Введение 3
Глава 1. Изучение и анализ специальной и научно - методической литературы по проблеме тематики 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности в подростковом возрасте 6
1.2. Возрастные особенности эмоциональной сферы личности подростка. ... 10
1.3 Виды спортивного туризма 12
1.4. Развитие детского туризма в крае 15
1.5. Урок - «Спортивно-познавательный туризм» в школе 19
1.6 Особенности подготовки туристов - пешеходников 22
1.7. Понятие «силы» и «ловкости» 23
Глава 2. Методика исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Характеристика методов исследования 25
2.3. Организация проведения педагогического эксперимента 28
2.4 Разработка и применение целенаправленной методики тренировочного
процесса в секции туризма 30
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.1. Определение уровня физического развития у школьников под влиянием
целенаправленной методики: 34
Вывод 41
Библиографический список 42
В настоящее время обучение в школе, выполнение домашних занятий, уроков увеличивают нагрузку на организм ребенка, дети совсем мало находятся на воздухе, а выходные дни проводят у телевизора, играют в малоподвижные «сидячие» и компьютерные игры. Дети больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности, и увеличиваются статические напряжения. Большие умственные и статические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства ухудшается зрение, деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивление организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению здоровья в целом.
В современных условиях важной задачей семьи и школы является укрепление физической подготовки детей при помощи физического воспитания.
По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии Педагогических наук, школьные уроки физкультуры (трижды в неделю по 45 мин.) дают лишь 11% необходимой детям нормы двигательной потребности организма. Восполнить недостающее, призвана внеурочная форма занятий физической культурой, в том числе и туризмом. По данным опроса, 95% школьников в возрасте 11-14 лет вообще никак не готовятся в физическом плане к предстоящему походу. 70% из них никогда не ходили в поход дольше 1 дня. За этот день им всем приходилось проходить в среднем максимум 10 километров, что составляет 60-70% от нормы. Туризм (фран. Tourisme/от tour - прогулка, поездка), путешествие - поездка, поход в свободное время, один из способов активного отдыха.
Туризм оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, туристские соревнования, а так же краеведческая и природоохранная деятельность.
Проблемы организации занятий туризмом не только как видом спорта, но и как эффективный отдых в природных условиях становятся все более актуальными в современной жизни человека.
Все виды воспитания в туризме реализуются комплексно в естественных условиях, не акцентируя внимания туристов на воспитательных задачах. Эту естественность воспитательного процесса можно проиллюстрировать на примере любого туристского похода, передвижение с рюкзаками и преодоление препятствий - физическое воспитание; красота окружающей природы: -
эстетическое; установка бивака и приготовление пищи, умение выполнять разнообразную работу на биваке - трудовое воспитание; взаимоотношения участников похода, необходимость взаимопомощи, дисциплины, ответственности - морально-нравственное воспитание; знакомство с природными богатствами своей страны, с ее историей и культурными памятниками - патриотическое воспитание.
Только всесторонне подготовленные туристы, обладающие специальной выносливостью, могут быстро преодолевать сложный и протяженный маршрут, насыщенный естественными препятствиями, нагрузками в походе. Сложность прохождения маршрута зависит от различных факторов: веса рюкзака, наличия естественных препятствий, общей продолжительности похода. Выносливость во многом определяется функциональным состоянием всех органов и систем организма. Однако решающими являются состояние сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также центральной нервной системы. Большое значение имеет умение туриста распределять силы при выполнении различных физических упражнений и технических приемов, а так же умение выполнять их без особых мышечных напряжений, т.е. технично. Следовательно, техническая подготовленность туриста зависит от всестороннего физического развития (силы, ловкости, быстроты, выносливости).
На базе школы № 2 Балахтинского района Красноярского края был
организован и проведен педагогический эксперимент. Группы испытуемых составили учащиеся 12-14 лет занимающиеся спортивным туризмом.....
На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. Разработки в области туризма позволяют наиболее глубоко исследовать такие направления, как создание массового детского и юношеского физкультурно-спортивного движения в России; оздоровительные ресурсы физического воспитания и спортивной подготовки детей и учащейся молодежи; проблемы физкультурно-спортивной реабилитации детей из неблагополучных семей и регионов; развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы личности средствами и методами физического воспитания и спорта.
Разнообразные формы спортивно-познавательного туризма обеспечивают комплексный характер в воспитании, обучении и оздоровлении школьников, здесь заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности спортивной, научной, художественной, социальной.
Использование различных методов в учебно-тренировочном процессе позволяет наиболее эффективно развивать у туристов такие физические качества, как выносливость, силу, быстроту, ловкость.
2. Установлено, что разработанная нами экспериментальная методика развития силы и ловкости позволяет существенно повысить эти двигательные качества. Об этом свидетельствуют показатели контрольного тестирования по развитию силы и ловкости.
3. Математико - статистическая обработка данных показала, что разность среднестатистических результатов достоверна. Следовательно, воздействие разработанной методики по развитию силы и ловкости у мальчиков 13 - 14 лет имело эффективное значения для развития физических способностей.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов - М: Просвещение, 1979. - 360 с. илл.
2. Аппенинский А. И. Физическая тренировка в туризме: метод. рекомендации. -М.: ЦРИБ «Турист», 1988.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.: С.Петербург, 2000.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. 3-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.
5. ВолковВ.М. Физиологические способности детей и подростков. Киев: 1981.
6. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001 -208 с.
7. Верба И.А. и др. Туристско-краеведческие кружки в школе. - М.: Просвещение, 1988.
8. Ганопольский В.И. Туризм в общеобразовательной школе: учебно-метод. материал.- Минск: ООО «Финадо»,1996.
9. Грудинова Л. А. Оздоровительные аспекты в системе дополнительного образования средствами туризма: брошюра - Кр-ск: КЦДЮТиЭ, 1996 - 15с.
10. Грудинова Л.А. Экология человека: Доклад для научно-практической конференции - Кр - ск: КЦДЮТиЭ, 1995 - 21 с.
11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология.
12. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 264 с.
13. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1970.
14. Зимкин Н.В. Физиология человека. М.: ФиС, 1975.
15. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика.- М.: Физкультура и спорт, 1985.....48