Трансформация прецедентных явлений в текстах средств массовой информации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1. Понятия «прецедентность» и «прецедентный текст» 5
1.2. Классификации прецедентных текстов. Функции прецедентных
текстов 8
1.3. Публицистический стиль как разновидность литературного
языка 18
ГЛАВА 2. ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ СМИ 25
2.1. Функционирование прецедентных явлений в заголовках газет 25
2.2. Функционирование прецедентных явлений в газетных заголовках
рекламных текстов 38
2.3. Методическая разработка по материалам ВКР 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1. Понятия «прецедентность» и «прецедентный текст» 5
1.2. Классификации прецедентных текстов. Функции прецедентных
текстов 8
1.3. Публицистический стиль как разновидность литературного
языка 18
ГЛАВА 2. ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ СМИ 25
2.1. Функционирование прецедентных явлений в заголовках газет 25
2.2. Функционирование прецедентных явлений в газетных заголовках
рекламных текстов 38
2.3. Методическая разработка по материалам ВКР 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В выпускной квалификационной работе рассматривается трансформация прецедентных явлений в текстах средств массовой информации.
Актуальность исследования. Средства массовой информации (СМИ) занимают особое место в рамках современного медийного пространства. Во многом это обусловлено тем, что СМИ обеспечивают связь читателя с внешним миром. Соответственно, журналисты стремятся использовать разные способы подачи материала для информирования и привлечения внимания населения. При этом немаловажное значение имеет степень доступности излагаемого материала для представителей разных социальных групп, разного уровня подготовленности.
В средствах массовой информации фиксируются новые слова, появляющиеся в речевом употреблении, формируется «языковая мода». Что вызывает неоднозначное отношение как рядовых носителей языка, так и ученых. По мнению В.Г. Костомарова, «сам факт ухода современных журналистов от авторитарного единомыслия к свободе слова, а также к разнообразию, привел к тому, что при употреблении языка стала прослеживаться небрежность» [Костомаров 1996:279]. Поэтому становится значимым обращение журналистов к прецедентным текстам, в которых заложена определенная культурная информация, исторические, научные знания, ментальные представления этноса об окружающем мире.
Современные авторы, как правило, творчески используют прецедентные тексты, трансформируют их, не только привлекая внимание к проблеме ярким заголовком с известным выражением, но и заставляя тем самым проводить определенные параллели, включать определенные ассоциации. Кроме того, СМИ зачастую выступают и творцом самих прецедентных текстов.
Все это делает актуальной тему выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - публицистическая речь.
Предмет исследования - прецедентные явления в публицистической речи.
Цель исследования - проанализировать использование прецедентных явлений в текстах СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть научную литературу по исследуемой проблеме, определить основные рабочие понятия;
2) собрать материал для исследования;
3) изучить прецедентные явления в заголовках газет и рекламных текстах, определить их источники, функции в тексте.
4) составить методическую разработку по материалам ВКР.
Материал для исследования: архивы газет «Аргументы и факты» (2008, 2009), «Комсомольская правда»(2007, 2008, 2009, 2016, 2017), «Открытая» (2008, 2009), «Известия» (2008), «Красная звезда» (2020). Всего проанализировано 106 контекстов.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, случайной выборки.
Теоретическая база исследования: работы Н. С. Валгиной, Ю. Н. Караулова, Е. А. Земской, В. Г. Костомарова.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов «Филологический анализ текста», «Педагогическая риторика», а также при изучении разделов лексики и стилистики в школьном курсе русского языка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (всего 56 источников).
Актуальность исследования. Средства массовой информации (СМИ) занимают особое место в рамках современного медийного пространства. Во многом это обусловлено тем, что СМИ обеспечивают связь читателя с внешним миром. Соответственно, журналисты стремятся использовать разные способы подачи материала для информирования и привлечения внимания населения. При этом немаловажное значение имеет степень доступности излагаемого материала для представителей разных социальных групп, разного уровня подготовленности.
В средствах массовой информации фиксируются новые слова, появляющиеся в речевом употреблении, формируется «языковая мода». Что вызывает неоднозначное отношение как рядовых носителей языка, так и ученых. По мнению В.Г. Костомарова, «сам факт ухода современных журналистов от авторитарного единомыслия к свободе слова, а также к разнообразию, привел к тому, что при употреблении языка стала прослеживаться небрежность» [Костомаров 1996:279]. Поэтому становится значимым обращение журналистов к прецедентным текстам, в которых заложена определенная культурная информация, исторические, научные знания, ментальные представления этноса об окружающем мире.
Современные авторы, как правило, творчески используют прецедентные тексты, трансформируют их, не только привлекая внимание к проблеме ярким заголовком с известным выражением, но и заставляя тем самым проводить определенные параллели, включать определенные ассоциации. Кроме того, СМИ зачастую выступают и творцом самих прецедентных текстов.
Все это делает актуальной тему выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - публицистическая речь.
Предмет исследования - прецедентные явления в публицистической речи.
Цель исследования - проанализировать использование прецедентных явлений в текстах СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть научную литературу по исследуемой проблеме, определить основные рабочие понятия;
2) собрать материал для исследования;
3) изучить прецедентные явления в заголовках газет и рекламных текстах, определить их источники, функции в тексте.
4) составить методическую разработку по материалам ВКР.
Материал для исследования: архивы газет «Аргументы и факты» (2008, 2009), «Комсомольская правда»(2007, 2008, 2009, 2016, 2017), «Открытая» (2008, 2009), «Известия» (2008), «Красная звезда» (2020). Всего проанализировано 106 контекстов.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, случайной выборки.
