ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 8
1.1. Особенности понятия гражданственности 8
1.2. Нормативно-правовые документы и государственные программы,
направленные на формирование гражданственности 15
1.3. Формы и методы формирования гражданственности 22
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В КУРСЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 29
2.1. Особенности формирования гражданственности на уроках истории и
обществознания 29
2.2. Особенности формирования гражданственности во внеурочной
деятельности 44
Заключение 53
Список источников и литературы 56
Приложения 61
Российское современное образование нацелено на формирование активного и ответственного члена общества, и становление гражданственности в процессе воспитания подрастающего поколения является одним из главных направлений современной образовательной политики. Важность данного направления определяется тем, что именно в школьном возрасте закладываются основы формирования личности, происходит усвоение различных общественных норм и ценностей. Дальнейшее развитие нашего государства зависит от уровня гражданских качеств будущего поколения, от их участия в жизни общества и страны. Поэтому следует обратить особое внимание на систему формирования гражданственности в школе, которая обеспечивает становление сознательного гражданина, способного активно участвовать в политической и общественной жизни страны.
Актуальность данной работы объясняется тем, что воспитание социально-активной личности гражданина и патриота, который обладает чувством национальной гордости, любви к своему Отечеству и народу, является невозможным без систематической целенаправленной работы по формированию гражданственности у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.
На данном этапе мы не можем говорить о том, что действующая система формирования гражданского сознания у школьников достаточно эффективно функционирует. Это указывает на значимость изучения данного воспитательного направления.
Воспитание социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, невозможно без целенаправленной и систематической работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.
Цель воспитания гражданственности в школе - способствовать формированию гражданского сознания, нравственных позиций (воспитание интереса к истории родного края и Отечества, расширение представлений детей о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, воспитание чуткости, доброты и милосердия).
Однако в современных реалиях возникает противоречие между социальным заказом воспитания личности с одной стороны, и низким уровнем формирования гражданских качеств у выпускников общеобразовательной школы с другой стороны. Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов воспитания подрастающего поколения, значимыми компонентами которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности. Это делает принципы гражданско-патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию важной общественной и педагогической задачей.
Для формирования вышеперечисленных ценностей большие возможности открываются перед учителями истории и обществознания. Основной целью исторического и обществоведческого образования в Российской Федерации согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) является «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».
Цель исследования: определение способов и методов формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы в процессе изучения истории и обществознания.
Объект исследования: процесс формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы....
Формирование гражданских качеств личности является одной из самых серьезных и актуальных задач общества. Современный период в российской истории можно охарактеризовать крупными социальнополитическими изменениями в стране, которые приводят к смене ценностных ориентиров у людей, тем самым ставя под удар духовнонравственное развитие подрастающего поколения.
Анализ теории и практики по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы.
Исторический опыт показывает, что одним из важнейших средств формирования гражданственности и патриотизма является институт образования, который осуществляет воспитание подрастающего поколения.
В современном образовательном процессе формирование гражданственности у учеников средней школы является важным аспектом. Современные реалии показывают, что для становления гражданского общества в России необходимо участие в общественно-политической жизни людей с активной гражданской позицией. Именно в школьном возрасте закладываются основы формирования личности, происходит усвоение различных общественных норм и ценностей.
В ходе исследования мы ставили перед собой цель способствовать повышению уровня формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы. Для достижения данной цели нами были решены следующие задачи:
• проанализирована научно-методическая литература, касающаяся определения понятия гражданственности;
• проанализированы нормативные документы и государственные программы, направленные на формирование гражданственности в системе общего образования;
• выявлены наиболее эффективные методы и формы работы на уроках истории и обществознания для формирования гражданственности;
• созданы методические разработки уроков и внеурочных
мероприятий, направленных на формирование
гражданственности;
Под гражданственностью мы понимаем сформированную систему знаний и отношений личности к себе как гражданину, к гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к собственным гражданским правам и обязанностям, позволяющую ей успешно жить в условиях государства и гражданского общества, реализовывать свои гражданские права и обязанности в определенной политической и социокультурной среде. Анализ работ, посвященным понятию
гражданственности показал, что единого понятия не существует даже на законодательном уровне.
Проанализированные нами нормативные документы и государственные программы, направленные на формирование гражданственности в системе общего образования, такие как Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», региональная программа Красноярского края «Патриотическое воспитание граждан в Красноярском крае на 2017 - 2020 годы» позволили определить, что одной из главных задач, стоящих перед современным педагогом, является формирование активной гражданской позиции обучающихся, сохранение и развитие патриотических чувств; формирование в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.
Исследованные нами методы и формы работы на уроке и на внеурочных мероприятиях позволяют повысить уровень формирования гражданственности у учеников общеобразовательной школы. Применение современных технологий образования способствует повышению интереса обучающихся, и, как следствие, их мотивации.
В ходе исследования нами были разработаны и апробированы на практике уроки и внеурочные мероприятия, направленные на повышение уровня гражданственности у учеников общеобразовательной школы. В ходе апробации данные разработки показали свою значимость в процессе формирования гражданственности. Также стоит отметить, что для формирования гражданственности неотъемлемым условием является системность.
Таким образом, была достигнута поставленная нами цель исследования и решены сформулированные задачи.
1. Арапова Г.З. Игровое обучение на уроках истории и
обществознания // Преподавание истории в школе. - 2014. - №2. - С. 16-18.
2. Артамонова О.Е. Формирование представлений о
гражданственности в молодежной среде // Вестн. Новгор. филиала
РАНХиГС. 2017. Т 6. № 1-1 (7). С. 222-226.
3. Бессонова Т.Н. Воспитание гражданственности: институциональный подход // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. 2011. Т 4. № 3. С. 121-130.
4. Бодалёв А.А. Нравственность и гражданственность человека - бесценный капитал общества // Человеческий капитал. 2014. № 5 (65). С. 7.
5. Гендугова, М.Н. Формирование гражданственности молодежи в современной России / М.Н. Гендугова // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Москва, 2011.
6. Гнездилова П.А. Социокультурные аспекты формирования гражданственности учащейся молодежи в российском обществе: моногр. Рязань: Концепция, 2016.
7. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значения. // Образование и наука. - 2004. №2(26) -С.11.
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2009.
9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. - М.: Вако, 2008. - 352 с.
10. Доржиева Л. Б. Социальное партнерство как инструмент и ресурс воспитания жизнеспособной личности в информационном обществе (из опыта работы) // Наука и школа. - 2013. - № 6. - С. 12-14.
11. Ерисова Г.Ф., Чемёркина Е.Н., Демидова Н.М. Инновационный подход в формировании патриотизма и гражданственности молодежи посредством социального партнерства // Интерэкспо Гео- Сибирь. 2010. Т 6. С. 235-239.
12. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.
М. Арсеньева. М. : Педагогика, 1982. С. 21-27.
13. Князев А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2008. - 70 с.
14. Кочетков А. Б. Использование информационных технологий в процессе воспитания гражданственности молодежи // Вестн. Волгоград. филиала МУПК. - 2003. - Вып. 6. - С. 62-67.
15. Куршев А.В. Гражданственность личности как черта характера // Сиб. пед. журн. 2015. № 3. С. 26-32.....36