Педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов посредством туристской деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов 6
1.1. Сущность и содержание геоэкологического воспитания... 6
1.2. Роль и место геоэкологии в современном обществе 14
1.3. Особенности формирования геоэкологического сознания у старших школьников 19
Глава 2. Особенности организации туристской деятельности 25
2.1. Понятие и сущность туристской деятельности 25
2.2. Подходы к определению эколого-туристской деятельности 28
2.3. Классификация эколого-туристской деятельности 31
Глава 3. Алгоритм организации геоэкологического образования в старших классах в процессе организации туристской деятельности 39
3.1. Организация геоэкологического образования в старших классах 39
3.2. Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов при изучении особо охраняемых природных территорий 47
3.3. Туристский поход как форма реализации геоэкологического воспитания в школе 58
3.4. Система и методики экологического воспитания и образования в школе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 75
Глава 1. Педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов 6
1.1. Сущность и содержание геоэкологического воспитания... 6
1.2. Роль и место геоэкологии в современном обществе 14
1.3. Особенности формирования геоэкологического сознания у старших школьников 19
Глава 2. Особенности организации туристской деятельности 25
2.1. Понятие и сущность туристской деятельности 25
2.2. Подходы к определению эколого-туристской деятельности 28
2.3. Классификация эколого-туристской деятельности 31
Глава 3. Алгоритм организации геоэкологического образования в старших классах в процессе организации туристской деятельности 39
3.1. Организация геоэкологического образования в старших классах 39
3.2. Научно-исследовательская деятельность учащихся старших классов при изучении особо охраняемых природных территорий 47
3.3. Туристский поход как форма реализации геоэкологического воспитания в школе 58
3.4. Система и методики экологического воспитания и образования в школе 67
Заключение 70
Список используемой литературы 75
В эпоху глобальных преобразований, условиях геоэкологического кризиса возрастает роль формирования действенной системы образования в данной области для всех возрастных групп. Однако большее значение необходимо отводить подрастающим поколениям (старшеклассникам) в виду отсутствия подобной системы воспитания на начальных этапах обучения и сложностью формирования в их возрастной группе системы геоэкологических знаний. Что и обуславливает актуальность данного исследования, а именно выявления путей формирования геоэкологического воспитания школьников старших классов посредством туристской деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление педагогических особенностей организации геоэкологического образования в старших классах в процессе организации туристской деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов;
- рассмотреть подходы к определению и сущность туристской деятельности, в том числе и классификацию видов детского туризма;
- разработать алгоритм организации геоэкологического образования в старших классах в процессе организации туристской деятельности;
- сформировать рекомендации по организации туристской деятельности в школе, как средства реализации геоэкологического образования.
В рамках написания выпускной квалификационной работы в качестве объекта исследования выступили педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов, предметом исследования послужил процесс организации туристской деятельности.
При написании магистерской диссертации использованы методы научного исследования, в частности анализ, синтез, наблюдение, проектирование и моделирование.
Теоретической и методической основой исследования послужили работы следующих авторов, которые рассматривают различные аспекты данной деятельности: в частности вопросам изучения геоэкологии отводят внимание Голубев Г.Н., Смирнов Н.П., Коржнев В.Н., экологическое состояние России рассматривают Кац Я.Г., Товпинец И.П., Дмитриева Н.Я., вопросам организации геоэкологического воспитания Руссо Ж.Ж., Гумбольдт А., Геккель Э., Ушинский К.Д., вопросам развития туризма в научной литературе значительное внимание уделяли Бабкин, А. В., Байлагасов, Л.В., Бардин, К.В., Биржаков, М. Б., Дунец, А. Н., изучению туризма в школьном курсе географии отводят внимание Даринский, А. В., Самойленко, А. А.
Научная новизна:
- разработан алгоритм организации туристской деятельности старшеклассников в процессе реализации геоэкологического образования.
- Выявление перспектив применения сферы туризма в процессе формирования геоэкологического образования старших школьников.
