ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1. Понятия «прецедентность» и «прецедентный текст» 5
1.2. Классификации прецедентных текстов. Функции прецедентных
текстов 8
1.3. Публицистический стиль как разновидность литературного
языка 18
ГЛАВА 2. ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ТЕКСТАХ СМИ 25
2.1. Функционирование прецедентных явлений в заголовках газет 25
2.2. Функционирование прецедентных явлений в газетных заголовках
рекламных текстов 38
2.3. Методическая разработка по материалам ВКР 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В выпускной квалификационной работе рассматривается трансформация прецедентных явлений в текстах средств массовой информации.
Актуальность исследования. Средства массовой информации (СМИ) занимают особое место в рамках современного медийного пространства. Во многом это обусловлено тем, что СМИ обеспечивают связь читателя с внешним миром. Соответственно, журналисты стремятся использовать разные способы подачи материала для информирования и привлечения внимания населения. При этом немаловажное значение имеет степень доступности излагаемого материала для представителей разных социальных групп, разного уровня подготовленности.
В средствах массовой информации фиксируются новые слова, появляющиеся в речевом употреблении, формируется «языковая мода». Что вызывает неоднозначное отношение как рядовых носителей языка, так и ученых. По мнению В.Г. Костомарова, «сам факт ухода современных журналистов от авторитарного единомыслия к свободе слова, а также к разнообразию, привел к тому, что при употреблении языка стала прослеживаться небрежность» [Костомаров 1996:279]. Поэтому становится значимым обращение журналистов к прецедентным текстам, в которых заложена определенная культурная информация, исторические, научные знания, ментальные представления этноса об окружающем мире.
Современные авторы, как правило, творчески используют прецедентные тексты, трансформируют их, не только привлекая внимание к проблеме ярким заголовком с известным выражением, но и заставляя тем самым проводить определенные параллели, включать определенные ассоциации. Кроме того, СМИ зачастую выступают и творцом самих прецедентных текстов.
Все это делает актуальной тему выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - публицистическая речь.
Предмет исследования - прецедентные явления в публицистической речи.
Цель исследования - проанализировать использование прецедентных явлений в текстах СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть научную литературу по исследуемой проблеме, определить основные рабочие понятия;
2) собрать материал для исследования;
3) изучить прецедентные явления в заголовках газет и рекламных текстах, определить их источники, функции в тексте.
4) составить методическую разработку по материалам ВКР.
Материал для исследования: архивы газет «Аргументы и факты» (2008, 2009), «Комсомольская правда»(2007, 2008, 2009, 2016, 2017), «Открытая» (2008, 2009), «Известия» (2008), «Красная звезда» (2020). Всего проанализировано 106 контекстов.
Методы исследования: описательный, сопоставительный, случайной выборки.
Теоретическая база исследования: работы Н. С. Валгиной, Ю. Н. Караулова, Е. А. Земской, В. Г. Костомарова.
Практическая значимость. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов «Филологический анализ текста», «Педагогическая риторика», а также при изучении разделов лексики и стилистики в школьном курсе русского языка.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (всего 56 источников).
Прецедентные тексты - это такие тексты, которые признаются значимыми для личности с позиции познавательного и эмоционального отношения, им присущ некий сверхличностный характер [Караулов 1987: 216].
Исследование прецедентных текстов актуально и на сегодняшний день, так как это одно из неоднозначных явлений в современной лингвистике, которое подлежит дальнейшему изучению и анализу. Повышенный интерес к ним обусловлен тем, что происходит поиск новых способов, посредством которых можно привлечь читателя, а также наиболее точно и выразительно сформулировать мысль.
В выпускной квалификационной работе рассматривалась трансформация прецедентных явлений в текстах средств массовой информации, были использованы классификации О. В. Лисоченко, Ю. Н. Прохорова и В. В. Красных.
Анализ материала показал, что прецедентные явления в текстах СМИ могут реализоваться по-разному: цитироваться без изменений или трансформироваться:
«Один в поле не воин, и вообще - никто» (Комсомольская правда, 2009) - статья посвящена вопросу, когда человеку сложно в коллективе, где его считают «белой вороной». Наблюдается трансформация прецедентного текста (пословицы) - синтаксическое распространение.
«Пока-пока-покачивая» (Комсомольская правда, 2009) - в статье рассматриваются вопросы использования Интернет-ресурсов. Строчка из «Песенки мушкетера» цитируется без структурных изменений, однако происходит обновление семантики используемого в заголовке текста. Источником прецедентных текстов могут выступать имена и цитаты, извлеченные из текстов художественной литературы, популярных в разное время песен, пословиц и поговорок, современных мультфильмов, а также само название этих произведений. Современная реклама также может быть источником прецедентных текстов.
Как единицы языка прецедентные явления выполняют в тексте следующие функции: оценочную, экспрессивную, выразительную, людическую и парольную, при этом несколько функций может реализовываться одновременно. Использование прецедентных текстов помогает понять, что автор думает по поводу какой-либо реальной личности или ситуации (субъективная оценка) и на какую группу населения рассчитано его высказывание (национальность, возраст, уровень образования, социальный статус) и т. д.
Главный вывод, вытекающий из нашего исследования: прецедентные явления в современных СМИ служат «строительным материалом» для создания новых, неожиданных, экспрессивных образов, языковой игры. Что позволяет создавать интересные и оригинальные тексты, привлекающие внимание читателей.
1. Абдукаримова А.А. Публицистический стиль, его основные признаки
и функции. - URL :
http://www.rusnauka.com/8_NIT_2008/Tethis/Philologia/27536.doc.htm
2. Баженова Е. А. Интертекстуальность. Стилистический
энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта: Наука, 2006. 331 с.
3. Баженова Е. А. Прецедентные единицы в научном тексте // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 3 (9). С. 32-36.
4. Большой словарь: Крылатые фразы отечественного кино. Медиа групп, 2001. 825 с.
5. Валгина Н. С. Современный русский язык: Синтаксис: учебник. М.: Высш. шк., 2003. 331 с.
6. Васильев А.Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены. Красноярск, 2010.
7. Высоцкая И. В. Прецедентные феномены в современной рекламе // Вестн. Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 6. Ч. 2. С. 112-116.
8. Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М., 1999. 398 с.
9. Гудков Д. Б. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник Московского университета. 1997. №
4. С. 106 - 110.
10. Гудков Д. Б. Индивидуальные имена и прецедентные тексты в обучении межкультурной коммуникации // Лингво-дидактические аспекты описания языка и гибкая модель обучения. М., 1997. 448 с.
11. Добровольский Д.О. Русские обращения в параллельных корпусах (к вопросу культурной специфики некоторых лексических классов) // Die Welt der Slaven. 2014. Т. 59. С. 1-21.
12. Дубровина К. Н. Энциклопедический словарь библейских фразеологизмов. М.: Флинта: Наука, 2010. 808 с.
13. Егорьева М. П. К вопросу о понятии «Прецедентный текст». Челябинск, 2011. 101 с.
14. Журавлева Е. А. Прецедентные тексты начала XXI века. М.: Флинта, 2007. 229 с.
15. Захаренко И.В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: 'Филология3, 1997. Вып. 1. С. 82 -103.....56