Введение 4
Глава I. Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе 7
1.1 Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе.. 11
1.3 Методы, приемы, технологии формирования мотивации к здоровому образу жизни в практике современной школы 16
1.4 Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни 21
Выводы по Главе I 27
Глава II. Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса на уроках биологии 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Изучение уровня мотивации у обучающихся 8 класса на уроках биологии .. 31
2.3 Теоретическое обоснование комплекса упражнений, направленного на развитие и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса 34
2.4 Оценка эффективности проведенных упражнений 40
Выводы по Главе II 43
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 58
Приложение 3 64
Приложение 4 67
Приложение 5 69
Актуальность исследования. В статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что охрана здоровья учащихся должна осуществляться за счёт пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни. Актуальность темы определяется и следующими нормативными документами: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В последнем говорится, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, что программа воспитания и социализации, должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, в том числе и на здоровье и направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся. [1] На актуальность темы так же указывают данные о постоянном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста, причиной которого является, не только наследственность и окружающая нас среда, но и образ жизни. Под здоровым образом жизни, в след за Ю.В. Нестеровой и М.А. Гавриловой, мы понимаем ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, понимание здорового образа жизни, усвоение и применение правил здорового образа жизни. [10, c.32]. Таким образом, установили противоречия между требованиями к сохранению здоровья, многообразием приёмов формирования здорового образа жизни в практике школ и слабой их реализацией в данной школе, недостаточным уровнем здорового образа жизни учащихся, это привело к постановке проблемы.
Цель исследования: изучение и развитие мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8 класса на уроках биологии.
Исходя из цели, были выявлены объект и предмет исследования.
Объект исследования: мотивация к формированию здорового образа жизни. Предмет исследования: развитие мотивации у обучающихся 8 класса к здоровому образу жизни на уроках биологии.
Гипотеза исследования заключается в том, чтобы развить мотивацию к формированию ЗОЖ у обучающихся 8 класса, развитие будет возможно только, если в содержание уроков биологии будет включен комплекс специальных упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить уровень мотивации к здоровому образу жизни обучающихся 8 класса;
3. Провести специальный комплекс упражнений, направленных на развитие мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8-го класса на уроках биологии;
4. Провести оценку эффективности проведённых работ.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ литературы по проведению исследования, обобщение);
2. Эмпирические методы.
• Методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни» Г.А Радоман (Приложение 1);
• Методика «Образ жизни» О.И Мотков (Приложение 2);
• Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В.Д Пурин (Приложение 3);
• Психолого-педагогический эксперимент;
• Метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы психологами и педагогами для развития здорового образа жизни обучающихся, среднего школьного возраста при обучении биологии.
Исследование проводилось на базе МБОУ Сибирская СОШ с. Шульгинка, Алтайского края, Советского района. В эксперименте принимало участие 16 детей, 14-15 лет. Экспериментальное исследование проводилось с 1.12.2017 по 25.04.2018 г.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении сформулирована актуальность темы и представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе «Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе» рассматривается понятие «здоровье» «мотивация», понимание учащимися этих определений, представлены выводы.
Во второй главе «Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся на уроках биологии» представлены организация и методы экспериментального исследования, осуществлен сравнительный анализ результатов исследования, выводы по главе.
В заключении представлены выводы по работе.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
В приложение включены бланки методик.
Теоретические основы формирования здорового образа жизни отражены в нормативных документах: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. [1] Федеральный закон РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. №323. [2] ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. №1897. [3] В представленных выше законах четко прописано, что в основными параметрами со сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни, а также сохранение здоровья.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшений здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к здоровому образу жизни современных школьников-это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных ситуаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Целью нашего исследования было: выявить уровень заинтересованности к ведению здорового образа жизни учащихся 8-го класса при обучении биологии. При различных методах и приемах, направленных на формирование здорового образа жизни.
В качестве объекта исследования выступило формирование здорового образа жизни учащихся основной школы. В качестве предмета исследования выступило формирование здорового образа жизни у учащихся 8 классов при обучении биологии. Группу исследования составили ученики 8 класса в составе 16 учеников, МБОУ Сибирская СОШ.
