Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование готовности старших школьников к межкультурной коммуникации на уроках английского языка

Работа №147074

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы межкультурной коммуникации в педагогической теории и практике
1.1 Межкультурная коммуникация как социально-педагогический
феномен 9
1.2 Организационно-педагогические условия формирования готовности к межкультурной коммуникации в старшей школе в процессе обучения
иностранному языку 25
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Проведение опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации
2.1 Мотивационная поддержка формирования готовности старших
школьников к межкультурной коммуникации в школе 42
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке
результативности формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации 45
2.3 Разработка научно-методических рекомендаций по формированию готовности старших школьников к межкультурной коммуникации в
общеобразовательной школе 50
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В 75

Процесс последовательного социального преобразования российского общества, происходящий в современном мире, выдвигает на первый план необходимость исследования проблем межкультурной коммуникации (МК).
Интеграция России в мировое сообщество, а также и мировое образовательное пространство, поставило задачу освоения культурных особенностей разных стран. «Вхождение в общее пространство невозможно без специально организуемого освоения его культурного контекста, без определения взаимопонимания между носителями различных культур. Многие наши соотечественники оказались не готовы к межкультурным контактам, они слабо осознают свои и чужие национально-культурные особенности, у них низкий уровень толерантности. В материалах Европейской культурной конвенции обращается внимание на необходимость развития взаимодействия через диалог культур, установление контактов, осознание общечеловеческого «мы» и стремление понять друг друга» [39, с. 5].
Из-за сложившейся ситуации людям необходимо учиться сосуществовать в общем жизненном мире, что предполагает умение строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами, в независимости от их социального статуса или культурной принадлежности.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается, что образование сегодня должно обеспечивать «интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [27].
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» одной из
основополагающих компетенций инновационного сообщества является «широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации»[59, с. 30].
В Концепции модернизации образования подчеркивается, что «переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия... обусловливает необходимость изменений в системе образования, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности», а также данная ситуация «требует формирования современного мышления у молодого поколения. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства» [33, с. 11].
Язык, который является инструментом познания и средством общения, с помощью которого становится реальным взаимопонимание и взаимодействие между представителями различных лингвокультур, играет важную роль в реализации обозначенных задач.
В связи с современной мировой ситуацией наблюдается важность расширения межкультурных контактов, потребность преодоления коммуникативных и языковых барьеров, возникающих при межкультурном общении людей, формирования толерантного отношения к культуре и традициям другого народа. В то же время процесс обучения на старшей ступени содержит в себе значительные ресурсы для формирования готовности к межкультурной коммуникации.
Мы приходим к выводу, что основы многокультурного плюрализма должны быть заложены в системе школьного образовании на старшей ступени. Качество современного образования значительно снижается из-за недостаточной разработанности научно-педагогических основ
формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации.
Иностранный язык как учебная дисциплина является одним из основных инструментов воспитания личности, обладающей
общепланетарным мышлением. Эффективное использование средств изучаемого языка способствует формированию главных компетенций личности. С помощью иностранного языка ученики получают основы межкультурного образования, усваивают, и мировоззрение других народов и их культуру, что, расширяет горизонты их интересов и способствует совершенствованию способностей.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение проблемы результативного формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации на уроках английского языка показало актуальность поиска и выявления организационно-педагогических условий формирования готовности старших школьников к МК. Обзор научной литературы по теме исследования подтвердил тот факт, что проблема формирования готовности старших школьников к МК изучена недостаточно. Система школьного образования нуждается в эффективных методиках и технологиях совершенствования учебно-воспитательного процесса, нацеленных на развитие в обучающихся потребности в межкультурной коммуникации.
Представленный анализ проблемы формирования готовности старших школьников к МК позволил понять современный подход к его сущности, выявить его положительно оцениваемые возможности и опираться на них в разработке проблемы формирования готовности старших школьников к МК.
В процессе исследования были выявлены закономерности формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации на уроках английского языка. Мы рассмотрели такие понятия как «культура», «язык», «коммуникация». Нами уточнено понятие «межкультурная коммуникация» в условиях такого образовательного учреждения как школа как социально-педагогический феномен, который представляет собой процесс взаимообмена информацией различного социального содержания между субъектами, принадлежащими к различным культурным сообществам.
В контексте МК, нами дополнено и сформулировано понятие «процесс формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации», который представлен в виде развернутой педагогической системы, характеризующейся методически последовательной сменой актов обучения и имеющих устойчивую целевую направленность на достижение задач межкультурной коммуникации. Формирование готовности к межкультурной коммуникации необходимо изучать во взаимосвязи с социальной установкой. К основным феноменам социализации относится усвоение стереотипов поведения, социальных норм, обычаев, интересов и ценностных ориентации.
На наш взгляд единство и высокий уровень нижеперечисленных компонентов являются признаком готовности:
1) социальная компетенция;
2) функциональная компетентность;
3) социокультурная компетентность.
Положения выдвинутой во введении гипотезы требовали разработки и экспериментальной апробации комплекса организационно-педагогических условий, реализация которого повышает эффективность процесса формирования готовности старших школьников к межкультурной коммуникации на уроках английского языка.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотезу, что для эффективной подготовки старших школьников к межкультурной коммуникации необходимо соблюдение следующих организационно­педагогических условий:
1) вариативное применение различных методик, которое обеспечивает смену методических актов;
2) применение интегративного подхода к обучению иностранному языку, помогающего сформировать у учеников целостную картину мира;
3) диалогичность обучения, развивающего у обучающихся толерантность, терпимость, понимание к культуре изучаемого языка и умение избегать возможных конфликтов;
4) применение интерактивного подхода, который способствует повышению интереса учеников к иноязычной культуре и помогает поднять активность в процессе изучения иностранного языка;
5) актуализация лингвострановедческих знаний.
Традиционные формы и методы организации обучения иностранному языку не отвечают требованиям подготовки специалистов, способных к межкультурному диалогу....


1. Абакумова, Н. Н., Малкова, И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова
• Томск, 2007 - 423 с.
2. Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: сб. науч. тр. / Отв. ред. И. И. Халеева - М: МГЛУ, 1999. - 199 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев.- М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 230 с.
4. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г.Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
5. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной школе. / Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Барышников, Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе / Н. В. Барышников // ИЯШ. - 2002. - № 2. - С. 28-32.
7. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника / И. Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. -288 с.
8. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №2.
• с. 38-43.
9. Бим, И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей. / И. Л. Бим // ИЯШ. - 1989. - №1. - с. 24-28.
10. Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия»: СПб: «Нортинт», 2001. - 1456с.: ил.
11. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - с. 29-36.
12. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. / Е. В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.­264 с.
13. Верещагин, Е. М. Костомаров, В. Г. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Русский язык, 1990 - 382 с.
14. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
15. Воробьев, Г. А. Развитие социокультурной
компетенции будущих учителей иностранного языка Текст. / Г.А.Воробьев // Иностр. языки в школе. 2003. - №2. - С. 19...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