ВВЕДЕНИЕ 9
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 12
1.1 Сущность системы консультирования 12
1.2 Виды консультирования применяемые на практике 15
1.3 Подходы к организации обучения взрослых 26
1.4 Технологии обучения взрослых, используемые для системы
консультирования 37
1.5 Теоретические основы проектируемой педагогической
технологии 41
1.6 Деятельность предприятий в рамках действующей СМК
как объект консультирования персонала 52
2 МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ
СИСТЕМЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ В ОБЛАСТИ СМК 59
2.1 Анализ практики обучения персонала крупного предприятия в
области СМК 59
2.2 Разработка модели системы консультирования сотрудников
крупного предприятия в области функционирования СМК 65
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения реализации
модели на основе кейс технологии 79
2.4 Опытно-поисковая работа по апробации полученных результатов
в условиях крупного предприятия 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Карта подпроцесса «Консультирование персонала по вопросам СМК» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Контрольные мероприятия по оценке знаний сотрудников 117
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Титульный лист конспекта 123
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Кейс-ситуации 124
На сегодняшний день существует потребность в качественных товарах и услугах. И каждый производитель думает о повышении качества продукции с одной стороны и о повышении эффективности предприятия с другой. Одним из вариантов решения можно считать введение системы менеджмента качества, которая будет влиять на процесс производства товаров и предоставления услуг в условиях эффективно функционирующего предприятия. В настоящее время устойчивое положение любой фирмы на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место.
Каждый день требования к качеству возрастают, тем самым заставляют предприятия следовать мировым стандартам все более строго. Вследствие этого, заинтересованность предприятий Российской Федерации в необходимости внедрения системы менеджмента качества увеличивается и не вызывает никаких сомнений в своей эффективности.
Для поддержания высокого уровня СМК, необходима вовлеченность каждого сотрудника предприятия в работу системы качества и нацеленность на повышение эффективности. Эффективность СМК зависит от работающего персонала, а поскольку с каждым днём требования к качеству и безопасности возрастают, стало необходимым постоянное совершенствование СМК, в связи с этим для конкурентоспособного предприятия особое значение занимает консультирование персонала по вопросам СМК.
Постоянное совершенствование обусловлено не только требованиями к качеству, но и это один из принципов МК, который направлен на непрерывное улучшение процессов на предприятии, равно как и вытекающее отсюда улучшение продукции, создает атмосферу доверия внутри предприятия, обеспечивает долговременный успех и поддерживает авторитет качества разработки систем.
Стратегической целью организации является постоянное улучшение процессов для совершенствования деятельности организации и обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам. Процесс улучшения повторяется применительно к остающимся проблемам, а также к разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению процесса.
Для содействия вовлечению и осведомленности работников о деятельности по улучшению руководству следует рассматривать такие меры, как повышение знаний, накопление опыта и совершенствование навыков работников как части общей деятельности организации по менеджменту качества [4].
В связи с постоянным совершенствованием международных стандартов системы качества возникает противоречие между потребностью предприятия в сотрудниках, готовых к работе в условиях действующей системы менеджмента качества и недостаточной разработанностью методик управления компетенциями сотрудников. Указанное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: как организовать и методически обеспечить процесс формирования знаний и умений сотрудников предприятий в части требований стандартов системы менеджмента качества и их применения.
Цель исследования - создание модели системы консультирования сотрудников в области функционирования СМК и учебно-методического обеспечения для ее реализации в условиях крупного предприятия и проверка их результативности в ходе опытно-поисковой работы.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что формирование знаний и умений сотрудников предприятия в части применения требований международных стандартов к системе менеджмента качества будет успешным, если: разработан комплекс организационно-педагогических условий,
включающий систему консультирования, построенную на основе предложенной модели, специальный методический комплект, состоящий из конспекта теоретического материала, кейс-ситуаций, сформированных для различных категорий персонала предприятия, и контрольно-измерительных материалов.
Объектом исследования является процесс формирования знаний и умений сотрудников предприятий в части требований стандартов системы менеджмента качества.
Предмет исследования - это организационно-педагогические условия формирования знаний и умений персонала крупного предприятия по вопросам СМК.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
- раскрыть психолого-педагогические особенности обучения взрослых в контексте организации систематического консультирования;
- разработать модель системы консультирования сотрудников в области функционирования СМК в условиях крупного предприятия;
- разработать учебно-методическое обеспечение реализации модели на основе кейс технологии;
- провести апробацию полученных результатов в условиях крупного предприятия.
