ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Понятие имиджа в литературных источниках 7
1.2. Психолого-педагогические особенности имиджа учителя физической
культуры 14
1.3. Подходы к формированию имиджа учителя физической культуры 24
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1. Методы и методики исследования 33
2.2. Организация исследования 34
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 38
3.1 Программа формирования имиджа современного учителя физической культуры 38
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования имиджа учителя
физической культуры 42
Заключение 53
Список использованных источников 56
Физическая культура, являясь частью общей культуры, выступает важным фактором развития личности, а здоровье человека, по определению М.Я. Виленского и А.Н. Пиянзина, становится «ключевым условием оптимальной жизнедеятельности, ведущим критерием социального прогресса и гуманизации общества». Физическая культура является и эффективным средством профилактики девиантного поведения подростков, так как активная физическая деятельность, направленная на достижение спортивных результатов, повышение уровня физических кондиций, занимает доминирующее место в мотивационной структуре подростков.
Несмотря на всеобщее признание ценности и значимости физической культуры для развития личности, ее воспитательный потенциал остается не в полной мере реализованным при организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. И во многом это зависит от личности учителя физической культуры, его профессиональной и общекультурной компетентности, с одной стороны, а с другой - от сформированных в обществе стереотипов как по отношению к личности учителя, так и к уроку физической культуры.
К сожалению, социальный статус профессии учителя физической культуры все еще недостаточно высок, что не может не сказаться на отношении обучающихся и их родителей к занятиям физической культурой.
В данной ситуации налицо противоречие между направлением социальной политики государства на создание условий для сохранения, укрепления здоровья личности, развития ее духовных и физических потенций и низким социальным статусом специалиста, учителя физической культуры, который и призван обеспечить решение данных задач.
Эффективность решения задач физического воспитания подрастающего поколения во многом определяется не только профессионализмом специалистов данной сферы, но и уверенностью общества в том, что они (специалисты) способны справиться со столь сложной и важной для общества задачей. Такое доверие в массовом сознании людей формируется на основе общественного мнения о профессии и ее представителях, т.е. сложившегося имиджа.
Имидж учителя - это один из основных средств реализации принципов саморазвития личности. Так, положительный имидж современного учителя тесно связано с его профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством, психолого-педагогической культурой и личностными и профессионально значимыми качествами.
Формировать положительный имидж учителю необходимо значительно больше, чем специалистам других профессий, ведь учитель формирует имидж своих учеников. Учитель для них - эталонная модель. Учителями должны быть лучшие представители общества. Каждый учитель должен быть яркой личностью, потому что благодаря своей личности, он привлекает учащихся, развивает интерес к своему предмету.
Отдельные аспекты проблемы формирования профессиональнопедагогического имиджа учителя в определенной степени освещены учеными, которые исследовали: психологию индивидуальности (Б. Ананьев, В. Мерлин, Е. Рогов и др.); особенности становления «Я-концепции» личности (Р. Бернс, А. Маслоу, К. Роджерс); концептуальные основы и практический инструментарий имиджелогии (П. Берд, Л. Браун, Ф. Джефкинс и др.); сущность профессионального имиджа специалиста и особенности его эффективной самопрезентации (И. Алехина, В. Бебик, М. Вудкок и др.); формирования педагогического имиджа и «профессионального образа Я» будущего педагога (И. Зязюн, В. Сухомлинский и др.).
Профессиональная компетентность, сформированные
профессиональные качества позволяют работнику эффективно выполнять свои профессиональные действия, и именно они детерминируют имидж специалиста любой сферы, в том числе и учителя физической культуры [10].
Создание положительного образа транслируется в сознание людей, в результате в массовом сознании формируется не только определенный образ учителя физической культуры, но и отношение к нему на основе уже кем-то оцененного образа. Поэтому формирование положительного образа о профессии и ее представителях требует серьезного осознанного подхода.....
В психолого-педагогических источниках имидж (англ. Image - образ) трактуют как: представление о человеке, которое формируется на основе его внешнего вида, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков и т.д.; - образ (лица, явления, предмета), который формируется целенаправленно и должен иметь эмоционально-психологическое воздействие на кого-то с целью популяризации, рекламы и т.п.
Имидж педагога - это образ одного учителя, который сознательно или случайно выбирает определенную манеру поведения, индивидуальный стиль деятельности, внешне проявляющийся через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений и мимики, эстетически оформленный одеждой, макияжем и другими атрибутами внешности, а также через предметно-пространственную среду, в которой он осуществляет свою деятельность.
