ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1 Основные положения андрагогического подхода в процессе
внутрифирменного обучения 12
1.2 Компетентностный подход в обучении взрослых 22
1.3 Практико-ориентированное обучение 28
1.4 Возможность применения педагогических технологий в
процессе внутрифирменного обучения 34
2 РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЕРОВ КАЧЕСТВА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 52
2.1 Модель организационно-педагогических условий подготовки
контролеров качества продукции и технологического процесса 53
2.2 Организационные основы процесса подготовки контролеров
качества продукции и технологического процесса в условиях малого предприятия 58
2.3 Педагогические особенности процесса подготовки контролеров
качества продукции и технологического процесса в условиях малого предприятия 66
2.4 Опытно-поисковая работа 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Форма таблицы для проведения дискуссии по подведению итогов ситуации-упражнения 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План-график подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Список вопросов для проведения письменного
опроса контролеров качества продукции и технологического процесса 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Титульный лист конспекта «Контроль качества продукции и технологического процесса 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Производственные кейс-ситуации для подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Билеты и перечень трудовых функций для проведения аттестационного экзамена 118
В наше время это вполне естественно, что образовательные учреждения подготавливают, чаще всего, специалистов с широкой специализацией даже внутри своей профессии, а на работе людям приходится сталкиваться с более конкретными условиями труда. В результате возникает необходимость создания системы подготовки или обучения сотрудников.
Актуальность данной работы обусловлена популяризацией в России рабочих и инженерных специальностей в настоящее время. Растущая потребность в специалистах технической направленности влечет за собой необходимость развивать систему внутрифирменной подготовки уже в конкретных производственных условиях. Подобная потребность возникает не только в производственных подразделениях, но и в службах качества. В условиях малых предприятий неразветвленная организационная структура обычно имеет совмещенные должности сотрудников, в рамках которых один специалист может выполнять функционал нескольких профессий. Так, например, организационная структура предприятия не позволяет иметь в штате сотрудников, занимающихся проведением механических испытаний, то есть лаборантов по механическим испытаниям, но данный вид испытаний актуален для производства качественной и конкурентоспособной продукции. В связи с этим трудовые функции лаборантов на предприятии возложены на контролеров качества продукции и технологического процесса (далее контролер). Помимо этого, в малых организациях остро стоит вопрос о взаимозаменяемости сотрудников, например при уходе одного из сотрудников в отпуск или на больничный.
Можно отметить возникающее противоречие между потребностью малого предприятия в сотрудниках службы качества, готовых к совмещению функций для решения конкретных производственных задач и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий внутрифирменной подготовки при отсутствии учебного подразделения. Обозначенное таким образом противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: как организовать и педагогически обеспечить процесс переподготовки работающих и вновь принятых контролеров на малых предприятиях в необходимых смежных направлениях трудовой деятельности.
Целью данной работы является разработка модели организационно-педагогических условий подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса на базе малого предприятия и инструментов для её реализации.
Объектом исследования является процесс внутрифирменной подготовки для контролеров качества продукции и технологического процесса.
Предметом исследования выступают организационно-педагогические условия формирования у сотрудников компетенций для успешного выполнения должностных обязанностей контролера качества готовой продукции и технологического процесса.
В соответствии с вышеизложенным, была выдвинута гипотеза, представленная далее.
Разработанные организационно-педагогические условия
внутрифирменной подготовки, созданные на малом предприятии, позволят обучить контролеров качества продукции и технологического процесса выполнению трудовых функций, если:
- в основу разработанной модели подготовки контролеров будут положены андрагогический и компетентностный подходы к практико-ориентированному обучению;
- формирование содержания обучения будет осуществляться на основе компетентностного подхода и с учетом специфики профессиональной деятельности контролеров качества продукции и технологического процесса;
- методический комплекс для организации и осуществления подготовки контролеров будет построен на основе кейс-ситуаций, ориентированных на специфику предприятия.
В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
- провести анализ теоретических и педагогических подходов внутрифирменного обучения;
- изучить особенности формирования требований к содержанию обучения персонала малого предприятия в условиях внутрифирменного обучения;
- разработать модель организационно-педагогических условий подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса на базе малого предприятия;
- разработать инструментарий для реализации модели;
- провести опытно-поисковую работу для проверки результативности разработанных организационно-педагогических условий.
Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании организационно-педагогических условий подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса на базе малого предприятия, заключающихся в том, что подготовка кадров осуществляется на основе андрагогического и компетентстного подхода в условиях реальной производственной среды с использованием учебно-методического комплекса, включающего кейс-ситуации, и построена в соответствии с дорожной картой и планом-графиком процесса подготовки.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели организационно-педагогических условий подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса на базе малого предприятия, которая может быть использована для организации подготовки кадров службы качества других малых предприятий.
Процесс внутрифирменной подготовки имеет множество особенностей, которые необходимо учитывать для создания организационно¬педагогических условий, способных эффективно функционировать. Также немаловажно, помимо создания организационно-педагогических условий, учитывать особенности групп обучаемых.
В данном исследовании были рассмотрены основные теоретические аспекты, касающиеся подходов формирования условий внутрифирменной подготовки контролеров, педагогических технологий, позволяющих обеспечить достижение поставленных целей обучения, разработана модель организационно-педагогических условий подготовки контролеров на базе малого предприятия, разработан инструментарий для реализации педагогической модели, а также проведена опытно-поисковая работа с использованием разработанных организационно-педагогических условий.
Конкретизируя каждую задачу, поставленную во введении научного исследования:
- проведенный анализ теоретических и педагогических подходов внутрифирменного обучения позволил выбрать наиболее эффективные педагогические подходы и технологии для проведения подготовки контролеров, а также позволил ознакомиться с передовым опытом отечественных и зарубежных исследователей, касающимся внутрифирменной подготовки;
- изученные особенности формирования требований к содержанию обучения персонала малого предприятия в условиях внутрифирменного обучения позволили более конкретно рассмотреть принципы организации внутрифирменного обучения, а также использовать полученные знания в условиях конкретного предприятия;
- разработанная модель организационно-педагогических условий подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса на базе малого предприятия отразила системное представление об организационных и педагогических компонентах внутрифирменной подготовки;
- разработанный инструментарий стал следующим шагом в исследовании, позволившим реализовать разработанную модель;
- проведенная опытно-поисковая работа стала критерием подтверждения эффективности разработанной модели и предоставила факты, позволившие подтвердить верность гипотезы исследования.
В результате проделанной работы, выдвинутая гипотеза исследования была подтверждена, в соответствии с этим можно сказать, что поставленная цель исследования была достигнута в полной мере. Разработанная модель организационно-педагогических условий признана эффективной. Полученные данные об уровне сформированности компетентности контролеров позволили констатировать его значительное повышение.
Разработанная педагогическая модель организационно-педагогических условий может эффективно применяться для подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса в условиях малых предприятий.
1. Актуальность использования кейс-метода [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Современные педагогические технологии». - Электрон.дан. - «Современные педагогические технологии», 2018- . - Режим доступа : https://pedtehno.ru/content/aktualnost-ispolzovaniya-keys-metoda/, свободный. - Дата обращения 22.10.2017
2. Андрагогика: принципы практического обучения взрослых
[Электронный ресурс] / Официальный сайт центра дополнительного образования «ЭЛИТАРИУМ». - Электрон.дан. -
НП ЦДО «ЭЛИТАРИУМ»», 2018- - Режим доступа :
http://www.elitarium.ru/obuchenie-princip-znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie- andragogika-sposobnosti/, свободный. - Дата обращения 22.10.2017.
3. Андреев А.А. Педагогика высшей школы [Текст] : учебное пособие / А.А. Андреев. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.
4. Бахметова Ю.Н., Егорова Е.Н. Интерактивные методы обучения студентов как часть практико-ориентированного подхода в образовании [Текст] / Ю.Н. Бахметова, Е.Н. Егорова. - Культурная жизнь Юга России, 2014. №3. С. 6-9.
5. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] // А.С. Белкин - Челябинск: ОАО «Юж-Урал.кн.изд-во», 2004. - 176 с.
6. Бозаджиев В.Л. Профессиональные компетенции как интегральные
качества личности специалиста [Электронный ресурс] / В.Л. Бозаджиев. - Электрон. дан. - Научный журнал «Успехи современного естествознания», 2005- . - Режим доступа : https://www.natural-
sciences.ru/ru/article/view?id=11094, свободный. - Данные соответствуют 6 Мая 2017.
