Реферат
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы организационной культуры образовательной организации 11
1.1. Понятие и типы организационной культуры образовательной
организации 11
1.2. Основные составляющие организационной культуры образовательной
организации 20
1.3. Управление организационной культурой 26
Глава 2. Анализ образовательной организации МБОУ СШ №62 33
2.1. Общая характеристика образовательной организации МБОУ СШ №62 . 33
2.2. SWOT-анализ МБОУ СШ №62 38
2.3. Анализ организационной культуры в МБОУ СШ №62 40
Глава 3. Разработка и апробация модели совершенствования организационной культуры 49
3.1. Модель мероприятий, направленная на совершенствование управления
организационной культурой 49
3.2. Оценка эффективности внедрения модели мероприятий по
совершенствованию организационной культуры 56
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 72
В настоящее время перед российскими образовательными организациями как никогда остро стоит задача формирования собственного облика. Вследствие этого вопросы организационной культуры приобретают особую актуальность и значимость, поскольку именно это отличает одну организацию от другой, а также, влияет на престижность учебного заведения.
Организационная культура является одним из главных факторов влияющим на развитие и имидж образовательной организации, поэтому организационную культуру можно рассматривать как критерий, позволяющий выделить ее среди других точно таких же учебных заведений.
Особый интерес сегодня имеет исследование организационной культуры применительно к школам.
Вследствие всего вышесказанного основная задача школьного руководства в сфере организационной культуры заключается в сознательном воздействии на нее и целенаправленном внесении изменений, соответствующих целям организационного развития, т. е. управлению организационной культуры.
Цель заключается в следующем: разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленный на совершенствования управления
организационной культурой образовательной организации.
Объект исследования: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя школа №62».
Предмет: управление организационной культурой образовательной организации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы управления организационной культурой образовательной организации.
• Рассмотреть основные составляющие организационной культуры общеобразовательной школы.
• Проанализировать управления организационной культурой образовательной организации МБОУ СШ №62.
• Разработать модель по совершенствованию управления организационной культурой на основе проектного подхода.
• Апробировать модель и описать результаты внедрения на базе МБОУ СШ №62.
Гипотеза: управление организационной культурой образовательной организации будет более эффективным в случае реализации модели по совершенствованию управления организационной культурой на основе проектного подхода.
Методы исследования: анализ факторов, влияющих на управление организационной культурой, анкетирование и интервьюирование педагогического состава школы и учеников.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий, направленный на управление организационной культуры, может быть использован и внедрен в государственных образовательных организациях. Рекомендации, приведенные в данной работе, могут быть использованы управленцами для улучшения уровня организационной культуры образовательной организации.
Как показало проведенное исследование, одной из отличительных черт организационной культуры является ее многофакторность. Управление организационной культурой необходимо осуществлять по различным направлениям, в зависимости от специфики образовательной организации, уровня сформированности организационной культуры, вовлеченности работников и обучающихся в процесс развития организационной культуры. Например, если мы говорим о управлении организационной культурой общеобразовательной школы, основными мероприятиями, при помощи которых можно положительно влиять на организационную культуру, являются: школьные мероприятия и праздники, стенгазеты, школьные журналы и статьи на сайте, ритуалы и традиции посвящения в учащиеся и выхода из школы и т.п.
Совершенствование управления организационной культурой образовательной организации позволяет:
• определить приоритеты управленческих действий про совершенствовании организационной культуры;
• выявить уникальность данной образовательной организации, ее реальные отличительные черты от других школ;
• предусматривать реакцию педагогического коллектива школы на определенные инновации и уровень сопротивления изменениям;
• выяснить истинную причину многих конфликтных ситуаций.
Проблема, рассмотренная в магистерской работе, актуальна и всесторонне раскрыта. В результате выполнения магистерской работы цель была достигнута, были решены следующие задачи:
• Изучить теоретические основы управления организационной культурой образовательной организации.
• Рассмотреть основные составляющие организационной культуры общеобразовательной школы.
• Проанализировать управления организационной культурой образовательной организации МБОУ СШ №62.
• Разработать модель по совершенствованию управления организационной культурой на основе проектного подхода.
• Апробировать модель и описать результаты внедрения на базе МБОУ СШ №62.
В итоге, можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза была подтверждена. Поэтому разработанная модель рекомендована образовательных организаций для совершенствования организационной культуры.
1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: докл. Рос. акад. образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 42 с.
2. Отчет о самообследовании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №62» Свердловского района, г. Красноярска. 2017.
3. Устав (новая редакция) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №62» . 2015.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 No 1897. [Электронный ресурс]. URL: http: //минобрнауки.рф/документы/93 8 (дата обращения 18.01.2018).
5. Федеральный закон «Об образовании в РФ» [Электронный
ресурс]: URL: http: //www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата
обращения 24.03.18).
6. Алексеева К.А. Организационная культура как фактор развития организации// Система ценностей современного общества. 2013. №32. С. 133
135.
7. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. - 224 с.
8. Ахалая О.А. Инновационная культура как элемент организационных изменений// Труды СпбГТУ. 2013. №515. С. 108-113.
9. Афанасьева, Т. П. Готовность учителей к управлению развитием своей школы [Текст] / Т. П. Афанасьева Новикова Г. П. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 65-72.
10. Афанасьева, Т. П. Факторы, определяющие различия в готовности учителей к управлению развитием школы [Текст] / Т.П. Афанасьева, Г.П. Новикова // Инновационные проекты и программы в
образовании. - 2016 - № 5. - С. 30- 38.
11. Безруков Д.Н. Управление организационной
культурой//Казанская наука. 2011. №4. С.34-37
12. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. - 816 с.
13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л. И. Божович ; АПН СССР. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
14. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]:
URL: http s: //www. gufo. me/dict/be s/ОРГАНИЗАЦИЯ (дата обращения
18.01.2018).
15. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 128 с....72