Практическая значимость:
- Разработан комплекс внеаудиторных мероприятий в процессе организации туристской деятельности для формирования экологической культуры личности.
- Сформирован ряд направлений научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов в процессе совершения туристского путешествия.
Теоретическая значимость:
- Уточнены подходы к определению туризма и его роли в процессе геоэкологического обучения.
- Сформированы теоретические основы организации географического обучения старших школьников.
Одним из основоположников развития нравственного воспитания в процессе общения с природой является В.А. Сухомлинский. Однако его работы и труды других авторов не оказали существенного влияния на сознание людей, которые продолжали пользоваться дарами природной среды, забывая о бережном к ней отношении и необходимости восстановления.
Уже сегодня общеобразовательная школа призвана воспитывать новое поколение, формируя экологическое сознание, внушая бережное отношение к природе, обязывая соблюдать правила природоохранного пользования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление педагогических особенностей организации геоэкологического образования в старших классах в процессе организации туристской деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов;
- рассмотреть подходы к определению и сущность туристской деятельности, в том числе и классификацию видов детского туризма;
- разработать алгоритм организации геоэкологического образования в старших классах в процессе организации туристской деятельности;
- сформировать рекомендации по организации туристской деятельности в школе, как средства реализации геоэкологического образования.
В рамках написания выпускной квалификационной работы в качестве объекта исследования выступили педагогические основы геоэкологического воспитания школьников старших классов, предметом исследования послужил процесс организации туристской деятельности.
При написании магистерской диссертации использованы методы научного исследования, в частности анализ, синтез, наблюдение, проектирование и моделирование.
Теоретической и методической основой исследования послужили работы следующих авторов, которые рассматривают различные аспекты данной деятельности: в частности вопросам изучения геоэкологии отводят внимание Голубев Г.Н., Смирнов Н.П., Коржнев В.Н., экологическое состояние России рассматривают Кац Я.Г., Товпинец И.П., Дмитриева Н.Я., вопросам организации геоэкологического воспитания Руссо Ж.Ж., Гумбольдт А., Геккель Э., Ушинский К.Д., вопросам развития туризма в научной литературе значительное внимание уделяли Бабкин, А. В., Байлагасов, Л.В., Бардин, К.В., Биржаков, М. Б., Дунец, А. Н., изучению туризма в школьном курсе географии отводят внимание Даринский, А. В., Самойленко, А. А.
Научная новизна:
- разработан алгоритм организации туристской деятельности старшеклассников в процессе реализации геоэкологического образования.
- Выявление перспектив применения сферы туризма в процессе формирования геоэкологического образования старших школьников.
Практическая значимость:
- Разработан комплекс внеаудиторных мероприятий в процессе организации туристской деятельности для формирования экологической культуры личности.
- Сформирован ряд направлений научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов в процессе совершения туристского путешествия.
Теоретическая значимость:
- Уточнены подходы к определению туризма и его роли в процессе геоэкологического обучения.
- Сформированы теоретические основы организации географического обучения старших школьников.
Одним из основоположников развития нравственного воспитания в процессе общения с природой является В.А. Сухомлинский. Однако его работы и труды других авторов не оказали существенного влияния на сознание людей, которые продолжали пользоваться дарами природной среды, забывая о бережном к ней отношении и необходимости восстановления.
Уже сегодня общеобразовательная школа призвана воспитывать новое поколение, формируя экологическое сознание, внушая бережное отношение к природе, обязывая соблюдать правила природоохранного пользования.
Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребностей, а также эмоциональных отношений любви привязанности и т.д. По этой причине реализуя процесс геоэкологического воспитания нужно учитывать выше представленные критерии.
Поэтому в основе данного обучения должна быть заложена такая организация процесса, предусматривающая взаимосвязь нравственно-геоэкологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Геоэкологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под воспитанием в данном случае понимаем единство геоэкологического и экологического сознаний и поведения, гармоничного с природой.
В сущности геоэкологического воспитания две стороны: первая - геоэкологическое сознание, вторая - геоэкологическое поведение.
На формирование геоэкологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют геоэкологическое сознание.