7. Бэер С.А. Развитие навыков с целью повышения эффективности [Электронный ресурс] / С.Бэер, Т. Кох. - Электрон.дан. - Электронный
журнал «Вестник McKinsey», 2002- . - Режим доступа
:http://vestnikmckinsey. ru/organizational-models-and-management- systems/Razvitie-navykov-s-tselyu-povysheniya-effectivnosti, свободный. -
Данные соответствуют 15 Мая 2017.
8. Вербицкий А.А. Компетентностью подход и теория контекстного обучения [Текст] // А.А. Вербицкий - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.
9. Галкина О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические
условия» в терминологическом аппарате педагогической науки
[Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / О.В. Галкина. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов.
- Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/rol-i-mesto-ponyatiya- organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-v-terminologicheskom-apparate, свободный. - Данные соответствуют 10 марта 2018.
10. Глазырина А.В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / А.В. Глазырина. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/andragogicheskii-podkhod-k-razvitiyu- obrazovatelnoi-aktivnosti-pedagoga-v-protsesse-povyshen, свободный. - Данные соответствуют 14 июля 2018.
11. ГОСТ Р ИСО 10015-2007. Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению [Текст]. - Введ. 2008-06-01. - М.: Стандартинформ, 2008. - 19 с.
12. Гусева Е.Б. Организация практико-ориентированного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // [Электронный ресурс] / Е.Б. Гусева. - Электрон.дан. - Электронная библиотека «Западно-сибирского государственного колледжа», . - Режим доступа : www.zsgk- tmn.ru/doc/konfspec/internetkonf/sekcij1/1.doc,свободный. - Данные соответствуют 14 августа 2018.
13. Давыдов В.П. Основы методологии, методики и технологии педагогических исследований [Текст]: научно-методическое пособие / В.П. Давыдов. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.
14. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] : Учеб.пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя. - Электрон.дан. - Официальный сайт центра дистанционного образования «Эйдос», 2006- . - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm, свободный. - Данные соответствуют 21 сентября 2018.
16. Змеев С.И. Становление андрагогики (Развитие теории и технологии обучения взрослых) [Электронный ресурс] : дис. ... док. пед. наук / С.И. Змеев. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/stanovlenie- andragogiki-razvitie-teorii-i-tekhnologii-obucheniya-vzroslykh, свободный. - Данные соответствуют 14 июля 2018.
17. Калачикова О.Н. Методические материалы по курсу «Метод кейс- стади» [Текст] / О.Н. Калачикова.- ГОУ ВО «Томский Государственный Университет». -Томск, 2013. - 56c.
18. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико¬
ориентированного обучения учащихся [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / И.Ю. Калугина. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnye-vozmozhnosti-praktiko- orientirovannogo-obucheniya-uchashchikhsya/, свободный. - Данные
соответствуют 14 июля 2018.
19. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования [Текст] / А.И. Кочетов : Белорус. НИИ образования. - Мн. : Белорус. НИИ образования, 1992. - 167 с.
20. Кукуев А.И. Современные подходы в образовании [Текст] : учебно-методическое пособие / А.И. Кукуев, В.А. Шевченко. - Ростов-на-Дону : ИПО ПИ ЮФУ, 2010. - 181 с.
21. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогических исследований [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю.З. Кушнер. - Могилёв: Могил, гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2001.
22. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев. - Электрон.дан. - Интернет-портал «Педагогическая библиотека», 2004- . - Режим доступа : http://pedlib.rU/Books/3/0389/3_0389-1.shtml#book_page_top, свободный. - Данные соответствуют 21 сентября 2018.
23. Лебедева Н.В. Современные подходы к проблеме обучения взрослых // [Электронный ресурс] / Н.В. Лебедева. - Электрон.дан. - Электронный журнал «Сибирский психологический журнал», 2014- . - Режим доступа : http://journals.tsu.ru/uploads/import/1023/files/51-065.pdf, свободный. - Данные соответствуют 21 Мая 2018.
24. Линевич Л.В. Андрагогический подход к обучению студентов в
вузе [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Линевич. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа : http://www. dissercat. com/content/andragogicheskii-podkhod-k-
obucheniyu-studentov-v-vuze, свободный. - Данные соответствуют 14 июля 2018.
25. Мирза Н.В., Умпирович М.И. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Мирза, М.И. Умпирович - Электрон.дан. - Научная электронная библиотека «Киберленика», 2012- . - Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-kak-sovremennaya-tehnologiya- professionalnoorientirovannogo-obucheniya-studentov, свободный. - Данные соответствуют 10 Сентября 2017.
