ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Становление и развитие административной ответственности за
правонарушения в избирательном законодательстве Российской Федерации 6
1.2. Сущность и содержание юридической ответственности за
правонарушения в избирательном праве 11
1.3. Сходства и отличия административной ответственности за
правонарушения от других видов юридической ответственности в избирательном праве 20
2. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ 26
2.1. Правонарушения в избирательном процессе как основание применения административной ответственности и их классификация 26
2.2. Субъекты правонарушений в сфере избирательного законодательства в
РФ 35
2.3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в избирательном процессе 43
3. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИК ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ПО ВЫБОРАМ
ПРЕЗИДЕНТА 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность темы. В современных политических обществах выборы важнейший институт функционирования и организации публичной власти. Они составляют новую сферу профессиональной деятельности и проблемную область.
Для отечественной социально-политической практики интерес к такому институту народовластия, как периодические демократические политически конкурентные выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, исторически обусловлен, закономерен и нравственно мотивирован. Социальная ценность выборов в том и состоит, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной и муниципальной власти.
Защита избирательных прав, свобод и законных интересов обеспечивается наличием регламентированной административной и судебной процессуальной формы. Судебный порядок разрешения избирательных споров обеспечивает независимость и беспристрастность принятия решений, гарантирует их объективность. При этом зачисление избирательных споров к компетенции административных судов позволяет участникам избирательного процесса пользоваться всеми преимуществами административной юстиции и создает надлежащие гарантии защиты избирательных прав.
Практика рассмотрения и решения административными судами избирательных споров свидетельствует о необходимости совершенствования как отдельных элементов процессуального порядка осуществления правосудия в этой категории дел, так и целостного подхода к определению избирательных споров как предмета административного судопроизводства. Таким образом, исследование теоретических основ административной ответственности за правонарушения в избирательном праве будет иметь важное значение для дальнейшего развития административного судопроизводства, а оптимизация правового регулирования порядка рассмотрения и решения избирательных споров будет способствовать обеспечению их прозрачности, демократичности и росту доверия к власти в целом и в суды, в частности.
Теоретически заявленная тематика достаточно проработана в научной литературе. Настоящее исследование основано на трудах Бочарова С.Н, Зубач А.В., Костенникова М.В. и других.
Объектом исследования: административная ответственность.
Предмет исследования: административная ответственность за
правонарушения в избирательном праве.
Цель исследования: исследовать особенности административной
ответственности за правонарушения в избирательном праве, на примере судебной практики по делам об административных правонарушениях в Свердловской области в период избирательной кампании по выборам Президента.
С учетом предмета и объекта исследования нами были поставлены такие задачи:
1) провести теоретический обзор становления и развития административной ответственности за правонарушения в избирательном законодательстве Российской Федерации;
2) исследовать сущность и содержание юридической ответственности за правонарушения в избирательном праве;
3) проанализировать сходства и отличия административной ответственности за правонарушения от других видов юридической ответственности в избирательном праве;
4) охарактеризовать правонарушения в избирательном процессе;
5) исследовать субъектов правонарушений в сфере избирательного законодательства в РФ;
6) выделить особенности производства по делам об административных правонарушениях в избирательном процессе;
7) проанализировать судебную практику по делам об административных правонарушениях в Свердловской области в период избирательной кампании по выборам Президента.
Согласно поставленной цели в работе использовались методы
теоретического анализа научной литературы, систематизации и анализа.
Системный метод применялся для осуществления теоретико-методологического обобщения научных концепций, разработок отечественных и зарубежных ученых.
Диалектический метод дал возможность проанализировать организационно-правовой механизм государственного регулирования избирательного процесса. Системно-структурный и формально-логический методы способствовали рассмотрению составляющих организационно-правового механизма административной ответственности за правонарушения в избирательном законодательстве Российской Федерации. Сравнительный анализ данных и статистический метод предоставили возможность охарактеризовать факты, дать оценку состояния и пути совершенствования составляющих организационно-правового механизма государственного регулирования избирательного процесса, в частности административной ответственности за правонарушения в избирательном законодательстве Российской Федерации.
С помощью использованных методов исследования было осуществлено комплексный анализ поставленных задач и получены достоверные теоретические, практические результаты, сформулированы выводы и рекомендации.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В Заключении сформулированы наиболее существенные результаты и положения исследования, приведенные теоретические обобщения и новые подходы к решению научной задачи по административной ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Избирательные права представляют собой закрепленные в международно-правовых актах и актах национального законодательства юридические возможности граждан участвовать в управлении государственными делами и решении вопросов местного значение в связи с избранием своих представителей, с помощью осуществления процессуальных действий, которые реализуются при назначении, подготовки, проведении и установлении результатов голосования, а также в между избирательный период.
