ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1. Состав участников производства предварительного
следствия по делам в отношении несовершеннолетних 6
1.2. Особенности процессуальных действий в отношении
несовершеннолетних на стадии предварительного следствия 11
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 18
2.1. Предмет прокурорского надзора за производством
предварительного следствия по делам в отношении несовершеннолетних.. .18
2.2. Объект прокурорского надзора за производством
предварительного следствия по делам в отношении несовершеннолетних...22
3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО НАДЗОРУ ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 34
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Процессы трансформации в России на современном этапе затрагивают важнейшие проблемы ее политического, социально-экономического, культурного, национально-государственного и правового развития. Практическое решение этих проблем во многом зависит от уровня развития и познания системы российского права.
Как это ни парадоксально на первый взгляд, проблема надежного обеспечения прав человека актуальна как для правового государства, так и для стремящегося к этому государства, поскольку оно рассматривает признание, соблюдение и защиту прав человека как свою конституционную обязанность.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении, так как это одна из самых уязвимых частей общества, открыта для всех опасностей и угроз, особенно в период кризиса государства. Россия не является исключением.
Забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главной.
Пробелы уголовно-процессуального законодательства, с которыми сталкиваются правоприменитель при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.
Надзор за законностью расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры.
В результате прокурорского надзора выделены нарушения закона, которые допускаются органами дознания и следователями в досудебной стадии уголовного судопроизводства. Количество нарушений закона, совершенных следственными органами в досудебной стадии уголовного судопроизводства, выявленных прокурорами, продолжает расти.
Проблема преступности несовершеннолетних занимает особое место в работе дознавателей, следователей, прокуроров и судов. Вопросы, связанные с уголовным преследованием несовершеннолетних, в наши дни, стоят достаточно остро и являются актуальными.
Следовательно, актуальность темы исследования заключается в том, что несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые), являющиеся особой категорией лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, нуждаются в усиленной защите своих прав и законных интересов в уголовном процессе, посредством установления дополнительных гарантий со стороны законодателя, с помощью которых будут обеспечиваться их права и законные интересы. Одной из таких гарантий соблюдения прав и свобод несовершеннолетнего является прокурорский надзор за деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование по делам несовершеннолетних.
Объектом исследования являются надзорные отношения, осуществляемые прокуратурой и возникающие в ходе предварительного следствия по делам в отношении несовершеннолетних.
Предметом исследования является деятельность органов прокуратуры, направленная на соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в условиях причастности их к производству по уголовным делам на всех досудебных стадиях и ее правовое регулирование.
Цель дипломной работы заключается во всестороннем изучении проблем, возникающих в ходе производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, а также раскрыть основные особенности прокурорского надзора за производством предварительного следствия по делам несовершеннолетних.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику производства предварительного следствия по делам в отношении несовершеннолетних;
- выявить роль прокуратуры в реализации и соблюдении прав и свобод несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве ;
- выявить главные особенности прокурорского надзора по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Теоретическую основу составили труды Адельханян Р.А, Бегалиева К.В, Григорьевой Н.В, Ергашева Е.Р., Зинурова Ф.К и других специалистов.
Нормативную основу составляет система норм международного права, российского уголовно-процессуального законодательства,
регламентирующих порядок производства предварительного следствия по делам в отношении несовершеннолетних, иные нормативные акты, юридическая литература по теме исследования, следственная и судебная практика по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Методологическую основу исследования составил анализ и синтез нормативно-правовых актов, обобщение.
Структура работы включает в себя введение, три главы, которые поделены на параграфы, заключение, анализ правоприменительной практики, методическую разработку и список использованных источников.
Подводя итоги всему вышеизложенному, можно с уверенностью сказать об исключительности признаков несовершеннолетнего субъекта уголовно-процессуальных отношений.
Главной целью дипломной работы оставалось раскрыть основные особенности прокурорского надзора за производством предварительного следствия по делам несовершеннолетних. Таким образом, по результатам работы можно сформулировать следующие выводы:
Во-первых, особый порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних диктуется возрастными, социально-психологическими и другими особенностями лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, необходимостью дополнительных, специальных, максимально надежных гарантий прав и законных интересов этих лиц в уголовном судопроизводстве.
Во-вторых, прокурорам надлежит осуществлять надзор как за исполнением законов, обеспечивающих полное и быстрое раскрытие преступлений несовершеннолетних, так и за их всесторонним, объективным и полным расследованием. При этом должны быть обеспечены как неотвратимость наказания за совершенное преступление, так и выявление и устранение причин и условий, способствовавших содеянному.
В-третьих, прокурор следит за тем, чтобы в случае совершения малозначительного или не представляющего большой общественной опасности преступления при явной очевидности правонарушения к несовершеннолетнему могли бы быть применены меры общественного воздействия. Также прокурор обязан проверить законность и обоснованность возбуждения уголовного дела против несовершеннолетнего.
В-четвертых, особо важное значение приобретают строгое соблюдение законов при судебном рассмотрении дел о несовершеннолетних и повышение предупредительного значения каждого из таких процессов.
Таким образом, следует отметить, что лица, которые ведут расследование дел о противоправных деяниях несовершеннолетних, должны постоянно помнить, что возрастные особенности могут проявиться при производстве любого иного действия, в котором участвует несовершеннолетний, и что, конечно же они должны принимать во внимание при разработке тактики того или иного следственного действия. Только при таком подходе можно обеспечить качественное расследование дел о преступлениях данной категории.
