Развитие мотивации к формированию здорового образа жизни обучающихся на уроках биологии
|
Введение 4
Глава I. Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе 7
1.1 Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе.. 11
1.3 Методы, приемы, технологии формирования мотивации к здоровому образу жизни в практике современной школы 16
1.4 Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни 21
Выводы по Главе I 27
Глава II. Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса на уроках биологии 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Изучение уровня мотивации у обучающихся 8 класса на уроках биологии .. 31
2.3 Теоретическое обоснование комплекса упражнений, направленного на развитие и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса 34
2.4 Оценка эффективности проведенных упражнений 40
Выводы по Главе II 43
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 58
Приложение 3 64
Приложение 4 67
Приложение 5 69
Глава I. Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе 7
1.1 Понятие мотивации в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Понятие здорового образа жизни в психолого-педагогической литературе.. 11
1.3 Методы, приемы, технологии формирования мотивации к здоровому образу жизни в практике современной школы 16
1.4 Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни 21
Выводы по Главе I 27
Глава II. Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса на уроках биологии 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Изучение уровня мотивации у обучающихся 8 класса на уроках биологии .. 31
2.3 Теоретическое обоснование комплекса упражнений, направленного на развитие и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни у обучающихся 8-го класса 34
2.4 Оценка эффективности проведенных упражнений 40
Выводы по Главе II 43
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 1 52
Приложение 2 58
Приложение 3 64
Приложение 4 67
Приложение 5 69
Актуальность исследования. В статье 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" сказано, что охрана здоровья учащихся должна осуществляться за счёт пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни. Актуальность темы определяется и следующими нормативными документами: Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В последнем говорится, что личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, что программа воспитания и социализации, должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, в том числе и на здоровье и направлена на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся. [1] На актуальность темы так же указывают данные о постоянном ухудшении состояния здоровья детей школьного возраста, причиной которого является, не только наследственность и окружающая нас среда, но и образ жизни. Под здоровым образом жизни, в след за Ю.В. Нестеровой и М.А. Гавриловой, мы понимаем ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, понимание здорового образа жизни, усвоение и применение правил здорового образа жизни. [10, c.32]. Таким образом, установили противоречия между требованиями к сохранению здоровья, многообразием приёмов формирования здорового образа жизни в практике школ и слабой их реализацией в данной школе, недостаточным уровнем здорового образа жизни учащихся, это привело к постановке проблемы.
Цель исследования: изучение и развитие мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8 класса на уроках биологии.
Исходя из цели, были выявлены объект и предмет исследования.
Объект исследования: мотивация к формированию здорового образа жизни. Предмет исследования: развитие мотивации у обучающихся 8 класса к здоровому образу жизни на уроках биологии.
Гипотеза исследования заключается в том, чтобы развить мотивацию к формированию ЗОЖ у обучающихся 8 класса, развитие будет возможно только, если в содержание уроков биологии будет включен комплекс специальных упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить уровень мотивации к здоровому образу жизни обучающихся 8 класса;
3. Провести специальный комплекс упражнений, направленных на развитие мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8-го класса на уроках биологии;
4. Провести оценку эффективности проведённых работ.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ литературы по проведению исследования, обобщение);
2. Эмпирические методы.
• Методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни» Г.А Радоман (Приложение 1);
• Методика «Образ жизни» О.И Мотков (Приложение 2);
• Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В.Д Пурин (Приложение 3);
• Психолого-педагогический эксперимент;
• Метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы психологами и педагогами для развития здорового образа жизни обучающихся, среднего школьного возраста при обучении биологии.
Исследование проводилось на базе МБОУ Сибирская СОШ с. Шульгинка, Алтайского края, Советского района. В эксперименте принимало участие 16 детей, 14-15 лет. Экспериментальное исследование проводилось с 1.12.2017 по 25.04.2018 г.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении сформулирована актуальность темы и представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе «Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе» рассматривается понятие «здоровье» «мотивация», понимание учащимися этих определений, представлены выводы.
Во второй главе «Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся на уроках биологии» представлены организация и методы экспериментального исследования, осуществлен сравнительный анализ результатов исследования, выводы по главе.
В заключении представлены выводы по работе.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
В приложение включены бланки методик.
Цель исследования: изучение и развитие мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся 8 класса на уроках биологии.
Исходя из цели, были выявлены объект и предмет исследования.
Объект исследования: мотивация к формированию здорового образа жизни. Предмет исследования: развитие мотивации у обучающихся 8 класса к здоровому образу жизни на уроках биологии.
Гипотеза исследования заключается в том, чтобы развить мотивацию к формированию ЗОЖ у обучающихся 8 класса, развитие будет возможно только, если в содержание уроков биологии будет включен комплекс специальных упражнений.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить уровень мотивации к здоровому образу жизни обучающихся 8 класса;
3. Провести специальный комплекс упражнений, направленных на развитие мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8-го класса на уроках биологии;
4. Провести оценку эффективности проведённых работ.
Методы исследования:
1. Теоретические методы (анализ литературы по проведению исследования, обобщение);
2. Эмпирические методы.
• Методика «Что вы знаете о здоровом образе жизни» Г.А Радоман (Приложение 1);
• Методика «Образ жизни» О.И Мотков (Приложение 2);
• Методика «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» В.Д Пурин (Приложение 3);
• Психолого-педагогический эксперимент;
• Метод количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы психологами и педагогами для развития здорового образа жизни обучающихся, среднего школьного возраста при обучении биологии.
Исследование проводилось на базе МБОУ Сибирская СОШ с. Шульгинка, Алтайского края, Советского района. В эксперименте принимало участие 16 детей, 14-15 лет. Экспериментальное исследование проводилось с 1.12.2017 по 25.04.2018 г.
Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении сформулирована актуальность темы и представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе «Теоретический анализ развития мотивации к здоровому образу жизни учащихся в психолого-педагогической литературе» рассматривается понятие «здоровье» «мотивация», понимание учащимися этих определений, представлены выводы.
Во второй главе «Экспериментальное исследование и изучение развития мотивации к формированию здорового образа жизни у обучающихся на уроках биологии» представлены организация и методы экспериментального исследования, осуществлен сравнительный анализ результатов исследования, выводы по главе.
В заключении представлены выводы по работе.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
В приложение включены бланки методик.
Теоретические основы формирования здорового образа жизни отражены в нормативных документах: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. [1] Федеральный закон РФ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. №323. [2] ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "17" декабря 2010 г. №1897. [3] В представленных выше законах четко прописано, что в основными параметрами со сохранению здоровья учащихся является пропаганда навыкам обучения здоровому образу жизни, а также сохранение здоровья.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшений здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к здоровому образу жизни современных школьников-это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных ситуаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Целью нашего исследования было: выявить уровень заинтересованности к ведению здорового образа жизни учащихся 8-го класса при обучении биологии. При различных методах и приемах, направленных на формирование здорового образа жизни.
В качестве объекта исследования выступило формирование здорового образа жизни учащихся основной школы. В качестве предмета исследования выступило формирование здорового образа жизни у учащихся 8 классов при обучении биологии. Группу исследования составили ученики 8 класса в составе 16 учеников, МБОУ Сибирская СОШ.
Выявив для себя основные показатели здорового образа жизни, такие как: знания, о здоровом образе жизни; ориентация учащихся на здоровый образ жизни; причины, не позволяющие вести здоровый образ жизни и ценности здорового образа жизни. Мы подобрали соответствующие методики: методику "Что вы знаете о здоровом образе жизни", предложенную методистами Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной; методику "Образ жизни" О.И. Моткова; методику "Что мешает мне вести здоровый образ жизни?" кандидата педагогических наук, доцента Тверского государственного университета В.Д. Пурина.
В результата диагностирования учащихся 8-го класса МБОУ Сибирская СОШ. Мы выяснили, что классе уровень сформированности компонентов здорового образа жизни находятся на среднем и низких уровнях.
В процессе исследования выяснили, что такие элементы при формировании здорового образа жизни, как: физкультминутки, решение кроссвордов, шоковая терапия, показ фильма о здоровом образе жизни при обучении биологии в 8 классе эффективны для формирования здорового образа жизни.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.
На актуальность выбранной нами темы указывают данные о постоянном ухудшений здоровья обучающихся, причина всего этого не только наследственность, так же не маловажную роль играет, образ жизни и окружающая среда. Уровень установки на ведение здорового образа жизни у подростков достаточно невысок. Состояние современных школьников оценивается, как удовлетворительное.
Основой исследования послужило положение о здоровом образе жизни, как о факторе, влияющем на компоненты здоровья: социальный, психический, физический, духовный. Положение о здоровом образе жизни, которое включает в себя, ценностное отношение к здоровью (своему и других людей), стремление к поддержанию здоровья, применение и усвоение правил по ведению здорового образа жизни.
Значимые факторы, которые влияют на отношение к здоровому образу жизни современных школьников-это уроки физкультуры, специальные образовательные курсы по проблеме здоровья и здоровому образу жизни, воспитательная работа по формированию культуры здоровья.
Для формирования здорового образа жизни к выше указанному необходимо применять следующие рекомендации: постановки конкретных воспитательных ситуаций, физкультминутки, гимнастика, беседы, рассматривание иллюстраций, различные виды игр на тему здорового образа жизни, а также организацию оздоровительных мероприятий со стороны медицинского персонала, проведение физкультминуток на уроках, дней здоровья и спортивно-массовых мероприятий.
Целью нашего исследования было: выявить уровень заинтересованности к ведению здорового образа жизни учащихся 8-го класса при обучении биологии. При различных методах и приемах, направленных на формирование здорового образа жизни.
В качестве объекта исследования выступило формирование здорового образа жизни учащихся основной школы. В качестве предмета исследования выступило формирование здорового образа жизни у учащихся 8 классов при обучении биологии. Группу исследования составили ученики 8 класса в составе 16 учеников, МБОУ Сибирская СОШ.
Выявив для себя основные показатели здорового образа жизни, такие как: знания, о здоровом образе жизни; ориентация учащихся на здоровый образ жизни; причины, не позволяющие вести здоровый образ жизни и ценности здорового образа жизни. Мы подобрали соответствующие методики: методику "Что вы знаете о здоровом образе жизни", предложенную методистами Центра методического обеспечения воспитательной работы УО РИПО Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной; методику "Образ жизни" О.И. Моткова; методику "Что мешает мне вести здоровый образ жизни?" кандидата педагогических наук, доцента Тверского государственного университета В.Д. Пурина.
В результата диагностирования учащихся 8-го класса МБОУ Сибирская СОШ. Мы выяснили, что классе уровень сформированности компонентов здорового образа жизни находятся на среднем и низких уровнях.
В процессе исследования выяснили, что такие элементы при формировании здорового образа жизни, как: физкультминутки, решение кроссвордов, шоковая терапия, показ фильма о здоровом образе жизни при обучении биологии в 8 классе эффективны для формирования здорового образа жизни.
Таким образом, проведенное нами исследование подтвердило нашу гипотезу.
Подобные работы
- Формирование здорового образа жизни у подростков на уроках биологии и химии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - «Дневник здоровья» как средство повышения мотивации к здоровому образу жизни у обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивации здорового образа жизни
обучающихся 8-го класса
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 4450 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ БИОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивная лекция как средство пропаганды здорового образа жизни
при обучении биологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



