Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНИЦИАТИВЫ "ТРЕХ МОРЕЙ"

Работа №147186

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основания процесса интеграции в Центрально-Восточной Европе 9
1.1. Либеральный интерговернментализм 9
1.2. Минилатеральный подход в интеграционных процессах 34
1.3. Принцип комплементарности в политике и экономике 37
ГЛАВА 2. Основные детерминанты участия в проекте “Трех морей” и пути повышения их эффективности 40
2.1. Институциональная составляющая реализации интеграционного проекта 40
2.2. Сценарно-прогнозный метод развития Инициативы “Трех морей” 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72

Спустя 33 года после роспуска Совета экономической взаимопомощи, а также дезинтеграции Советского союза, унаследованная инфраструктура, преимущественно по оси “запад-восток”, продолжает оставаться недостаточно развитой в регионах Центрально-Восточной Европы (далее ЦВЕ). Подобный инфраструктурный дефицит одновременно является тормозом для экономического развития всего региона и возможностью для инвестирования и ведения хозяйственной деятельности.
После первой волны присоединения центральноевропейских государств к Европейскому союзу (далее ЕС) в 2004 году, а также второй волны в 2007, когда членами союза стали Республика Румыния и Республика Болгария, вслед за которыми последовала и Хорватия в 2013 году, экономическое отставание все еще было сильно заметно по почти всем эмпирическим показателям. За минувшие 20 лет, кажется, государства ЦВЕ должны были успеть догнать Западную Европу в экономическом плане и обеспечить своим гражданам высокий уровень жизни, какому радуются их сограждане в западных государствах союза. Увы, желаемый уровень развития не достигнут, что повлекло за собой ряд проблем, с которыми сталкиваются государства ЦВЕ, таких, как миграция трудоспособного населения в западные государства, коррупция и пр.
В этом контексте усилилась необходимость в исправлении ситуации посредством развития инфраструктурной взаимосвязанности в трех ключевых направлениях - физической инфраструктуре, коммуникациях и энергетике. Выравнивание экономического развития между регионами Европы могло исполниться либо за счет увеличения субвенций государствам Центрально-Восточной Европы, либо нужно было искать решение вне рамок ЕС.
Государства Центрально-Восточной Европы, сохранившие высокую долю прагматизма, автономно пошли по пути создания собственными ресурсами и политической волей Инициативы “Трех морей” (далее Инициатива). Представляющая собой интеграционный проект внутри интеграционного проекта, Инициатива успела за короткий период объединить все центральноевропейские государства-члены ЕС, за исключением Австрии, отстаивающие по экономическому развитию государствам Западной Европы.
Наличие очередной площадки для обсуждения возникающих политических проблем никоим образом не привносит в решение проблемы экономического отстаивания и неравномерного развития. В связи с этим, участвующие государства пошли по пути создания институциональных механизмов, комплементирующих существующего инструментария у Европейского союза, с целью увеличения эффективности реализации проектов в рамках Инициативы и повышения капацитета управления.
Актуальность исследования выражается в своей дихотомической природе. Во-первых, с научной точки зрения, в реализации Инициативы “Трех морей” заложена логика комплементарности, исследуемая неоинституциональными учеными в области научного знания на стыке политэкономии и политологии. Категория “комплементарность”, в первую очередь, имеет экономическое значение, но обстоятельный ее анализ обладает потенциалом раскрыть и политическое значение воздействия. В своей сущности комплементарность наблюдается не только между институтами у обоих интеграционных проектов, но и между ими самими.
Во-вторых, с прикладной точки зрения, Инициатива объединяет государства в размере 1,218,275 км2, общего населения в 110,150,445 людей и ВВП в номинальном выражении - €2.295 трлн. Эти эмпирические факты являются доказательством утверждения политической значимости региона Центрально-Восточной Европы. У Инициативы есть потенциал увеличить свой политический вес и желание, как себе, так и своим государствам-участникам, что возможно придаст процессам в Европейском союзе новую динамику.
В дополнение, Инициатива является попыткой решить возникшие проблемы в интеграционном процессе в рамках ЕС. Идеальные модели в науке и практике оказываются сложно реализуемыми, как свидетельствует опыт Европейского союза. Более того, Инициатива “Трех морей” есть интеграционный проект в границах интеграционного проекта, которые дополняют друг друга, а не создана с целью разобщения или переклада политического веса с Запада на Восток...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инициатива «Трех морей», представляющая собой неинституционализированный проект 13 государств Центрально-Восточной Европы (Эстония, Литва, Латвия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Словения, Хорватия, Румыния, Болгария и Греция, реализуется в географических и политических границах Европейского союза. По своей сущности Инициатива является интеграционным проектом, имеющей своей целью решить проблему экономического диспаритета между регионами внутри ЕС. В рамках проекта были обусловлены основывающие принципы, среди которых можно перечислить членство государства-участника в ЕС, комплементирующую природу Инициативы в отношении ЕС, открытость к частному сектору с целью его привлечения в реализацию инфраструктурных проектов, а также открытость к заинтересованным в сотрудничестве государствам.
В рамках исследования политико-экономической сущности Инициативы «Трех морей» были обоснованы отвержение и критика неофункционализма для исследования процесса европейской интеграции, как симплифицирующий подход, чье значение объясняющих переменных становятся слабыми. Безусловное значение неофунционалистской теории в поле исследования процесса европейской интеграции служит тем фундаментом, на котором построена теория Эндрю Моравчика либерального интерговернментализма.
В исследовании была применена теория либерального интерговернментализма Эндрю Моравчика, безусловного авторитета среди исследователей европейского интеграционного проекта. Либеральный интерговернментализм своей сложностью, охватывающей процессы внутренней политики, агрегации публичных интересов, их артикуляции на правительственном уровне посредством политических институтов, а также последующего формирования и отстаивания национальных интересов на межправительственном уровне, обладает огромным потенциалом для 69
проведения исследовании по типу кейс-стади отдельных государств ЕС или Инициативы «Трех морей».
Либеральный интерговернментализм учитывает сложную природу общественных отношений, формирующих внутриполитический процесс государства. Эта теория характеризуется динамичностью процессов, как на внутриполитическом, так и на внешнеполитическом уровне. Из этого следует, что раз зафиксировав определенные переменные, исследователь может ошибочно интерпретировать интеграционный процесс. Если конечная цель одна, то путей ее достижения много. Международная среда порождает множество фактов, а также меняет переменные, за которыми ученый обязан следить, иначе его исследование станет неверной, как отмечал Капарозо по поводу теории Эрнста Хааса.
В дополнение, в исследовании был рассмотрен и минилатеральный подход ведения международных переговоров. Главной спецификой минилатерализма является оптимальное число участвующих государств, с целью достижения поставленных целей с наименьшими затратами. Такое условие у Инициативы выполняет требование одновременного членства в ЕС, чтобы стать полноправным участником «Трех морей». У всех государств-участников должна быть одинаковая проблема, с которой они сталкиваются и которую они намерены решить, иначе повестка изменяется и политический процесс теряет инерцию.
Помимо упомянутого, в исследовании освещен принцип комплементарности в политике и экономике. Под комплементарностью понимается взаимодополняемость между институтами, выражающаяся в усилении воздействия одного элемента на другой, и наоборот.
Концепция комплементарно сти институтов основана на многосторонних механизмах усиления институциональных структур, где каждая из них своим существованием способствует существованию других. Поскольку динамичность процесса определяется переменчивостью институтов, то и комплементарность является меняющейся переменной. Комплементирующие институты делают друг друга более или менее эффективными в зависимости от их соответствующих характеристик....


