Введение 4
1. Анализ экологических проблем в условиях техногенного развития общества
1.1. Экологические проблемы на пороге XXI века
1.2. Экологическая безопасность человека, биосферы и промышленных объектов в условиях техногенных чрезвычайных ситуаций и аварий 9
1.3. Принципы обеспечения экологической безопасности производств 12
1.3. Прогнозирование экологической обстановки при авариях на химически опасных объектах 14
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 16
2.1. Общие понятия 16
2.2. Пожары и взрывы 18
2.2.1. Основные понятия 18
2.6 Гидродинамические аварии 62
2.6.1. Основные понятия 62
2.6.2. Последствия гидродинамических аварий 64
2.6.3. Защита населения и действия в условиях угрозы затопления 66
2.6.4. Мероприятия по предотвращению гидродинамических аварий и
уменьшению ущерба 68
3. Методика преподавания темы « Безопасность населения в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера» в 5-11 классах 70
Заключение 77
Выводы 80
Список использованных источников 81
Экологическая безопасность — состояние защищенности личности, общества, государства от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями вредного воздействия на окружающую среду, вызываемых повседневным загрязнением среды обитания в связи с хозяйственной деятельностью человека, функционированием производственных объектов, а также в результате стихийных бедствий и катастроф. [2]
Актуальность настоящей темы связана с возрастающим количеством и ростом масштабов вредных последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера для окружающей среды. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.
В условиях непрекращающихся аварий на производстве, транспорте, в жилом секторе, многочисленных угроз взрывов и непростой криминогенной обстановки подготовка населения, прежде всего детей и подростков, к действиям в условиях различных ЧС становится приоритетной задачей для обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья каждого человека нашего общества. В этой связи постоянно возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку подрастающего поколения к безопасной жизнедеятельности.
Объект исследования: процесс формирования копитенций защиты человека и окружающей природной среды в ЧСТХ.
Предмет исследования: методика формирования компетенций защиты окружающей среды и населения в ЧСТХ.
Цель исследования: на основе результатов анализа научной и методической литературы сформулировать основные положения и принципы экологической безопасности и выявить оптимальные методы формирования компетенций по защите человека и окружающей среды от негативного воздействия экологических последствий техногенных опасностей.
В соответствии с поставленной целью нами определены задачи исследования:
1. Провести анализ экологического состояния окружающей среды и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
2. Изучить способы и методы защиты окружающей среды и населения от негативного воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Проанализировать методику проведения занятий по курсу ОБЖ и выявить оптимальные формы и методы формирования компитенций по защите человека и окружающей среды от негативного воздействия экологических последствий техногенных опасностей.
Гипотеза исследования: повышение уровня защищенности человека от негативного техногенного воздействия на окружающую среду может быть достигнуто при выполнении следующих условий:
> обязательное изучение дисциплины “Безопасность
жизнедеятельности” и курса ОБЖ, которые включают
определенный объем знаний принципов прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, основных виды потенциальных опасностей и их последствий в профессиональной деятельности и быту выявления причин и последствий негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
• формирование у обучающихся экологического мышления, привитие экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды
• применение в образовательном процессе разработанных нами рекомендаций по изучение способов и методов защиты окружающей среды и населения от негативного воздействия чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к созданию условий для обучения детей правилам поведения при ЧСТХ в образовательных учреждениях.
В процессе исследования применялись методы:
изучение и анализ научно-методической и специальной
литературы по проблеме
изучение законодательных и нормативно-правовых актов,
• изучение документов и материалов на электронных носителях;
• изучение продуктов деятельности;
• наблюдение;
• беседа;
• анкетирование
• проектирование.
В результате проведенного в выпускной квалификационной работе анализа состояния окружающей среды и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причин их возникновения и понесенных потерь населения, ущерба окружающей среде от техногенных опасностей можно сделать следующие выводы:
Экологические угрозы и опасности возникают как результат антропогенного или природного воздействия, выражающийся в возможности изменения и дегармонизации естественных процессов, нарушения установившихся взаимосвязей между живыми организмами и средой их обитания.
Экологическая ситуация в нашей стране по-прежнему остается крайне тревожной и сопровождается ухудшением основных показателей здоровья населения, включая здоровье детей раннего возраста, ростом смертности и снижением средней продолжительности жизни.
Научно-технический прогресс не только способствует росту производительности труда и материального благополучия, но и таит в себе немалые опасности, связанные с техногенным воздействием на окружающую среду.
Техногенные загрязнения окружающей среды приводят к ухудшению условий жизни человека, живых организмов, их сообществ, к истощению или порче сырьевых ресурсов, к нарушению дальнейшего развития человеческого общества.
Задачи сохранения окружающей среды требуют накопления
надёжных данных о ее современном состоянии, обоснованных знания о взаимодействии важных экологических факторов, разработки новых методов уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе, приобретения экологических знаний.
Повышение качества экологического образования наряду с применением традиционных методов обучения широкое внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения и применение передовых российских информационных технологий, не уступающих, а зачастую превосходящих аналогичные зарубежные технологии.
1. Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
2. Безопасность жизнедеятельности. /Под редакцией д-ра техн. Наук, проф. С.В.Белова- М: «Высшая школа», 2008.
3. Бочаров Б.В., Коротков В.Ю., Луценко Е.В. Основы национальной безопасности: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2008. - 456с.
4. Вторая международная научная школа. Информационное сообщение о результатах работы научного семинара «Промышленная безопасность». 21 мая 2003 года. Учебно-
методический центр ГУП «НТЦ» «Промышленная безопасность».
5. Государственный докдад «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации в 2010 году»
6. Государственный доклад "О состоянии и охране окружающей среды Красноярского края в 2003 году». Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Красноярскому краю - Красноярск. -2004 - 218 с.
7. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл.; учебник для общеобразовательных учреждений. М.: - Дрофа, 2005
8. Москалец А.П. Эколого-правовые средства минимизации и предупреждения ущерба от чпезвычайных ситуаций в России и США. Москва, изд. ВНИИ ГОЧС, 2001.
9. МикрюковВ.Ю. Безопасность жизнедеятельности.
Учебник./Ростов-на-Дону: изд. «Феникс», 2007
10. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О
классификации ЧС природного и техногенного характера»
11. «Сибирский учитель», №4, 2000. Современные тенденции
развития школьного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности».. Дизайн «ОблЦИТ».
12. Смирнов А.Т, Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности
жизнедеятельности: 10 кл. Учебное пособие. / Москва, изд
«Просвещение, 2008,
13. Смирнов А.Т., Б. О. Хренников, М. В. Маслов и др. Программа курса Основы безопасности жизнедеятельности. М. - Издательство «Просвещение, 2006
14. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
15. Школьная программа: Основы безопасности жизнедеятельности.
10 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений /А.Т. Смирнов и др. - 2-е изд., перераб.-М: ООО «Издательство АСТ», 2008...16