26. Неброева К.Н. Кейс-технология в современной педагогической практике [Текст] : Учеб.пособие / К.Н. Неброева - Смоленск : ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2017. - 37 с.
27. Николаев А.Л. Практико-ориентированное обучение учащихся учреждений дополнительного образования с использованием технологий технического творчества [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / А.Л. Николаев. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/praktiko- orientirovannoe-obuchenie-uchashchikhsya-uchrezhdenii-dopolnitelnogo- obrazovaniya-s, свободный. - Данные соответствуют 14 июля 2018.
28. Новгородцева И.В. Некоторые проблемы обучения взрослых [Текст] / И.В. Новгородцева, О.И. Бледных, Н.В. Микрюкова // Концепт. 2013. №4 (20). С. 111-115.
29. Новиков П.П. Зарубежный опыт организации профессионального
обучения персонала в современных условиях [Электронный ресурс] / П.П. Новиков. - Электрон. дан. - Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-professionalnogo- obucheniya-personala-v-sovremennyh-usloviyah, свободный. - Данные
соответствуют 14 июля 2018.
30. Новикова Ю.Б. Практико-ориентированный подход к
профессиональной подготовке британского учителя [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / Ю.Б. Новикова. - Электрон. дан. -Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. - Режим доступа : http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-praktiko-orientirovannyy- podhod-k-professionalnoy-podgotovke-britanskogo-uchitelya/, свободный. -
Данные соответствуют 14 июля 2018.
31. Организация внутрифирменного обучения на предприятии
[Электронный ресурс] / Электронная библиотека студента «Библиофонд». - Электрон.дан. - «Библиофонд», 2003- . - Режим доступа :
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=536987/, свободный. - Дата обращения 10.09.2017.
32. Поздняков В.В. Компетентностный подход: категориальные
ресурсы реализации // [Электронный ресурс] / В.В. Поздняков. - Электрон.дан. - Электронная библиотека «Белорусского Государственного Университета», 2015- . - Режим доступа :
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/149299/1/%D0%9F%D0%BE%D0%B7% D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD %D1 %84%D0%B5%D1 %80%D0%B5%D0%BD%D1 %86%D0%B8%D1 %8F%2 0%D0%A7.1-116-125.pdf, свободный. - Данные соответствуют 21 Мая 2018.
33. Попова (Смолик) С.Ю., Пронина Е.В. Кейс-стади: Принципы создания и использования [Текст] : Учебно-методическое пособие /С.Ю. Попова (Смолик), Е.В. Пронина. - М.: Издательство «СФК-Офис», 2015. - 115с.
34. Программа подготовки контролеров качества продукции и технологического процесса [Текст]. - Введ. 2016-07-01. - Белорецк: ООО «Дека-С», 2017. - 8 с.
35. Профессиональное обучение взрослых в современном обществе [Электронный ресурс] / Официальный сайт студенческой библиотеки онлайн «Studbooks». - Электрон.дан. - «Studbooks», 2018- . - Режим доступа : https://studbooks.net/2424910/pedagogika/professionalnoe_obuchenie_vzroslyh_s ovremennom_obschestve/, свободный. - Дата обращения 22.10.2017.
36. Профессиональный стандарт 40.108 Специалист по неразрушающему контролю [Электронный ресурс] / - Электронный каталог профессиональных стандартов и справочников должностей, 2018- . - Режим доступа : http://classdoc.ru/profstandart/40_skvozn/professionalstandarts_658/, свободный. - Данные соответствуют 15 Мая 2018.
37. Профессиональный стандарт 40.110 Специалист по механическим испытаниям сварных соединений и наплавленного металла [Электронный ресурс] / - Электронный каталог профессиональных стандартов и справочников должностей, 2018- . - Режим доступа : http://classdoc.ru/profstandart/40_skvozn/professionalstandarts_665/, свободный.
- Данные соответствуют 15 Мая 2018.
38. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Издательство Московского психоло-го-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО- ДЭК», 2003. - 400 с.
39. Пушкарева К.А. Компетенции персонала как фактор качества образования [Электронный ресурс] / К.А. Пушкарева - Электрон.дан. - Научная электронная библиотека «Киберленика», 2012- . - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-personala-kak-faktor-kachestva- obrazovaniya, свободный. - Данные соответствуют 10Сентября 2017.