Поскольку геоэкология - это междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов, важным является непосредственное изучение влияния человека на нее.
Геоэкологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду.
Педагогам и родителям следует, заложить фундамент геоэкологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Этому может способствовать проектная деятельность, нормативно-правовой основой которой послужат следующие акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Указ Президента РФ от 05.01.2016 г. «О проведении в Российской Федерации Года экологии;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Наблюдения за городской и сельской средами, анализ мировых экологических проблем показали, что у большей части населения нет привитых норм соблюдения чистоты и порядка не говоря уже о бережном отношении к природной среде. Вот несколько примеров нашей безалаберности и циничности.
В Китайской народной республике практически каждую неделю открываются две новые тепловые электростанции, работающие на каменном топливе, эта страна занимает первое место в мире по выделению веществ разрушающих озоновый слой. Столица Республики Корея г. Сеул, является одним из самых загрязненных городов мира. Федеративная Демократическая Республика Непал для выращивания своего урожая выравнивает горные склоны.
Всё это происходит по причине отсутствия системы экологического воспитания.
Таким образом, проблемы сохранения нашего дома, живой планеты, её экологии приобретают все большую актуальность.
Геоэкологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Определяя сущность геоэкологического воспитания можно выделить:
I. Особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие геоэкологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости геоэкологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
II. Значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей геоэкологической деятельности.
Дать краткое и точное определение понятия «туризм», в силу разнообразия функций и большого числа форм существования, довольно сложно. В процессе развития было дано множество толкований термина и каждая из них отражает различные аспекты туризма. Основными критериями для определения «туризма» являются следующие:
1. Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.
2. Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 месяцев или более).
2. Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
Нами предлагается создание кружка «Юный геотурист», занимающегося детско-юношеским экологическим туризмом, в процессе реализации которого осуществляется взаимодействие детей и родителей и руководителей, при реализации путешествий на природные территории в рамках экскурсионной и туристской деятельности.
Основной целью реализации похода будут образовательная, воспитательная с позиции формирования геоэкологического мировоззрения и развивающая цели. В ходе реализации путешествия старшеклассникам предстоит увидеть девственные участки не тронутой природы, горных территорий, заброшенные поселения, многочисленные виды краснокнижных растений в обилии представленные на территории Солонешенского района.
Суммарные затраты на организацию путешествия составляют 99208 рублей. Немало важным является тот факт, что покупка снаряжения это разовая статья в дальнейшем не требующая дополнительных вложений.
Таким образом, при реализации данного туристского направления в рамках детско-юношеского туризма на одного человека составит 8267 рублей. При внесении месячных платежей в организацию кружка одному родителю данная стоимость за 10 месяцев будет равна 826,70 рублей. Если сделать кружок постоянным и записывать в него детей с младших классов для дальнейшей реализации, данную стоимость можно сократить до 20 рублей в месяц, не нужно забывать, что закупка оборудования необходима примерно раз в 5-6 лет.
В рамках реализации кружка, в средних и старших классах планируется вести следующую эколого-просветительскую работу:
- организовывать спецкурсы по тематике «Основы туристской деятельности», «Мониторинг окружающей среды», «Правовой статус ООПТ», «ООПТ Алтайского региона», «Режим охраны ООПТ», «Туристское ориентирование» и другие.
В качестве рекомендаций по организации геоэкологического воспитания нами предложены следующие виды интерактивных экологических мероприятий:
- «Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане - ролевые игры. Однако, первый вариант - «ток-шоу» несколько сложнее для подростков, чем «экологические спектакли»;
- Экологическая тропа - форма геоэкологического воспитания.
Поэтому в основе данного обучения должна быть заложена такая организация процесса, предусматривающая взаимосвязь нравственно-геоэкологической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Геоэкологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под воспитанием в данном случае понимаем единство геоэкологического и экологического сознаний и поведения, гармоничного с природой.
В сущности геоэкологического воспитания две стороны: первая - геоэкологическое сознание, вторая - геоэкологическое поведение.
На формирование геоэкологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Знания, переведенные в убеждения, формируют геоэкологическое сознание.
