ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗДОРОБЕСБЕРЕГАЮЩИЙ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДСТВАМИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста 8
1.2. Средства и методы формирования здоровьесберегающей среды у детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Методы контроля за физическим развитием детей старшего дошкольного возраста...29
1.4. Методы исследования 32
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОВЕРКА ИХ
ЭФФЕКТИВНОСТИ 34
2.1. Обоснование и разработка средств по обеспечению здоровьесберегающей среды у
детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Проверка разработанных средств по формированию здоровьесберегающей среды у
детей старшего дошкольного возраста 42
ВЫВОДЫ 49
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 50
Список литературы: 51
Приложение А 60
Приложение Б 65
Формирование здоровья дошкольников, полноценное развитие их организма - одна из проблем в современном обществе. Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья дошкольников за последние 10 лет.
Медики, родители, педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается, в первую очередь нервной системы и опорно - двигательного аппарата.
Количество детей с хронической патологией возросло в 2 раза, а детей, которые не имеют отклонения в состоянии здоровья снизилось в 3 раза.
Среди хронических заболеваний преобладают болезни органов дыхания, костно - мышечной системы, аллергические заболевания и заболевания органов пищеварения.
Примерно 15 - 20% дошкольников страдают психическими
расстройствами. 30 - 40% детей составляют группу риска по развитию психических нарушений (неврозы, нарушение сна).
Оценка физического развития показала, что большинство детей развивается гармонично, но отмечается тенденция к снижению гармоничного развития детей.
Значительное число детей имеют низкие показатели основных двигательных способностей: быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, сила.
У значительной части детей, которые не посещают дошкольные учреждения наблюдается замедленное развитие нервно - психического развития (наглядно - образное мышление, произвольная память) - все это отражается на психолого - педагогических параметрах готовности ребенка к школе.
В дошкольном образовательном учреждении необходимо стремиться к сохранению и укреплению здоровья не только детей в целом, но и каждого отдельного ребенка. Формирование ценностных установок на здоровый образ жизни должно рассматриваться как индивидуальная жизненная потребность ребенка.
Практически не созданы условия для формирования
здоровьесберегающей среды. Недостаточная двигательная активность детей влечет за собой снижение у них умственной и физической работоспособности, а это серьёзная угроза не только здоровью, но и формированию растущего организма.
Сложившаяся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно - гигиенические нормы и проводит нормирование двигательных способностей и навыков.
Единая основа проблем физического и нервно - психического развития детей обуславливает создание условий развития ребенка. В настоящее время общая проблема расчленена на две составляющие. Деятельность инструкторов физической культуры направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно - двигательного аппарата, основных двигательных способностей (координация, сила, быстрота, выносливость, гибкость), умений и навыков. Вторая составляющая - нервно
• психическая - обычно отделена от первой, от движения, и отдана педагогам
• психологам.
Однако полноценные программы развития даже этих составляющих к настоящему времени не сформированы.
В нашем исследовании сделана попытка объединить эти две составляющие целостного процесса и совместить их со средовым развивающим подходом.
Полноценное физическое развитие, двигательных способностей, оптимального двигательного стереотипа через развивающее движение неразрывно связаны с гармоничной последовательной организацией нервной системы ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.
Таким образом, программа дошкольного образования должна быть направлена на физическое и нервно - психическое развитие.....
1. Изучив литературу по данной теме, было выявлено, что дошкольный возраст - особенно важный, ответственный период, отличающийся пластичностью и лабильностью нервной системы организм, имеющую высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
2. Разработаны средства и методы по обеспечению здоровьесберегающей среды на занятиях физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста.
