Развитие скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-14 лет
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 7
1.1. Современные представления о баскетболе 7
1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств 11
1.3. Особенности скоростно-силовых качеств баскетболистов 15
Глава 2. Организация, методы и результаты исследования развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-14 лет 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 39
2.3. Результаты исследования развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-14 лет 41
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение 52
Глава 1. Теоретические основы особенностей развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 7
1.1. Современные представления о баскетболе 7
1.2. Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств 11
1.3. Особенности скоростно-силовых качеств баскетболистов 15
Глава 2. Организация, методы и результаты исследования развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-14 лет 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 39
2.3. Результаты исследования развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-14 лет 41
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение 52
Актуальность исследования. Во всём мире, среди множества спортивных игр самой распространенной является игра в баскетбол.
Баскетбол оказывает благоприятное и широкое воздействие на развитие физических качеств человека. Рассматривая структуру учебно¬тренировочного процесса, стоит отметить, что главное место в нём занимает технико-тактическая подготовка игры в баскетбол. Изучая технико¬тактическую подготовку происходит развитие специальных знаний, а также знакомство и развитие овладения тактикой и техникой игры в баскетбол.
Изучение техники баскетбола способствуют успешному решению конкретных задач, так как в технику входит множество разновидностей приемов и способов игры в баскетбол. Все приемы техники баскетбола принято выполнять в игре в комплексе друг с другом. Такие действия называются игровыми. Благодаря применению игровых действий в баскетболе игра становится гибкой и позволяет учесть любую игровую ситуацию. Используя тот или иной комплекс игровых действий можно повысить быстроту эффективности решения задач, которые встали перед баскетболистом во время игры. Для того, чтобы баскетболист мог показать свое техническое мастерство, ему необходимо овладеть техникой приемов игровых действий применяемых в баскетболе.
Для игры в баскетбол учащимся необходимо изучить системы упражнений для данного вида спорта, а также понять и усвоить закономерности конкретных спортивных умений и навыков, для обыгрывания любых игровых ситуаций.
Основа игры в баскетбол состоит из различных активных выполняемых движений, таких как бросок, бега, прыжков, передач и так далее. Благодаря изучению тактических и технических действий игры в баскетбол у учащихся происходит формирование жизненно необходимых навыков и умений, они развиваются как психологически, так и физически.
Освоение двигательных действий применяемых для игры в баскетбол способствует укреплению здоровья учащихся. Те физические упражнения, которые были изучены при игре в баскетбол, учащиеся могут в дальнейшем использовать самостоятельно.
В школах, на занятиях физической культурой для физического воспитания учащихся чаще всего используют баскетбол. Систематически проводя занятия с применением баскетбола, учащиеся развивают в себе ловкость, быстроту, силу, выносливость и скорость.
Современный баскетболист должен обладать отличной координацией и быстрым протеканием мыслительных процессов во время игры.
Исследование физических качеств школьников говорят о том, что в последнее время физическое развитие учащихся находится на очень низком уровне. С каждым учебным годом в образовательных учреждениях становится всё больше учащихся освобожденных от занятий физической культурой. Необходимо отметить, что чаще всего освобождение имеют учащиеся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения особенно часто отмечаются у учащихся в подростковом возрасте, так как происходит интенсивное изменение в организме связанное с половым созреванием.
Цель исследования - разработать и оценить эффективность методики развития скоростно-силовых качеств посредством спортивной игры в баскетбол у учащихся в возрасте 12-14 лет.
Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых качеств.
Предмет исследования - методика развития скоростно-силовых качеств посредством спортивной игры в баскетбол.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие заДачи исследования:
1) изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
2) разработать комплексы упражнений для развития скоростно¬силовых качеств баскетболистов 12-14 лет;
3) установить особенности скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-14 лет.
Гипотеза исследования - разработанные комплексы упражнений, на основе спортивной игры в баскетбол, будут способствовать развитию скоростно-силовых качеств учащихся 12-14 лет.
База исследования: исследование проводилось в МБОУ СОШ № 26 г. Мирный (Республика Саха-Якутия). В экспериментальной работе участвовали 30 человек в возрасте 12-14 лет.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) статистическая обработка полученных данных.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы учителями физической культуры в качестве методических рекомендаций при проведении уроков по баскетболу.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы особенностей развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Во второй главе описан контингент, методы исследования и представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 31 источник.
Баскетбол оказывает благоприятное и широкое воздействие на развитие физических качеств человека. Рассматривая структуру учебно¬тренировочного процесса, стоит отметить, что главное место в нём занимает технико-тактическая подготовка игры в баскетбол. Изучая технико¬тактическую подготовку происходит развитие специальных знаний, а также знакомство и развитие овладения тактикой и техникой игры в баскетбол.
Изучение техники баскетбола способствуют успешному решению конкретных задач, так как в технику входит множество разновидностей приемов и способов игры в баскетбол. Все приемы техники баскетбола принято выполнять в игре в комплексе друг с другом. Такие действия называются игровыми. Благодаря применению игровых действий в баскетболе игра становится гибкой и позволяет учесть любую игровую ситуацию. Используя тот или иной комплекс игровых действий можно повысить быстроту эффективности решения задач, которые встали перед баскетболистом во время игры. Для того, чтобы баскетболист мог показать свое техническое мастерство, ему необходимо овладеть техникой приемов игровых действий применяемых в баскетболе.
