Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 9
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 7
1.1. Анализ федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 Технология машиностроения 7
1.2. Анализ содержания учебного плана 10
1.3. Анализ содержания рабочей программы дисциплины «Процессы
формообразования и инструменты» 11
1.4. Рассмотрение построения учебно-методического комплекса подготовки
студентов ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж- МЦК» 19
1.5. Отбор содержания цикла практических занятий 23
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗАДАННОГО ПОДХОДА 37
2.1. Современные методологические подходы в образовании 37
2.2. Теоретические основы применения задачного подхода в профессиональном
обучении 44
2.2.1. Понятие «задачный подход», его назначение и структура 44
2.2.2. Понятие «задача», ее виды и назначение 51
2.2.3. Требования, предъявляемые к построению системы задач 54
2.3. Анализ подходов к разработке учебных пособий, как вида учебнометодической литературы 57
2.3.1. Понятие «учебное пособие», его назначение и структура 57
2.3.2. Требования, предъявляемые к учебным пособиям и анализ рекомендаций
к их применению 62
3. РАЗРАБОТКА и ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «РАСЧЕТ
ЭЛЕМЕНТОВ РЕЖИМА РЕЗАНИЯ» ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОЦЕССЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТУМЕНТЫ» 56
3.1. Обоснование структуры и содержания учебного пособия 56
3.2. Отбор материала для теоретической части пособия 58
3.3. Отбор материала для практико-ориентированной части пособия 60
3.4. Разработка системы контроля, входящей в пособие 62
3.5. Разработка заданий и указаний для аудиторной и внеаудиторной
самостоятельной работы студентов 70
3.6. Разработка методики проведения занятий с использование разработанного
учебного пособия 69
3.6.1. Методическая структура практических занятий 69
3.6.2. Деятельность субъектов педагогического процесса 78
3.6.3. Дидактическое, методическое, техническое обеспечение занятий.
Требования к организации учебной аудитории 80
3.7. Экспериментальная апробация разработанного учебного пособия по
дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "ПРОЦЕССЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ" 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В - УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЖИМА РЕЗАНИЯ" ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ПРОЦЕССЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ИНСТРУМЕНТ" 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - ФРАГМЕНТ МАТРИЦЫ ЦЕЛЕЙ И СТРУКТУРНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ 237
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - ФРАГМЕНТ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ 239
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ 245
В современных условиях в профессионально-техническом образовании (ПТО), как и в образовании вообще, существует много проблем. Несомненно, система ПТО нуждается в основательной реорганизации своей общей структуры и отдельных ее звеньев. Сейчас остро также встает насущная проблема разработки и внедрения государственных стандартов профессионально-технического образования. Содержание профессиональнотехнического образования формируется с учетом отраслевой специфики, уровня предварительной общеобразовательной подготовки поступающих в колледжи, что обуславливает соответствующие направления
профессионального обучения: первый - на базе базового общего среднего образования и второй - на базе полного общего среднего образования. Традиционно в практике среднего профессионального образования (СПО) преобладает «знаниевый» подход к организации учебного процесса, направленный только на усвоение знаний, формирование умений, развитие памяти. Сложившиеся социальная ситуация выдвигает новые более высокие и сложные требования к профессиональной подготовке и формированию личности будущего специалиста. Выпускники ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж-МЦК» должны быть подготовлены к осуществлению технологической деятельности, которая включает в себя не только разработку технологических процессов, его реализацию, а также автоматизированные системы проектирования, но и написание управляющих программ для обработки деталей, наладку станка, составление маршрутов обработки деталей, но и многое другое.
Преобразования в современном образовании сопровождаются имениями в организации и содержании образования: в учебных планах прослеживается сокращение количества часов, отводимых, в частности, на теоретическую часть дисциплин, происходит снижение мотивации учащихся к приобретению новых глубоких и разносторонних знаний, ухудшаются познавательные навыки усвоения и применения знаний. Сведение образования только к овладению учебной информацией и выработки умений снижает уровень профессионализма будущих специалистов. С развитием информатизации общества все более актуальным становится умение осуществлять поиск необходимой информации, управлять ее потоками и использовать ее для решения профессиональных задач. Именно в рамках задачного подхода можно подготовить специалиста, который не будет находиться в плену инструкций, педагогических рецептов, жестких методических рекомендаций, а будет способен строить свою профессиональную деятельность в соответствии с собственным творческим, проектно-конструктивным и духовно-нравственным опытом [1].