Выявив для себя основные показатели здорового образа жизни, такие как: знания, о здоровом образе жизни; ориентация учащихся на здоровый образ жизни; причины, не позволяющие вести здоровый образ жизни и ценности здорового образа жизни. Мы подобрали соответствующие методики: методику "Что вы знаете о здоровом образе жизни", предложенную методистами Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной; методику "Образ жизни" О.И. Моткова; методику "Что мешает мне вести здоровый образ жизни?" кандидата педагогических наук, доцента Тверского государственного университета В.Д. Пурина.
В результата диагностирования учащихся 8-го класса МБОУ Сибирская СОШ. Мы выяснили, что классе уровень сформированности компонентов здорового образа жизни находятся на среднем и низких уровнях.
В процессе исследования выяснили, что такие элементы при формировании здорового образа жизни, как: физкультминутки, решение кроссвордов, шоковая терапия, показ фильма о здоровом образе жизни при обучении биологии в 8 классе эффективны для формирования здорового образа жизни.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, № 53 (ч. 1)
2. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 № 323-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" // «Зарегистрировано в Минюсте России», 01.02.2011, № 19644
4. Акумова, Н.В. Уровень жизни личности на основе здорового образа жизни [Текст] / Н. В. Акумова, В. Г. Ярмольчук // Бизнес в законе. - 2008. - №4. - С. 275-278.
5. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П. П. Блонский; Издательство академии педагогических наук РСФСР Москва, 1961. - С. 5-11.
6. Божович, Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка [Текст] / Е. Д. Божович; Ордена Ленина Всесоз. издательство "Знание". - 1979. - С. 7-9.
7. Бутырская, Е.В. Педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Бутырская, Л. М. Зайцева // Учитель и время. - 2013.
- №8. - С. 9-14.
8. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст] / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 2-е изд. - М.: КНОРУС. - 2012. - С. 105-115.
9. Гаврилова, М.А. Создание воспитательной ситуации на уроках биологии для реализации валеологического воспитания [Текст] / М.А. Гаврилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №11. - С. 328-334.
10. Гаврилова, М.А. Формирование здорового образа жизни на уроках биологии / М. А. Гаврилова, Ю.В. Нестеров // Естественные науки. - 2012. - №1. - С. 31-37.
11. Гараева, Р.Г. Мировоззренческие детерминанты здорового образа жизни и их роль в антинаркотическом воспитании [Текст] / Р. Г. Гареева, З. А. Хуснутдинова, Э. Ш. Хамитов // Вестник Башкирского университета. -
2007. - №3. - С. 197-199.
12. Ганьшина, Г.В. Психолого-педагогические условия формирования здорового образа жизни современной молодёжи [Текст] / Г. В. Ганьшина, В. А. Овчаренко // Сервис в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С. 45-50.
13. Губогло, З.И. Формирование культуро-ценностной мотивации здорового образа жизни, что нужно делать в школе для формирования мотивации здорового образа жизни? [Текст] / З. И. Губогло // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С. 50-52.
14. Даутов, Ю. Ю. Научные основы здоровья и здорового образа жизни [Текст] / Ю. Ю. Даутов, Т. Ю. Уракова, Р. Ш. Ожева, Р. Н. Хакунов, Р. А. Тхакушинов // Новые технологии. - 2007. - №3. - С. 67-69.
15. Дедловская, М. В. Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни школьников [Текст] / М. В. Дедловская // Интеграция образования. - 2007. - №3-4. - С. 163-169.
16. Дорошенко, А.Л. Основы здорового образа жизни. Факторы, определяющие здоровый образ жизни [Текст] / А. Л. Дорошенко, Е. Е. Соколов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. - 2011. - №2. - С. 36-41.
17. Дыкин, Р.В. Эффективность социальной рекламы: некоторые аспекты проблемы [Текст] / Р. В. Дыкин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - №1. - С. 141-149.
18. Зайцев, Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспеченья здоровья человека в системе образования [Текст] / Г. К. Зайцев; автореф. дис д-ра пед. наук СПб. - 1998. - С. 32-38.
19. Зуева, М.В. Ориентация на здоровый образ жизни, как профилактика злоупотребления психоактивными веществами [Текст] / М. В. Зуева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2004. - №1. - С. 199.