Для игры в баскетбол учащимся необходимо изучить системы упражнений для данного вида спорта, а также понять и усвоить закономерности конкретных спортивных умений и навыков, для обыгрывания любых игровых ситуаций.
Основа игры в баскетбол состоит из различных активных выполняемых движений, таких как бросок, бега, прыжков, передач и так далее. Благодаря изучению тактических и технических действий игры в баскетбол у учащихся происходит формирование жизненно необходимых навыков и умений, они развиваются как психологически, так и физически.
Освоение двигательных действий применяемых для игры в баскетбол способствует укреплению здоровья учащихся. Те физические упражнения, которые были изучены при игре в баскетбол, учащиеся могут в дальнейшем использовать самостоятельно.
В школах, на занятиях физической культурой для физического воспитания учащихся чаще всего используют баскетбол. Систематически проводя занятия с применением баскетбола, учащиеся развивают в себе ловкость, быстроту, силу, выносливость и скорость.
Современный баскетболист должен обладать отличной координацией и быстрым протеканием мыслительных процессов во время игры.
Исследование физических качеств школьников говорят о том, что в последнее время физическое развитие учащихся находится на очень низком уровне. С каждым учебным годом в образовательных учреждениях становится всё больше учащихся освобожденных от занятий физической культурой. Необходимо отметить, что чаще всего освобождение имеют учащиеся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей и сердечно-сосудистой системы. Такие нарушения особенно часто отмечаются у учащихся в подростковом возрасте, так как происходит интенсивное изменение в организме связанное с половым созреванием.
Цель исследования - разработать и оценить эффективность методики развития скоростно-силовых качеств посредством спортивной игры в баскетбол у учащихся в возрасте 12-14 лет.
Объект исследования - процесс развития скоростно-силовых качеств.
Предмет исследования - методика развития скоростно-силовых качеств посредством спортивной игры в баскетбол.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие заДачи исследования:
1) изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования;
2) разработать комплексы упражнений для развития скоростно¬силовых качеств баскетболистов 12-14 лет;
3) установить особенности скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-14 лет.
Гипотеза исследования - разработанные комплексы упражнений, на основе спортивной игры в баскетбол, будут способствовать развитию скоростно-силовых качеств учащихся 12-14 лет.
База исследования: исследование проводилось в МБОУ СОШ № 26 г. Мирный (Республика Саха-Якутия). В экспериментальной работе участвовали 30 человек в возрасте 12-14 лет.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогический эксперимент;
3) статистическая обработка полученных данных.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы учителями физической культуры в качестве методических рекомендаций при проведении уроков по баскетболу.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический и понятийный аппарат исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы особенностей развития скоростно-силовых качеств баскетболистов.
Во второй главе описан контингент, методы исследования и представлены результаты экспериментального исследования, их анализ и обсуждение.
Основные выводы сообщаются в заключении.
Список использованной литературы содержит 31 источник.
Таким образом, под скоростно-силовые качествами принято понимать способность организма развивать максимальное напряжение за минимально короткое время, сохраняя при этом оптимальную амплитуду движения.
Применение упражнений с преодолением веса собственного тела, а также с внешними отягощениями, эффективно влияет на развитие скоростно-силовых способностей. Исходя из величины отягощений, упражнения делят на упражнения способствующие развитию скоростного компонента и упражнения, способствующие развитию силового компонента. Стоит отметить, что данное разделение является условным. Применяя первые упражнения, скорость сокращения мышц приравнивается к максимальной, свыше 90% при отягощение в 20-30 % от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения этих упражнений колеблется в пределах от 5-10 до 30-40 секунд. Применяя второй тип упражнений, величина отягощения составляет 60-80 % от максимальной, в то время как скорость сокращения мышц равна 30-50% от максимальной. Продолжительность данного вида упражнений, исходя из показателей возраста, подготовленности, а также пола составляет от 1-2 до 5-6 минут.
На развитие скоростно-силовых способностей направлены методы круговой тренировки и повторного выполнения упражнений.
В практической части ВКР было проведено исследование, основной целью которого стало определение эффективной программы упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов.
Результаты педагогического эксперимента, позволили выявить, что программа развития скоростно-силовых качеств, составленная нами для баскетболистов в возрасте 12-14 лет - эффективна. В подтверждение этому можно привести следующие доводы:
1) Итоги контрольного тестирования выявили, что показатели уровня развития скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с места и высоты отскока, у учащихся экспериментальной группы являются наиболее высокими, чем у учащихся контрольной группы, которые в течение полугода занимались по стандартной программе. Необходимо отметить, что первоначальные показатели, полученные по результатам данных тестов у обеих групп являлись практически одинаковыми.