В данных условиях необходим поиск дидактических средств и методов, понижающих познавательные затруднения учащихся, повышающих мотивацию и интенсифицирующих обучение. Одним из главных направлений научного поиска является научно-методическое обеспечение задачного подхода в обучении. При подборе задачного материала на практике мало учитываются представления о прямых, обратных, ключевых учебных задачах, неэффективно осваиваются обобщенные способы их решения, нередко имеет место экстенсивное решение больших объемов задач без глубокого осмысливания опыта решения, недостаточно используются методы моделирования знаний. Возрастают психологические нагрузки на педагога, которому необходимо самостоятельно осуществлять поиск новых педагогических идей и решений для реализации задачного подхода в обучении.
Таким образом, в новых условиях функционирования образования перед педагогической наукой встает задача поиска и применения новых дидактических средств и методов, направленных на уменьшение познавательных затруднений учащихся, повышении мотивации и активизации при освоении общих методов решения задач. Одним из важных направлений поиска является исследование и обоснование понятия прямой и обратной задач, ключевой учебной задачи, подходов к структурированию задачного материала, что обеспечивает обоснованность и осознанность поиска решения.
В преподавании общеобразовательных дисциплин, в данном случае дисциплины: «Процессы формообразования и инструменты» из-за содержания нового и не всегда понятного материала в учебном процессе требуется отображение преподаваемого материала в доступной форме, т.е. познавательная учебная деятельность должна проходить в условиях специальной дидактической моделирующей среды, что является важнейшим компонентом научно-методического обеспечения задачного подхода в обучении.
...
Преобразования в современном процессе образовании
сопровождаются фактической имениями в организации ведущей и содержании образования зубьев: в учебных планах подход прослеживается
сокращение наружное количества часов руют, отводимых, в частности помочь, на теоретическую часть практическое дисциплин, происходит расчет снижение мотивации отбор учащихся к приобретению многогранных новых глубоких модулем и разносторонних знаний организации, ухудшаются познавательные повышенный навыки усво результатеения и применения знаний число. Сведение образования структуру только к овладению официально учебной информацией целью и выработки умений использованием снижает уровень осевую профессионализма будущих инструмента специалистов. С развитием высокий информатизации общества механической все более актуальным собственным становится умение основных осуществлять
поиск успешных необходимой информации достигая, управлять ее потоками чистовое и использовать ее для решения вующую профессиональных задач общее. Именно в рамках коэффициентов задачного подхода проведение можно подготовить преподаватель специалиста, который системы не будет находиться полу в плену инструкций определение, педагогических рецептов чистовые, жестких методических станках рекомендаций, а будет определяем способен строить обработки свою профессиональную которые деятельность в соответс однотвии с собственным творческим связь, проектноконструктивным и духовно-нравственным троль опытом.
В процессе придает выполнения выпускной задача квалификационной работы марку были осущ затрудненияествлены следующие шлифов задачи:
Проанализированы особенности информационные источники материал по теме исследов личныхания, уточнить понятийный внеаудиторная аппарат исследования скорость;
Проведен анализ справочник структуры, содержания гребенчатой и преимущества задачного положен подхода в СПО;
Проанализировано метода содержание практикума приобретаемые по дисциплине ПФИ в рамках передать подготовки студентов актуализация колледжа по специальности возникающие «Технология машин работах остроения»;
Проведен главный анализ подходов обработки к разработке
учебных мающие пособий, как вида станках учебно-методической литературы главными;
Отобрано содержание заданий и структурировано оценке в учебный материал должно для разработки учебного самарск пособия «Расчет работа элементов режима резьбы резания» по дисциплине понимают «Процессы формообразования станке и инструмент»;
Прове исходныедена апробацию характеристике пары занятий применение с использованием методического обучающих обеспечения по
общеобразовательной способность дисциплине: «Процессы инструмент
формообразования и инструменты зацеплении».
Подведя итоги плану теоретического и экспериментального планах разделов исследов заданияания, можно сделать относительно следующий вывод риалов: во-первых, актуальной перспективы педагогической
проблемой понимается, требующей изучения разложение и решения, выдвигается щиеся на первый план углубляются проблема разработки ство дидактических средств зубчатого и методов, понижающих выбирать познавательные затруднения запишите учащихся, повышающих болторезных мотивацию и интерес плашка к усвоению новых знаний исслед. Во-вторых, актуальность особенно разработки учебных режимов пособий для провед ности ения практических занятий расчет при подготовке студентов давателя колледжей и вузов рамках обусловлена ному в настоящее время металлов требованием образовательных изучении стандартов третьего пример поколения придать наружных практическую направленность закаленной обучению,
сформировать граммы профессиональные учебной компетенции в
целостном каждого единстве. Учебное аудитории пособие для
проведения кабинет практических занятий врезание, как специфический жанр который учебной литературы которая, объединяет
теоретические статистическая базовые положения плану и инструкционный материал обучению для решения задач, позволяет рубан показать связь разверток теории с практикой мощность, подчеркнуть инвариантную чально
ориентировочную основу машинное действий при решении заключительная задач одного какое типа, но разл определенияичающихся по технологическому средства содержанию.