Научная новизна исследования заключается в разработанной модели системы консультирования сотрудников по вопросам системы менеджмента качества и определении организационно-педагогических условий для ее реализации.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемые организационно-педагогические условия обеспечивают подготовку
сотрудников предприятий в части требований стандартов системы менеджмента качества и их применения без отрыва от производства. В разработанной системе консультирования предусмотрены особенности содержания подготовки в зависимости от должности сотрудника.
На сегодняшний день для любого предприятия стали особенно актуальны проблемы недостаточного уровня знаний в области СМК. Время не стоит на месте, стандарты меняются, система совершенствуется, значит все должны поддерживать свои знания в актуальном состоянии.
В связи с постоянным совершенствованием международных стандартов системы качества, а также недостаточным уровнем знаний персонала, для предприятий предложена модель системы консультирования в области СМК.
Для решения поставленной проблемы были выполнены следующие действия:
- раскрыты психолого-педагогические особенности обучения взрослых в контексте организации систематического консультирования. С учетом выявленных особенностей подобрана технология обучения;
- разработана модель системы консультирования сотрудников в области функционирования СМК, которая положена в основу карты подпроцесса и включает в себя организационные и педагогические компоненты в условиях крупного предприятия;
- разработана карта подпроцесса «Консультирование персонала по вопросам СМК» с целью контроля и управления данным процессом СМК, которая содержит: общие положения, основные характеристики подпроцесса, регламентируемые параметры подпроцесса, контролируемые показатели подпроцесса, графическую схему подпроцесса, описание операций подпроцесса, оценку результативности подпроцесса;
- разработана матрица знаний, предназначенная для управления знаниями на крупном предприятии, которая включает в себя должность работника, его трудовые функции и показывает уровень знаний сотрудника;
- разработано учебно-методическое обеспечение реализации модели на основе кейс технологии. В состав обеспечения входят контрольные мероприятия в виде теста для группы работников предприятия, участвующих в процессе управления качеством продукции; теоретическая информация, представленная в форме конспекта, практическая информация в виде конкретных ситуаций («кейсов»);
- проведена апробация полученных результатов в условиях крупного предприятия.
Таким образом под организационными условиями консультирования подразумевается наличие модели системы консультирования персонала, карты подпроцесса «Консультирование персонала по вопросам СМК», графика проведения консультационных услуг и наличие матрицы знаний.
Под педагогическими условиями при разработке системы консультирования подразумеваются мероприятия по оценке имеющихся знаний в области СМК, теоретические материалы в виде конспекта, практические материалы для проведения консультирования сотрудников, основанные на методе кейсов.
В первой главе исследования представлены теоретические предпосылки разработки процесса консультирования персонала на предприятии в рамках СМК. Конкретизировано понятие «консультирование персонала», раскрыта сущность системы консультирования, приведены виды консультирования, применяемые на практике. Изучены: подходы к организации обучения взрослых; технологии обучения взрослых, используемые для системы консультирования. Деятельность предприятия рассмотрена в рамках действующей СМК как объект консультирования персонала.
Во второй главе исследования:
Разработана процессная модель системы консультирования сотрудников предприятия по вопросам функционирования СМК. Описано применение предложенной модели на базе предприятия ПАО «Корпорация ВСМПО- АВИСМА» для отдела сертификации продукции и процессов.
Описано проведение апробации модели консультирования сотрудников корпорации в области СМК. Результаты эксперимента показали, что использование системы консультирования сотрудников для разных целевых групп, влияющих на систему качества позволит предприятию поддерживать в актуальном состоянии знания в области СМК. На основании вышеизложенного данную систему консультирования можно рекомендовать к использованию на предприятиях, где есть разработанная СМК.
1. Агапова О.В. Уроки для взрослых: пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / О.В. Агапова. СПб.: Тускарора, 2003. 68 с.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие для
преподавателей / М.В. Антипова. Мариинск-Посадск.: МарГТУ, 2011. 20 с.
3. Афанасьев А.А. Обеспечение качества изделий машинного производства: учебное пособие / А.А. Афанасьев. 2-е изд. Москва: ИНФРА-М, 2018. 376 с.
