаки административной ответственности за нарушение общественного порядка;
• определить цели и задачи применения мер административной ответственности за нарушение общественного порядка;
• проанализировать теоретические и практические основы наступления административной ответственности за нарушения общественного порядка;
• выявить законодательные пробелы и коллизии при привлечении к административной ответственности за нарушение общественного порядка;
• определить направления совершенствования правового регулирования административной ответственности за нарушение общественного порядка.
Объектом исследования являются правоотношения, опосредующие вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение общественного порядка.
Предметом исследования являются нормы права, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации, об административной ответственности за нарушение общественного порядка и практика их применения.
Нормативную правовую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), иные законы и подзаконные акты.
Методологической базой исследования выступили общенаучные и частные научные методы познания, метод анализа, нормативно-логический метод.
Существенное влияние на разработку вопросов административной ответственности за нарушение общественного порядка оказали труды таких ученых-юристов, как Ю.Е. Аврутин, А.А. Березин, А.В. Кирин, Д.В. Пивоваров, А.М. Субботин, О.С. Рогачева, В.Г. Розенфельд.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными целью и задачами: работа включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, методическую разработку, заключение, список использованной литературы...
Актуальность темы исследования обусловлена высокой значимостью соблюдения общественного порядка в России. В условиях демократических перемен свобода деятельности многими воспринимается как вседозволенность. Сущность административной ответственности состоит в обязанности правонарушителя дать отчет о своих виновных, неправомерных действиях и понести наказание в виде административного взыскания.
Юридические составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, содержатся в 20 главе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений, являются общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами. Эти отношения непосредственно связаны с охраной общественного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.
Объективная сторона данных правонарушений выражается в форме действия (незаконная частная детективная или охранная деятельность, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.), либо бездействия (нарушение требований пожарной безопасности, режима чрезвычайного положения, нарушение сроков регистрации оружия, и др.).
Субъектами административного правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть физические и юридические лица. В то же время в некоторых статьях конкретизируется субъект административного правонарушения, т.е. выделяется специальный субъект. Так, статья 20.2. (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) предусматривает ответственность для организаторов и участников данных мероприятий.
Субъективная сторона данных правонарушений выражается в умышленной форме вины либо в форме неосторожности...
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // «Российская газета». 2001. № 256. 31 июня.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. 1994. Ч.1. № 32. Ст. 3301.
3. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. 2014. № 14. Ст. 1536.
4. Об общих принципах организации законных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Феде¬рации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ [Электронный ре¬сурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12117177.
5. Об обеспечении безопасности при проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи: Указ Президента РФ от 14.05.2010 № 594 // Собрании законодательства Российской Федерации. 2010. № 20. Ст. 2436.
6. Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении офи-циальных спортивных соревнований: Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. № 1156 // Собрание законодательства Российской Федерации. 201. № 51. Ст. 6866.
7. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Ко¬декса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6.
8. По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 февраля 2013 г. № 4-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 8. Ст. 868.
9. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечев: Постановление Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П // Со¬брание законодательства Российской Федерации. 2014. № 16. Ст. 1921.
10. Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи: Приказ МВД России от 18 августа 2014 года № 696 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70755870.
11. Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердлов-ская область) Дело № -149/2018 // Архив Кировского районного суда г. Екатеринбурга. 2018. - С. 7.
12. Материалы официального сайта Министерства внутренних дел Рос¬сийской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://66.xn-- b1aew.xn--p1ai/document/11879445.
13. Аврутин Ю.Е. Административно-правовой режим обеспечения общественного порядка как доктринальная категория и категория действующего права // Административное право: развитие теоретических основ и модернизация законодательства. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013, Вып. 8. С. 227-235.
14. Аврутин Ю.Е. Административно-правовой режим обеспечения общественного порядка: полицейский взгляд на проблему и пути ее решения // Современные проблемы административного и полицейского права: сборник статей. Омск: Изд-во Омск. юрид. академия, 2013. С. 3-18
15. Аврутин Ю.Е. К вопросу об административно-правовом режиме обеспечения общественного порядка // Административное право и процесс. М.: Юрист. 2013. № 7. С. 32-36...50