Реализация и защита избирательных прав граждан связанно с деятельностью законодателя и совершенством юридических норм. С целью надлежащего соблюдения норм избирательного законодательства, как элемент гарантии должны действовать нормы что предусматривают определенные виды ответственности за нарушение или ненадлежащее соблюдение норм избирательного законодательства.
Несмотря на многообразие видов юридической ответственности, во всех нарушениях норм избирательного законодательства совпадает один составной элемент - это объект правонарушений, то есть избирательные права граждан.
Одной из разновидностей юридической ответственности в избирательном праве есть административная ответственность за содеянное правонарушение. Административное нарушение законодательства о выборах - это противоправное, виновное деяние в форме действия или бездействия, которое посягает на реализацию прав субъектов, что участвуют в избирательном процессе, и за которое законодательством предусматривается административная ответственность.
Основанием административной ответственности во всех случаях является административное правонарушение, которым признается общественно-вредное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения, которые составляют объект административно-правовой охраны (избирательные правоотношения), совершается виновным (умысел или по неосторожности) вменяемым лицом, достигшим возраста административной ответственности, и за которое может быть наложено административное взыскание.
Субъектами административной ответственности выступают физические лица а именно граждане РФ, обладающие признакам вменяемости и достижения административно-деликтного возраста. Специальный субъект административной ответственности характеризуется дополнительными признаками, а именно служебное положение, род занятий, правовой статус и тому подобное. Законодательство предусматривает следующие виды специальных субъектов: должностные лица, председатели и члены
избирательных комиссий, кандидаты, представители избирательных блоков, творческие работники средств массовой информации и др.
Нарушение избирательных прав граждан РФ влияют не только на конкретные избирательные правоотношения, но и посягают на конституционный строй в целом, поскольку их реализация является демократической основой механизма формирования органов государственной власти, а следовательно, их предупреждение и защиту необходимы не только во время конкретного избирательного процесса, но и в период между. Нарушение избирательного законодательства РФ имеют достаточно широкий видовой диапазон, который предложено классифицировать по следующим критериям: по уровню выборов, предметом конфликта, по времени возникновения, по кругу субъектов, по отраслевой принадлежности нарушений, имеет не только теоретическое, но и практическое значение .
Институт юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства РФ на современном этапе развития конституционного права находится на стадии формирования как межотраслевого комплексного правового института, состоящий из норм конституционного, административного, уголовного, гражданского и других отраслей права.
Современное состояние законодательства об административных правонарушениях не может быть охарактеризован как удовлетворяющий потребности борьбы с правомерным поведением в сфере избирательных правоотношений.
Анализ судебной практик по делам об административных правонарушениях в свердловской области в период избирательной кампании по выборам Президента показал, что самые распространенные нарушение на выборах Президента РФ: выдача бюллетеня без паспорта, недопуск наблюдателей на утренние заседания избиркомов, перед началом голосования, проведения предвыборной агитации. Для улучшения ситуации предлагает ужесточить межу наказания и повысить суммы штрафом за соответствующие административные правонарушения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учётом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // Российская газета.2009. № 7. 21 янв.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ч. 2. Ст. 410.
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст.1.
4. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 г. (в ред. от
29.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12.06.2002 г. (в ред. от
28.12.2010 г.) // Рос. газ. 2010. № 296.
6. Абезин Д.А. Правовое обеспечение российских реформ: монография / ред. кол.: М. В. Заднепровская и др. Волгоград: Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Волгоградская акад. гос. Службы». 2008.С. 177.
7. Ададьин А. Н. Административная ответственность председателя избирательной комиссии // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2013. № 2. С. 253-260.
8. Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 319 - 320.
9. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. М.: Издательство «Зерцало», 2005. С.230.
10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М., 1998. С. 88.
11. Антипов В.Г., Соловьев В.Н. Административное правонарушение и административная ответственность. Состав административного проступка. М.: ВИПК МВД России . 2003. С.13.
12. Батычко В.Т. Административное право: Конспект лекций: Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. С.44.
13. Бочаров С.Н, Зубач А.В., Костенников М.В. Административная юрисдикция: учебное пособие [и др.]. М.: Моск. ун-т МВД России. 2006. С. 210
14. Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Изд-во «Весь Мир», 1997. С.160.
15. Вешняков А. А. О совершенствовании правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов и повышении эффективности использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» // Материалы семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (30 июня - 1 июля 2005 года). М.: Центральная избирательная комиссия, 2005. С.230...49