1. Ворожеина Я.А., Курганский А.А. Генезис и эволюция польской геополитической концепции Междуморья. Современная Европа, 2023, № 1, с. 127-138. DOI: 10.31857/S0201708323010102. EDN: oskyhy, с. 133.
2. Европа в глобальной пересборке [монография] / Институт Европы РАН; отв. ред. Ал.А. Громыко. М.: Издательство «Весь Мир», Институт Европы РАН, 2023. - 508 с. (Старый Свет - новые времена)
3. Сергей Лавров об итогах 30-летних отношений между Россией и Евросоюзом. Российская газета, 18.01. 2019. URL: https://rg.ru/2019/12/18/sergej-lavrov-ob-itogah-30-letnih-otnoshenij-mezhdu-r ossiej-i-evrosoiuzom.html (дата обращения: 25.04.2024).
4. Шишелина, Л. Н. Идея "Триморья": от возникновения до сегодняшнего дня / Л. Н. Шишелина // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2018. - № 5(5). - С. 33-38. - DOI 10.15211/vestnikieran520183338. - EDN VNPKDY.
5. Amable, Bruno. “Institutional Complementarity and Diversity of Social Systems of Innovation and Production.” Review of International Political Economy, vol. 7, no. 4, 2000, pp. 645-87. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/4177366. Accessed 19 Apr. 2024.
6. Aoki, Masahiko. “The Contingent Governance of Teams: Analysis of Institutional Complementarity.” International Economic Review, vol. 35, no. 3, 1994, pp. 657-76. JSTOR.
7. Bulgaria’s Perspective on the Three-Seas-Initiative, Friedrich Naumann Foundation, 2022. // URL: https://www.freiheit.org/central-europe-and-baltic-states/bulgarias-perspective- three-seas-initiative(дата обращения: 25.04.2024)
8. Cooper, R. N. (1972) ‘Economic Interdependence and Foreign Policy in the Seventies’. World Politics, Vol. 24, January, pp. 159-181.
9. Cooper, R.N. (1986) ‘Interdependence and Coordination of Policies’. In Economic Policy in an Interdependence World: Essays in World Economics (Cambridge, Mass.: MIT Press), pp. 292-293.
10. Declaration of the EU Nuclear Alliance, March 4th, 2024 | Communique de presse, MINISTERE DE L'ECONOMIE DES FINANCES ET DE LA SOUVERAINETE INDUSTRIELLE ET NUMERIQUE. // URL: https://presse.economie.gouv.fr/declaration-of-the-eu-nuclear-alliance-meeting- of-march-4th-2024/(дата обращения: 25.04.2024)
11. European Union Institute for Security Studies, Moret, E., Effective minilateralism for the EU - What, when and how, European Union Institute for Security Studies, 2016, https://data.europa.eu/doi/10.2815/20196
12. Fund Structure - Three Seas Initiative Investment Fund. // URL: https://3siif.eu/fund-structure(дата обращения: 25.04.2024)
13. Garrett, G. and Weingast, B. (1991) ‘Interests and Institutions: Constructing the EC’s Internal Market’. Paper presented at the American Political Science Association Meeting, September.
14. Haas, Ernst B., ed. (2004) [1958]. The uniting of Europe: political, social, and economic forces, 1950-1957 (3rd ed.). Notre Dame, Indiana: University of Notre Dame Press. ISBN 9780268043476.
15. Hall, Peter A., Soskice, David (eds.): Varieties of Capitalism. The Institutional Foundations of Comparative Advantage. Oxford: Oxford University Press, 2001...(50)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