Теоретическая база исследования: работы Н. С. Валгиной, Ю. Н. Караулова, Е. А. Земской, В. Г. Костомарова.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов «Филологический анализ текста», «Педагогическая риторика», а также при изучении разделов лексики и стилистики в школьном курсе русского языка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (всего 56 источников).
Прецедентные тексты - это такие тексты, которые признаются значимыми для личности с позиции познавательного и эмоционального отношения, им присущ некий сверхличностный характер [Караулов 1987: 216].
Исследование прецедентных текстов актуально и на сегодняшний день, так как это одно из неоднозначных явлений в современной лингвистике, которое подлежит дальнейшему изучению и анализу. Повышенный интерес к ним обусловлен тем, что происходит поиск новых способов, посредством которых можно привлечь читателя, а также наиболее точно и выразительно сформулировать мысль.
В выпускной квалификационной работе рассматривалась трансформация прецедентных явлений в текстах средств массовой информации, были использованы классификации О. В. Лисоченко, Ю. Н. Прохорова и В. В. Красных.
Анализ материала показал, что прецедентные явления в текстах СМИ могут реализоваться по-разному: цитироваться без изменений или трансформироваться:
«Один в поле не воин, и вообще - никто» (Комсомольская правда, 2009) - статья посвящена вопросу, когда человеку сложно в коллективе, где его считают «белой вороной». Наблюдается трансформация прецедентного текста (пословицы) - синтаксическое распространение.
«Пока-пока-покачивая» (Комсомольская правда, 2009) - в статье рассматриваются вопросы использования Интернет-ресурсов. Строчка из «Песенки мушкетера» цитируется без структурных изменений, однако происходит обновление семантики используемого в заголовке текста. Источником прецедентных текстов могут выступать имена и цитаты, извлеченные из текстов художественной литературы, популярных в разное время песен, пословиц и поговорок, современных мультфильмов, а также само название этих произведений. Современная реклама также может быть источником прецедентных текстов.
Как единицы языка прецедентные явления выполняют в тексте следующие функции: оценочную, экспрессивную, выразительную, людическую и парольную, при этом несколько функций может реализовываться одновременно. Использование прецедентных текстов помогает понять, что автор думает по поводу какой-либо реальной личности или ситуации (субъективная оценка) и на какую группу населения рассчитано его высказывание (национальность, возраст, уровень образования, социальный статус) и т. д.
Главный вывод, вытекающий из нашего исследования: прецедентные явления в современных СМИ служат «строительным материалом» для создания новых, неожиданных, экспрессивных образов, языковой игры. Что позволяет создавать интересные и оригинальные тексты, привлекающие внимание читателей.
Исследование прецедентных текстов актуально и на сегодняшний день, так как это одно из неоднозначных явлений в современной лингвистике, которое подлежит дальнейшему изучению и анализу. Повышенный интерес к ним обусловлен тем, что происходит поиск новых способов, посредством которых можно привлечь читателя, а также наиболее точно и выразительно сформулировать мысль.
В выпускной квалификационной работе рассматривалась трансформация прецедентных явлений в текстах средств массовой информации, были использованы классификации О. В. Лисоченко, Ю. Н. Прохорова и В. В. Красных.
Анализ материала показал, что прецедентные явления в текстах СМИ могут реализоваться по-разному: цитироваться без изменений или трансформироваться:
«Один в поле не воин, и вообще - никто» (Комсомольская правда, 2009) - статья посвящена вопросу, когда человеку сложно в коллективе, где его считают «белой вороной». Наблюдается трансформация прецедентного текста (пословицы) - синтаксическое распространение.
«Пока-пока-покачивая» (Комсомольская правда, 2009) - в статье рассматриваются вопросы использования Интернет-ресурсов. Строчка из «Песенки мушкетера» цитируется без структурных изменений, однако происходит обновление семантики используемого в заголовке текста. Источником прецедентных текстов могут выступать имена и цитаты, извлеченные из текстов художественной литературы, популярных в разное время песен, пословиц и поговорок, современных мультфильмов, а также само название этих произведений. Современная реклама также может быть источником прецедентных текстов.
Как единицы языка прецедентные явления выполняют в тексте следующие функции: оценочную, экспрессивную, выразительную, людическую и парольную, при этом несколько функций может реализовываться одновременно. Использование прецедентных текстов помогает понять, что автор думает по поводу какой-либо реальной личности или ситуации (субъективная оценка) и на какую группу населения рассчитано его высказывание (национальность, возраст, уровень образования, социальный статус) и т. д.
Главный вывод, вытекающий из нашего исследования: прецедентные явления в современных СМИ служат «строительным материалом» для создания новых, неожиданных, экспрессивных образов, языковой игры. Что позволяет создавать интересные и оригинальные тексты, привлекающие внимание читателей.
Подобные работы
- Языковая игра в текстах средств массовой информации
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕТСКИЙ ПЛАКАТ В НОВОЙ ТЕКСТОВОЙ И ЗАТЕКСТОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Литературная рецензия в современной интернет-журналистике России (на примере интернет-версии "Литературной газеты№ и сетевого издания "Горький")
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Выражение диалогичности в публикациях газеты «Аргументы и факты»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Идеологизация языка в политических, авангардистских и научных текстах начала ХХ века
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ЛИТЕРАТУРНОЙ АЛЛЮЗИИ В ГАЗЕТНО- ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ФЕНОМЕН КАК ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛЕКСИЧЕСКИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА
ПЕРИФРАЗЫ В ЭСТОНСКОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (ПО
МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «POSTIMEES»)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - КЛИШЕ И ШТАМПЫ В МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПЕЧАТНЫХ И ДИКТОРСКИХ ТЕКСТОВ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018