Профессиональный имидж современного педагога - сложное психолого-педагогическое явление, а потому в перспективе требует подробных исследований, как личностный феномен и как явление создания коллективного образа.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что имидж учителя физической культуры - это сформировавшееся мнение о нем и его профессиональной деятельности у людей в результате информации, полученной от других людей или средств массовой информации, непосредственного контакта с представителями данной профессии. Корректное применение имиджформируюшей информации позволяет создать положительный имидж учителя физической культуры в массовом сознании людей, сформировать позитивное отношение к физической культуре как ценностной составляющей воспитания подрастающего поколения.
Экспериментальное исследование выявило следующие характеристики имиджа учителя физической культуры:
К внутренним показателям имиджа учителя физической культуры педагоги отнесли: объективность оценки обучающихся, личные и
профессионально-важные качества учителя, профессионализм (совокупность профессиональных компетенций и мастерство, харизматичность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию). К внешним показателям имиджа учителя физической культуры отнесли внешний вид.
Учитель физической культуры характеризуется следующими составляющими внешней составляющей имиджа: На высоком уровне поддерживает дисциплину и порядок, стремится к профессиональному совершенствованию, стимулирует обучающихся к физической активности. В умеренной степени стремится поддерживать интерес к уроку физической культуры через включение в уроки дополнительного материала и методов обучения.
Психологический портрет учителя физической культуры представлен следующими характеристиками: выражена гуманистическая направленность деятельности учителя, преобладает благополучное психоэмоциональное состояние, позитивное самовосприятие. Используемый стиль педагогической деятельности учителя физической культуры представляет собой сочетание авторитарного и демократического стиля, преобладание высокого уровня субъективного контроля, принимает ответственность на себя.
Формирование имиджа учителя физической культуры в своей основе имеет несколько направлений:
Направление 1 - актуализация мотивации формирования
профессионального имиджа.
Направление 2 - формирование внешних компонентов имиджа учителя физической культуры
Направление 3 - формирование внутренних компонентов имиджа
учителя физической культуры
1. Для актуализации потребности в формировании имиджа учителя физической культуры, посвящены следующие мероприятия: семинар- практикум на тему «Понятие и составляющие имиджа учителя физической культуры», лекция «Через имидж - к успеху»....
1. Адольф В.А., Саволайнен Г.С. Педагогическое образование в контексте развития физической культуры, спорта и здоровья// Педагогика.2020. №3. С.83-90.
2. Адольф В.А., Ситничук С.С., Черепанова А.И. Изучение отношения обучающихся к здоровому образу жизни (на примере общеобразовательных школ Кохульского района Красноярского края) //Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2019. №4[50]. C.6-13.
3. Адольф В.А., Фоминых А.В., Адольф К.В. Социализация обучающихся через вовлечение в спортивную деятельность// Воспитание школьников. 2020. №2. С.20-24.
4. Адольф В.А., Адольф К.В., Адольф К.В. Развитие физической культуры, спорта и здоровья в условиях цифровизации общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий» Абакан. 29.11.19. С.3-8.
5. Адольф В.А., Бакшеева З.К., Степанова И.Ю., Зайцева М.С., Озерец И.Г. Новые компетенции педагога для нового ученика. Часть 1. Теоретический аспект / монография / [Электронный ресурс] Электрон. дан. Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. - Загл. с экрана. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. (дата обращения 18.02.2020).
6. Акопян А.А. Имидж учителя как важный компонент педагогической культуры // Universum: психология и образование. 2018. № 5 (47). С. 14-16.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
8. Бегидова С.Н. Имиджмейкинг учителя физической культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 1 (213). С. 155-164.
9. Бегидова С.Н., Агошкова О.В., Манжос Л.В. Имиджформирующие характеристики современного педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. №1 (233). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/imidzhformiruyuschie-harakteristiki- sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 24.02.2020).
10. Белова Е.Н. Формирование имиджа педагога в процессе профессиональной подготовки. Казань, 2002. 94 с.
11. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Файзрахманов И.И. Социальнопсихологические особенности представления об имидже учителя физической культуры // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. 2015. С. 146-148.
12. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: автореф. Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск. 2007. 28 с.
13. Вечедов Д.М. Формирование имиджа учителя в процессе обучения студентов в колледже / Д.М. Вечедов, А.Д. Вечедова // Среднее профессиональное образование. 2011. № 5. С. 64-67.
14. Гайдук Н.А. Педагогические аспекты формирования
профессионального имиджа будущих учителей физической культуры / Н.А. Гайдук // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2008. № 11. С. 79-81.
15. Глузман Н.А. Формирование профессионального имиджа
социального педагога // Образование и наука. 2017. №9. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-imidzha- sotsialnogo-pedagoga (дата обращения: 24.01.2020).....49