Поскольку геоэкология - это междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов, важным является непосредственное изучение влияния человека на нее.
Геоэкологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и детском саду.
Педагогам и родителям следует, заложить фундамент геоэкологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.
Этому может способствовать проектная деятельность, нормативно-правовой основой которой послужат следующие акты:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Указ Президента РФ от 05.01.2016 г. «О проведении в Российской Федерации Года экологии;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Наблюдения за городской и сельской средами, анализ мировых экологических проблем показали, что у большей части населения нет привитых норм соблюдения чистоты и порядка не говоря уже о бережном отношении к природной среде. Вот несколько примеров нашей безалаберности и циничности.
В Китайской народной республике практически каждую неделю открываются две новые тепловые электростанции, работающие на каменном топливе, эта страна занимает первое место в мире по выделению веществ разрушающих озоновый слой. Столица Республики Корея г. Сеул, является одним из самых загрязненных городов мира. Федеративная Демократическая Республика Непал для выращивания своего урожая выравнивает горные склоны.
Всё это происходит по причине отсутствия системы экологического воспитания.
Таким образом, проблемы сохранения нашего дома, живой планеты, её экологии приобретают все большую актуальность.
Геоэкологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.
На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Определяя сущность геоэкологического воспитания можно выделить:
I. Особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие геоэкологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости геоэкологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
II. Значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей геоэкологической деятельности.
Дать краткое и точное определение понятия «туризм», в силу разнообразия функций и большого числа форм существования, довольно сложно. В процессе развития было дано множество толкований термина и каждая из них отражает различные аспекты туризма. Основными критериями для определения «туризма» являются следующие:
1. Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.
2. Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 месяцев или более).
2. Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
Нами предлагается создание кружка «Юный геотурист», занимающегося детско-юношеским экологическим туризмом, в процессе реализации которого осуществляется взаимодействие детей и родителей и руководителей, при реализации путешествий на природные территории в рамках экскурсионной и туристской деятельности.
Основной целью реализации похода будут образовательная, воспитательная с позиции формирования геоэкологического мировоззрения и развивающая цели. В ходе реализации путешествия старшеклассникам предстоит увидеть девственные участки не тронутой природы, горных территорий, заброшенные поселения, многочисленные виды краснокнижных растений в обилии представленные на территории Солонешенского района.
Суммарные затраты на организацию путешествия составляют 99208 рублей. Немало важным является тот факт, что покупка снаряжения это разовая статья в дальнейшем не требующая дополнительных вложений.
Таким образом, при реализации данного туристского направления в рамках детско-юношеского туризма на одного человека составит 8267 рублей. При внесении месячных платежей в организацию кружка одному родителю данная стоимость за 10 месяцев будет равна 826,70 рублей. Если сделать кружок постоянным и записывать в него детей с младших классов для дальнейшей реализации, данную стоимость можно сократить до 20 рублей в месяц, не нужно забывать, что закупка оборудования необходима примерно раз в 5-6 лет.
В рамках реализации кружка, в средних и старших классах планируется вести следующую эколого-просветительскую работу:
- организовывать спецкурсы по тематике «Основы туристской деятельности», «Мониторинг окружающей среды», «Правовой статус ООПТ», «ООПТ Алтайского региона», «Режим охраны ООПТ», «Туристское ориентирование» и другие.
В качестве рекомендаций по организации геоэкологического воспитания нами предложены следующие виды интерактивных экологических мероприятий:
- «Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане - ролевые игры. Однако, первый вариант - «ток-шоу» несколько сложнее для подростков, чем «экологические спектакли»;
- Экологическая тропа - форма геоэкологического воспитания.
Подобные работы
- Развитие исследовательских умений учащихся в процессе изучения географии посредством краеведческой деятельности
(с использованием материалов геологического музея естественно-географического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина г. Бийска)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие исследовательской компетентности старшеклассников на основе практико-ориентированной деятельности при изучении географии (на примере МБОУ «Кадетская школа» г. Бийска)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