В целях совершенствования норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих порядок судопроизводства по делам несовершеннолетних, формулируется и обосновывается внесение ряда дополнений в УПК РФ, в том числе предлагается:
Изменить п. 1 УПК РФ ст. 191 и изложить ее в следующей редакции:
«1) При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего участие прокурора обязательно.».
Таким образом, участие прокурора при допросе несовершеннолетних позволит устранить большую часть нарушений, а именно:
- допроса несовершеннолетних без участия законных представителей, защитника, педагога или психолога;
- допроса несовершеннолетнего с превышением времени допроса.
Изменить п.4дУПК РФ ст. 425 и изложить ее в следующей редакции:
«4) Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в обязательном порядке.».
Анализ правоприменительной практики показывает, что существует назревшая необходимость наделения прокурора равными возможностями реагирования на выявленные факты нарушения законности, незаконного отказа в возбуждении уголовного дела вне зависимости от формы предварительного следствия. На законодательном уровне следует предусмотреть наиболее эффективные меры прокурорского реагирования в случаях выявления несоблюдения закона, допущенные органами дознания, предварительного следствия в ходе расследования преступлений.
Представляется, что ужесточение санкций, применяемых к органам дознания, предварительного следствия за нарушения допускаемые в отношении несовершеннолетних позволят сократить их количество.
Расширение перечня прокурорских полномочий стало бы весомым инструментом в обеспечения законности расследований преступлений, в том числе совершенными несовершеннолетними.
Основными задачами и прокуроров, и руководителей следственных органов является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, всесторонности, полноты и объективности при расследовании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принятие мер по их устранению.
Необходим постоянный мониторинг практики применения новых норм закона, а также своевременная разработка и внесение предложений по дальнейшему совершенствованию уголовно-процессуального закона и правоприменительной деятельности, как прокуроров, так и органов предварительного расследования. Это позволит предотвращать нарушения, при предварительном следствии, допускаемые в отношении несовершеннолетних.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1 (в ред.от 08.01.2019) // Российская газета. 2008. 30 дек.
Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3802.
Судебная практика
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 25.09.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 04.11.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 06.12.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 08.05.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 10.02.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 05.04.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 12.09.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 15.02.2017. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми от 10.06.2018. «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Материал проверки прокуратуры Орджоникидзевского района г.Перми от 22.12.2018 «По факту нарушения производства предварительного следствия в отношении несовершеннолетних».
Литература
Адельханян РЛ4. Прокурорский надзор. М.:ЮНИТИ, 2011. 215 с.
Аликперов Х. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних // Законность. 2016. №9. 265 с.
законодательства о несовершеннолетних (проблемы теории и практики). М.: 2011. 320 с.
Бажанов С.В. Место и роль прокуратуры в системе
правоохранительных органов // Законность. 2017. №6. 184 с.
Бегалиев К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юридическая литература. 2015. 868 с.
Волков М.И. Роль прокуратуры в реализации и соблюдении прав и свобод несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве. М.:ЮРИСТЬ. 2016. № 5. 215 с.
Герасимов С.И. Настольная книга прокурора. М.:ЮНИТИ 2015. 201 с.
Григорьева Н.вЗ. Прокурорский надзор М.: РИОР, 2016. 345 с.
Грицун И.М. Уголовная ответственность несовершеннолетних: понятия и особенности проявления в современном обществе // Общество и право. 2018. № 3.225 с.
Дубоносова А.Э. Становление системы правосудия в отношении несовершеннолетних в России начала XX века // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. №3. 220 с.
Ергашев Е.1г. О современных проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2015. № 6. 37 с.
Зинуров ФК Прокурорский надзор. М.: ЮНИТИ, 2012. 247 с.
Иногамова-Хегай ЛЁЗ. Актуальные проблемы уголовного права // Проспект. 2018. 224 с.
Квициния К.А. Особенности прекращения уголовного дела и уголовного преследования в отношении несовершеннолетних.М.: Хабаровск, 2018. 136 с.
Кожевников О.оА. Задачи прокуратуры по надзору за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия М.:2009. № 2. 215 с.
Марковичева Е.В. Проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. М.:Орел, 2017. 184 с.
Михальчук А.Е Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: учебно-методическое пособие для ст. помощников, помощников прокуроров район. звена, осуществляющих надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи М.:2011. 100с.
Рождествина А. А. Краткий курс по прокурорскому надзору. Учебное пособие. М.: Окей Книга, 2017. 589 с.
Ряполова Я1П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела // Рос. следователь. 2012. № 14. 225 с.
Самочкина Р.1Р. Особенности прокурорского надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних // Молодой ученый. 2017. №10.323.с URL https://moluch.ru/archive/144/40478/(дата обращения: 02.06.2019).
Сухарева Л. А. Система органов прокуратуры в РФ и их полномочия // Вестник прокуратуры. 2014. № 5. 32 с.
Таболина К. А. Надзор прокурора за возбуждением и расследованием уголовных дел. Автореферат диссерт. канд.юрид.наук. М. 2016. 126 с
Халиулин А. Полномочия Прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2015. № 9. 104 c.