4. Блинов А.О. Управленческий консалтинг корпоративных организаций: учебник для магистров / А.О. Блинов, Г.Н. Бутырин, Е.В. Добренькова. Москва: Дашков и К, 2013. 212 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. Москва: Гардарика, 2006. 55 с.
6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 01.11.2015. Москва: Стандартинформ, 2018. 23 с.
7. ГОСТ Р ИСО 10019-2007. Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг. Введ. 06.01.2008. Москва: Стандартинформ, 2007. 19 с.
8. ГОСТ Р 54875-2011 Менеджмент знаний. Руководство по устоявшейся
практике внедрения системы менеджмента знаний. Введ. 01.09.2012. М.:
Стандартинформ, 2014. 10 с.
9. Гуревич А. М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах / А.М. Гуревич. СПб.: Речь, 2006. 144 с.
10. Долгоруков А.М. Практическое руководство для тьютера системы открытого образования на основе дистанционных технологий / А.М. Долгоруков. Москва: ЦИТО, 2002. С. 21-44.
11. Змеев С.И. Основы андрагогики: учебное пособие для вузов / С.И. Змеев. Москва: наука, 1999. 152 с.
12. Камалетдинова А. Б. Обучающие игры в развитии профессиональных компетенций будущих менеджеров / А.Б. Камалетдинова, Т.Н. Литвинова // Экономика, экология и общество России в XXI столетии: сборник научных трудов 11-й Международной научно-практической конференции. Часть 3. СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009.
13. Капустина О.Н. Андрагогика как основа для обучения взрослой иностранной аудитории / О.Н. Капустина [и др.] // Международный научно - исследовательский журнал. 2015. №4 (35) Часть 3. С. 12-14.
14. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / В.Н. Карандашев. СПб.: Питер, 2006. 250 с.
15. Колесникова И.А. Основы андрагогики / И.А. Колесникова Москва: Академия, 2003. 240 с.
16. Коллективный договор 2016 - 2018 годы. Введ. 01.01.2016. В. Салда:
ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», 2018. 54 с.
17. Компетентность персонала - основа системы
менеджмента качества [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http: //quality.eup .ru/MATERIALY9/kompetperson. htm.
18. Консалтинг [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/?oldid=95440289.
19. Копылова А.В. Реализация андрагогического подхода в системе
повышения квалификации педагогов / А.В. Копылова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 11. С. 43-47.
20. Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.vsmpo.ru.
21. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов / Г.Д. Крылова. Москва: Аудит, ЮНИТИ, 1998. 479 с.
22. Кукуев А.И. Методы обучения взрослых: проблема классификации / А.И. Кукуев // Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования на юге России. 2008. № 1. С. 31-37.
23. Лазарев В.С. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / В.С. Лазарев. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. 336 с.
24. Лебедева Н. В. Образовательные технологии в обучении взрослых / Н.В. Лебедева // Казанский педагогический журнал. 2013. №3. С. 55-62.
25. Магура М.И. Организация обучения персонала компании / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Москва: Интел-Синтез, 2003. 264 с.
26. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. / Н.Г. Милорадова. Москва: Гардарики, 2005. 335 с.
27. Минякова Т.Е. Управленческое консультирование: учебное пособие / Т.Е. Минякова. Ульяновск: УлГТУ, 2007. 205 с.
28. Митина А.М. Критериальные основания определения взрослости в зарубежной андрагогике / А.М. Митина // Человек и образование. 2010. №1. С. 62-65.
29. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И. Михайлова // Маркетинг. 1999. № 1. С. 107-111.
30. Никифорова О.С. Как обучают персонал в ВСМПО-АВИСМА / О.С. Никифорова // Новатор. 2018. №34. С. 4.
31. Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие / Э.В. Островский. Москва: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2010. 104 с.
32. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2006. 176 с.
33. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад [и др.]; под Ред. В.А. Болотова. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
34. Петрова А.С. Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования / А.С. Петрова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 13. С. 726-730.
35. Плеханов П.В. Компетентность персонала - основа системы менеджмента качества / П.В. Плеханов // Компас промышленной реструктуризации. 2004. № 5. С. 34-35.
36. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов / Л.В. Покушалова // Молодой ученый. 2011. № 5, Т. 2. С. 155-157.
37. Попова С.Ю. Кейс-стади: принципы создания и использования / С.Ю. Попова, Е.В. Пронина. Тверь: СКФ-офис, 2015. 114 с.
38. Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / М.М. Поташник, А.М. Моисеев. Москва: Новая шк., 1997. 350 с.
39. Прохорец Е.К. Анализ педагогического потенциала электронных образовательных ресурсов в обучении иностранному языку в вузе / Е.К. Прохорец [и др.] // Высшее образование сегодня. 2014. № 9. С. 37-41.
40. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и
личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н.С.
Пряжников. 2-е изд., стер. Москва: Изд-тво Московского психолого¬социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МО-ДЭК», 2002. 400 с.
41. Р 07510017-1-2012. Руководство по качеству. Введ. 05.05.2012. В. Салда: ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», 2018. 55 с.
42. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в психологической практике / К.Р. Роджерс. М.: ИОИ, 2015. 200 с.
43. Саханский Н.Б. Управление образованием: теория и практика / Н.Б. Саханский // Управление образованием. 2014. № 14. С. 22-26.
44. Скрипко Л.Е. Процессный подход в управлении качеством: учебное пособие /Л.Е. Скрипко. СПб.: СПбГУЭФ, 2011. 105 с.
45. Сластенин В.А. Доминанта деятельности / В.А. Сластенин // Народное образование. 1997. № 9. С. 6.
46. Современный менеджмент: учебник / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля [и др.]; отв. ред. М.М. Максимцова. Москва: ИНФРА-М, 2012. 68 с.
47. СТО 7.1-305-2015. СМК. Управление рисками. Введ. 09.09.2015. В. Салда: ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», 2018. 22 с.
48. СТО 4.2-085-2010. СМК. Управление документацией. Введ.
06.05.2010. В. Салда: ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», 2018. 39 с.
49. СТО 7.4-130. Оценка поставщиков продукции/услуг, оказывающих непосредственно влияние на качество продукции ПАО «Корпорация ВСМПО- АВИСМА». Введ. 15.05.2013. В. Салда: ПАО «Корпорация ВСМПО- АВИСМА», 2018. 21 с.
50. СТО 4.2-188-2013. Управление записями. Введ. 15.10.2013. В. Салда: ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», 2018. 23 с.
51. СТО 7.1-088-2012. Управление персоналом. Приём, адаптация, перевод, аттестация, увольнение. Введ. 26.12.2012. В. Салда: ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», 2018. 94 с.
52. Суша Н.В. Управление в социальных и экономических системах / Н.В. Суша // XXV Международная научно-практическая конференция, Минск12 мая, 2016 г. Минск: Минский инновационный университет, 2016. С.190.
53. Тимофеева А.Г. Коучинг как метод развития персонала организации / А.Г. Тимофеева // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4.
54. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: учебное пособие / Н.О. Токмакова. Москва: МЭСИ, 2004. 226 с.
55. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по дисциплине, банк тестов по дисциплине, учебная программа / Н.О. Токмакова. М.: МЭСИ, 2004. 226 с.
56. Цыцарова Т.Е. Управленческое консультирование: текст лекций / Т.Е. Цыцарова. Ульяновск: УлГТУ, 2009. 63 с.
57. Федянин Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. 2000. № 7. С. 52-55.
58. Филатова А.В. Андрагогические и инновационные подходы в обучении взрослых / А.В. Филатова // Альманах современной науки и образования. 2012. №1. С. 262-263.
59. Фомичев С.К. Основы управления качеством: учебное пособие / С.К. Фомичев, А.А. Старостина, Н.И. Скрябина. 2-е изд., стереотип. Киев: МАУП, 2013. 660 с.
60. Фомишин С.В. Управленческое консультирование. Международный опыт / С.В. Фомишин, Ю.В. Чернов. Ростов н /Д.: Феникс, 2006. 107 с.
61. Шемшурина С.А. Компетенция персонала в системе менеджмента качества / С.А. Шемшурина // Вестник ВУиТ. 2016. №3, Т. 2. С. 214-221.
62. Шичков Н.А. ИСО 9000 - стандарты управленческой деятельности / Н.А. Шичков // Инновации. 2005. №4. С. 15.