2) В разработанной для экспериментальной группы программе был представлен широкий набор упражнений. Отсюда следует, что на тренировках в экспериментальной группе применялось большое разнообразие упражнений, что вызывало у занимающихся большой интерес, в связи, с чем повышался уровень мотивации к выполнению данных упражнений. Баскетболисты экспериментальной группы выполняли беговые и прыжковые упражнения с затрудненным отталкиванием от поверхности. В качестве такой поверхности применялись гимнастические маты и песок. Чтобы выполнить это упражнение, учащийся затрачивает большое количество усилий, для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. Потом играя в баскетбол и отталкиваясь от твердой поверхности учащиеся проявляли те же усилия, которые они применяли в упражнениях на песке и гимнастических матах, а отсюда их прыжок становился выше.
Еще одним видом заданий включенных в программу тренировок были упражнения силового характера: полуприседания и подъем на носки с партнером на плечах. Данные упражнения были направлены на развитие силы мышц ног. Таким образом, эти задания были направлены на развитие силы мышц ног, т.к. почти все прыжки под кольцо в баскетболе выполняются именно из положения полуприседа.
При выполнении полуприседаний с партнером на плечах и при подборе мяча под кольцом исходные положения являются одинаковыми. Небольшая разница заключается только в том, что выполняя полуприседания имеется на плечах вес, а при выполнении подбора веса отсутствует. Усилия при этих элементах такие же, как если бы баскетболист с такой же силой разгибал ноги при подборе, так и при выполнении полуприседания с партнером. Следовательно, баскетболист сможет осуществлять прыжок при подборе мяча под кольцом выше. Это и является отличительной чертой программы.
3) Результаты исследования выявили эффективность разработанной программы. Таким образом, использование данной программы в тренировочном процессе баскетболистов является оправданным.
Применение упражнений с преодолением веса собственного тела, а также с внешними отягощениями, эффективно влияет на развитие скоростно-силовых способностей. Исходя из величины отягощений, упражнения делят на упражнения способствующие развитию скоростного компонента и упражнения, способствующие развитию силового компонента. Стоит отметить, что данное разделение является условным. Применяя первые упражнения, скорость сокращения мышц приравнивается к максимальной, свыше 90% при отягощение в 20-30 % от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения этих упражнений колеблется в пределах от 5-10 до 30-40 секунд. Применяя второй тип упражнений, величина отягощения составляет 60-80 % от максимальной, в то время как скорость сокращения мышц равна 30-50% от максимальной. Продолжительность данного вида упражнений, исходя из показателей возраста, подготовленности, а также пола составляет от 1-2 до 5-6 минут.
На развитие скоростно-силовых способностей направлены методы круговой тренировки и повторного выполнения упражнений.
В практической части ВКР было проведено исследование, основной целью которого стало определение эффективной программы упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов.
Результаты педагогического эксперимента, позволили выявить, что программа развития скоростно-силовых качеств, составленная нами для баскетболистов в возрасте 12-14 лет - эффективна. В подтверждение этому можно привести следующие доводы:
1) Итоги контрольного тестирования выявили, что показатели уровня развития скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с места и высоты отскока, у учащихся экспериментальной группы являются наиболее высокими, чем у учащихся контрольной группы, которые в течение полугода занимались по стандартной программе. Необходимо отметить, что первоначальные показатели, полученные по результатам данных тестов у обеих групп являлись практически одинаковыми.
2) В разработанной для экспериментальной группы программе был представлен широкий набор упражнений. Отсюда следует, что на тренировках в экспериментальной группе применялось большое разнообразие упражнений, что вызывало у занимающихся большой интерес, в связи, с чем повышался уровень мотивации к выполнению данных упражнений. Баскетболисты экспериментальной группы выполняли беговые и прыжковые упражнения с затрудненным отталкиванием от поверхности. В качестве такой поверхности применялись гимнастические маты и песок. Чтобы выполнить это упражнение, учащийся затрачивает большое количество усилий, для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. Потом играя в баскетбол и отталкиваясь от твердой поверхности учащиеся проявляли те же усилия, которые они применяли в упражнениях на песке и гимнастических матах, а отсюда их прыжок становился выше.
Еще одним видом заданий включенных в программу тренировок были упражнения силового характера: полуприседания и подъем на носки с партнером на плечах. Данные упражнения были направлены на развитие силы мышц ног. Таким образом, эти задания были направлены на развитие силы мышц ног, т.к. почти все прыжки под кольцо в баскетболе выполняются именно из положения полуприседа.
При выполнении полуприседаний с партнером на плечах и при подборе мяча под кольцом исходные положения являются одинаковыми. Небольшая разница заключается только в том, что выполняя полуприседания имеется на плечах вес, а при выполнении подбора веса отсутствует. Усилия при этих элементах такие же, как если бы баскетболист с такой же силой разгибал ноги при подборе, так и при выполнении полуприседания с партнером. Следовательно, баскетболист сможет осуществлять прыжок при подборе мяча под кольцом выше. Это и является отличительной чертой программы.
3) Результаты исследования выявили эффективность разработанной программы. Таким образом, использование данной программы в тренировочном процессе баскетболистов является оправданным.