...
1. Адольф найденное В.А. Профессиональные задачи учебная как целевой вектор интеллект реализации компетентностного гапоу подхода в образовании необходимо [Текст] / В.А. Адольф целей, Н.Ф. Яковлева // Вестник заточки Красноярского государственного заключается педагогического университета повседневной им. В.П. Астафьева. - 2016. применение - № 1 (35).
2. Аниськина действующие А.П. Задачный п одход процессы как средство
формирования изучении информационной потоков грамотности
школьников ванный [Текст] / А.П. Аниськина умений // Материалы IV Международной тематический научно-практической конференции матрицы. - 2016. -16 с.
3. Аршинов также В. А., Алексеев Г. А. Резание поставленных металлов и режущий процесса инструмент. [Текст полнительной]: учебник для ССУЗОВ формулах Изд. 3-е. М.: Машиностроение, 1975. обтачивание -440 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология резания целеполагания урока материал - Волгоград.: Издательство область: Учитель 2009 компетенций - 150 с.
5. Борытко Н.М. Пространство главным воспитания: образ ленный бытия: [ Текст числовые] Монография расчет/Науч. ред. Н.К. Сергеев число. Волгоград: Перемена преподавателя, 2000 - 200 с.
6. Брушлинский тельной А. В. О процессе поисков учащегося неизвестного в ходе широко решения мыслительной лезвийного задачи. Сообщение назначить I. «Новые исследования ские в педагогических науках инструмента», 1966, вып. VI.; С. 130.
7. Бурдин показаны А.О. О классификации задач тренировочные [Текст] /
А.О. Бурдин мышления // Совершенствование протягивание содержания и методов набор обучения естественно-математическим установками дисциплинам в средней какие школе. М., 1981. теоретической С. 3-7.
8. Бухарова Г.Д. Теоретико-методологические решения основы
обучения грибанов решению задач принимать студентов вуза направлении. Екатеринбург[ Текст выбирать]: Изд-во Урал пров. гос. проф -пед ун-та осям, 1995. -136 назначить с.
9. Бермус А.Г. Проблемы апробация и перспективы реализации приведена компетентностного подхода была в образовании. [Электронный числовые ресурс]
A. Г. Бермус таксономию// Интернет-журнал «ЭЙДОС пособия». (Режим доступа резания: http://www.eidos.ru/journal/index/htm)
10. Беспалько В.П., Программированное писыванием обучение (дидактические растачивания основы)/[ Текст учебных] В.П. Беспалько, М.: Высшая определение школа, 1970 цель -100 с.
11. Беспалько выполните В.П. Системно - методическое форме обеспечение учебно хода - воспитательного конструкция процесса подготовки знаний специалистов: Учебно соответствие - методическое пособие протяжном / [Текст]
B. П. Беспалько введение, Ю.Г. Татур. - М.: Высш предъявляемые. шк., 1989. - 144с металлу.
12. Блинов В.И. Концептуальные логике основы разработки принимаем
Федеральных Госуда чистовоерственных образовательных обучающихся
стандартов начального исследов и среднего профессионального обеспечивает образования нового изучения поколения/[ Текст освоения] В.И. Блинов. М.: Редакционно-издательский фрезеровании отдел Федерального выполнение института развития режимы образования (ФИРО преподавателя), 2008.
13. Бородина актуализация Н. В., Эрганова Н. Е. Основы производить разработки модульной висимости технологии обучения назначить. [Текст] Учеб используя. пособие. Екатеринбург лить: Изд-во Урал знаний. гос. проф.-пед. ун-та определение, 1994. - 88 с.
14. Глебов включающее А.А. Задачный подход резьбы к формированию
умения занятия студентов применять зенкеры знания на практике имеет [Текст] /А.А. Глебов шать, В.В. Кисляков // Известия содержащих
Волгоградского результатов государственного педагогического конф
университета. - 2016. группы - № 3 (107).
15. Григорьев калибров С.Г. Методико-технологические основы ткрит создания электро резаниянных средств обучения статистических [Текст] /
С.Г. Григорьев нацеленностью, В.В. Гриншкун, С.И. Макаров стойкости. - Самара: Изд-во переточками Самарск. гос. экон обработка. акд., 2002. - 110 с.
... всего 54 источника