3. С помощью математической обработки были получены данные. После эксперимента показатели симптомакомплекса «конфликтность» снизились в экспериментальной группе на 29,2%. В контрольной группе выраженность данного симптомакомплекса снизилась на 17,4%; «трудность в общении», снизились в экспериментальной группе на 10,3%, а в контрольной группе на 6,7%.; «депрессивность», можно увидеть, что в экспериментальной группе следует отметить, что они снизились на 29,2%, а в контрольной группе на 21,7%; «незащищенность», можно увидеть, что они снизились в экспериментальной группе на 14,1%, а в контрольной группе на 7,9%; «тревожность», ее уровень снизился в экспериментальной группе на 29,5%, а в контрольной на 18,6%; «недоверие к себе» в контрольной группе он имел большую выраженность по сравнению с экспериментальной группой, снизился на 13%, а в экспериментальной на 25%; «чувство неполноценности» можно увидеть, что они снизились в экспериментальной группе на 30,4%, а в контрольной на 22,7%; «враждебность», можно увидеть, что они снизились в экспериментальной группе на 28,9%, а в контрольной на 23,1%.
1. Адольф В. А., Савчук А. Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 256 с.
2. Адольф В.А., Ильин А.С. Модель информационно-педагогического обеспечения деятельности педагога по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1 [39]. - С. 50-55.
3. Аверин, Вячеслав Афанасьевич. Психология развития детей
дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / В. А. Аверин. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - 64 с. - ISBN 58016-0203-8: 24.00 р.
1. Алферов, Алексей Дмитриевич. Психология развития школьников [Текст]: учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 384 с. - ISBN 5-222-01226-3: 145.00; 49.00 р., 58.00 р., 56.00 р.
2. Болонов, Геннадий Павлович. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга [Текст]: методические рекомендации / Г. П. Болонов. - М.: Сфера, 2003. - 160 с. - Библиогр.: с. 158. - ISBN
3. Боровская, Ирина Константиновна. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития [Текст]: пособие для работы с детьми: В 2ч. Ч.1. Для младшего и среднего дошкольного возраста / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 36 с.: ил. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 5691-01108-1: 50 р.
4. Велиева, Светлана Витальевна. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / С.
В. Велиева. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с. - (Практикум по
психодиагностике). - Библиогр.: с. 187-190. - ISBN 5-9268-0333-0: 85.00 р., 85 р.
5. Глейберман, Абрам Нахманович. Упражнения с набивным мячом [Текст]: сборник / А. Н. Глейберман. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 160 с.: ил. - (Спорт в рисунках). - ISBN
6. Глазырина, Лариса Дмитриевна. Физическая культура - дошкольникам: Старший возраст [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 264 с. - ISBN 5-691-00257-0: 46 р.
7. Дубовик, Евгения Юрьевна. Тревожность у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Дубовик. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2006. - 111, [1] с.: ил.
8. Индивидуально-личностное развитие детей дошкольного, младшего
школьного и подросткового возраста [Текст]: материалы XII
Всероссийской научно-практической конференции педагогов, психологов. Красноярск, 15-17 февраля 2010 г.: в 2 т. Т. 2 / отв. ред. О. В. Груздева; ред. кол. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 248 с. - 120.00 р., 120 р.
9. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации / Л. М. Шипицына [и др.]; ред. Л. М. Шипицына. - СПб. : Речь, 2003. - 240 с. - (Практическая психология и психотерапия). - Библиогр.: с. 227-231. - ISBN 5-9268-0172-9: 66.00 р.
10. Научно - практический журнал Инструктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения. № 1, 2010.
11. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / ред. З. М. Казина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2011. - 355 с. - ISBN 978-5-7148-0358-1: 180 р.
12. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / И. К. Шилкова [и др.]; ред. М. М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 336 с. - (Здоровьесберегающая
педагогика). - ISBN 5-691-00806-4: 12.00 р., 115.00 р.
13. Калинина, Румия Рашидовна. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения [Текст] : 2-е изд. доп. и перераб. / Р.Р. Калинина. - СПб.: Речь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-92680060-9: 65 р.
14. Козлова, Светлана Акимовна. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. - 416 с. - (Среднее профессиональное образование). - Библиогр.: с. 409-413. - ISBN 5-76952599-1 : 196.00 р.
15. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации / Л. М. Шипицына [и др.]; ред. Л. М. Шипицына. - СПб. : Речь, 2003. - 240 с. - (Практическая психология и психотерапия). - Библиогр.: с. 227-231. - ISBN 5-9268-0172-9: 66.00 р.....54