40. Радионовская Т.И. Производственная среда как условие формирования профессиональных компетенций будущих инженеров [Электронный ресурс] / Т.И. Радионовская. - Электрон. дан. - Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/proizvodstvennaya-sreda-kak-uslovie- formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschih-inzhenerov, свободный.
- Данные соответствуют 14 мая 2017.
41. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст] : Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов и др. - М.: Издат. центр «Академия», 1998. - 512 с.
42. Стажировка на рабочем месте [Электронный ресурс] / Официальный сайт «IPopen». - Электрон.дан. - «IPopen». - Режим доступа : http: //ipopen.ru/kadry/ispytatelnyj-srok/stazhirovka-na-rabochem-meste. html/, свободный. - Дата обращения 22.10.2017.
43. Стариченко Б.Е. Обработка педагогических исследований с помощью компьютера [Текст] / Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2004.
44. Стрекалова, Н. Д., Беляков, В. Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова, В.Г. Беляков.- Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». -ОПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. - 80 с.
45. Стукен Т.Ю. Внутрифирменное обучение персонала: мотивы работников и работодателей [Электронный ресурс] / Т.Ю. Стукен. - Электрон. дан. - Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrifirmennoe-obuchenie-personala- motivy-rabotnikov-i-rabotodateley, свободный. - Данные соответствуют 14 июля 2018.
46. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании [Текст] : Учеб.пособие / С.Л. Троянская. - Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с.
47. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22 июля, 23 июля, 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 2 июля, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля, 26 июля, 27 ноября, 31 декабря 2017 г., 3 июля, 3 августа 2018 г.) [Электронный ресурс] // Интернет-версии системы Консультант Плюс. - Электрон. дан. - КонсультантПлюс,1997- .- Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/, свободный. - Загл. с экрана. - Вкладка «Правовые ресурсы». - Дата обращения 05.05.2018.
48. Филин С.А. Андрагогический подход к построению системы
профессионального обучения персонала предприятия
[Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук / С.А. Филин. - Электрон. дан. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/andragogicheskii-podkhod-k-postroeniyu- sistemy-professionalnogo-obucheniya-personala-predpri, свободный. - Данные соответствуют 14 июля 2018.
49. Шоба В.А. Практико-ориентированные технологии обучения как инструмент повышения качества высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / В.А. Шоба. - Электрон. дан. - Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannye-tehnologii-obucheniya- kak-instrument-povysheniya-kachestva-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya, свободный. - Данные соответствуют 14 января 2018.
50. Эмпирический и теоретический уровень научного познания. Их
основные формы и методы [Электронный ресурс] / Интернет-портал «Filosofedu». - Электрон.дан. - «Filosofedu», 2018- . - Режим доступа :http://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-obshhemu-kursu-filosofii/536- jempiricheskij-i-teoreticheskij-uroven-nauchnogo/, свободный. - Дата
обращения 22.10.2018.
51. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] // Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева. - Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
52. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник ЧГПУ. 2016. №9. С. 136-139.
53. Ammerman P.F Applying the Case Study Approach in a Corporate Context // P.F. Ammerman. - Bogucki Wydawnictwo Naukowe, 2012. - P.39-54.
54. Gawel А.Н. The case study method in entrepreneurial and managerial education in a knowledge-based economy // А.Н. Gawel. - Bogucki Wydawnictwo Naukowe, 2012. - P.25-38.
55. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // D.C. McClelland - American Psychologist, 1973. - No. 28. P.1-14.
56. Pietrzykowski М.С., Szczyt М.М., Using the case study method in a higher education in Lithuania and in Poland // М.С. Pietrzykowski, М.М. Szczyt - Bogucki Wydawnictwo Naukowe, 2012. - P.95-104.
57. Sameer K.L. Case Study Method: Why & how the best business schools use it // MBA admissions consulting services. - URL: https://www.mbacrystalball.com/blog/2013/12/03/case-study-in-business-schools(дата обращения 05.05.2018).
58. Spencer L.M. Competence at work : models for superiorperformance // L.M. Spencer, S.M. Spencer - New York Wiley, 1993. - 364 p.
59. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // R.W. White - Psychological Review, 66. P. 297-333.
60. Zainal Z.I. Case study as a research method // Jurnal Kemanusiaan. -
URL: http: //psyking. net/htmlobj -3837/case_study_as_a_research_method.pdf
(дата обращения 05.05.2018).