20. Иванников, В.А. Формирование побуждения к действию [Текст] / В.А. Иванников // Вопросы психологии: издается с 1955 года. - 1985. - №3 май¬июнь 1985. - с. 113-123.
21. Касимов, И.Р. Здоровый образ жизни как социально-культурная проблема: культурологический и деятельностно-ориентированный подходы / И. Р. Касимов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - №1. - С. 111-115.
22. Киселева, Ю.С. Использование здоровьесберегающих технологий в общественно активной школе / Ю. С. Киселева, О. Г. Козликина, О. О. Чернецова // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2013. - №7. - С. 21-25.
23. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее форми-рования [Текст] / В.Г. Леонтьев; Новосиб. Полиграфкомбинат, 2002. - 262 с. Библиогр.: с. 218-240.
24. Мандель, Б.Р. Интеллектуальная игра социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) [Текст] / Б. Р. Мандель // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - №2. - С. 62-68.
25. Моситенко, Е. В. Тематический кроссворд по основам здорового образа жизни для 8-9 классов [Электронный ресурс]. - 2016. - Режим доступа
https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2016/01/03/krossvord- zdorovyy-obraz-zhizni 11 Янв. 2018 20:15:44
26. Михайлова, О.Н. Формирование потребностей здорового образа жизни [Текст] / О. Н. Михайлова // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - №1. - С. 180-185.
27. Науменко, Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников [Текст] / Ю. В. Науменко // Образование личности. - 2013. - №3. - С. 18-23.
28. Нежкина, Н.Н. Нормативно-правовое обеспечение здоровьеформи-рующей деятельности в школе [Текст] / Н. Н. Нежкина, Е. В. Иванова, Н. В. Киселёва // Народное образование. - 2010. - №2. - С. 27-32.
29. Нестеров, Ю.В. Об эффективности методики валеологического воспитания на уроках биологии [Текст] / Ю. В. Нестеров, М. А. Гаврилова // Гуманитарные исследования. - 2011. - №4. - С. 305-310.
30. Ожева, Е.Н. Программа "здоровый образ жизни" [Текст] / Е. Н. Ожева, Л. В. Мирная // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4. - С. 58-62.
31. Попов, И.А. Пути формирования здорового образа жизни [Текст] / И. А. Попов // Вестник новых медицинских технологий. - 2005. - Т. 12. - №3. - С. 12-13.
32. Проскурякова, Л. А. Программа формирования мотивации к здоровому образу жизни в молодёжной среде [Электронный ресурс] / Л. А. Проскурякова, М. Ф. Савченков // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). - 2010. - Т. 94. - №3. - С. 98-102. - Режим доступа http://elibrary.ru/item.asp?id=14865795.Доступ из «научной электронной библиотеки library.ru» 23 Фев. 2018 г. 17:34:11
33. Рыбакова, С.А. Комплексная программа формирования культуры здорового образа жизни учащихся образовательного учреждения до 2010 года [Текст] / С. А. Рыбакова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2007. - Т. 13. - №3. - С. 46-48.
34. Садыгова, М.А. Здоровый образ жизни глазами школьников [Текст] / М. А. Садыгова, С. А. Аназарова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2013. - Т.3. - №2. - С. 295.
35. Сонин, Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин; - М.: Дрофа. - 2010. - С. 3-7.
36. Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем [Текст] / К. В. Судаков, П.К. Анохин; М.: Издательство «Медицина». - 1984. - 224 с.
37. Храмцов П. И. Эпохальные изменения физического развития московских детей 3-17 лет (1960ые-2010ые) [Текст] / П. И. Храмцов, А. К. Горбачева, Т. К. Федотова // Школа здоровья. - 2011. - № 4. - С. 3-9.
38. Шадриков. В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В. Д. Шадриков; 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос». - 1996. - 320 с.
39. Шур, А.М. Интеллектуальная игра как средство формирования толерантного коммуникативного поведения в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А. М. Шур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2008. - Т. 8. - №2. - С. 127-130.
40. Щепкина, О.И. Здоровый образ жизни, как возможность полноценной жизни человека [Текст] / О. И. Щепкина, В. Н. Филипова, К. А. Китаева, О. А. Болучаевская // Система ценностей современного общества. - 2011. - №17. - С. 196-197.