РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Сущность проблемы в теории и
практике 8
1.2. Значимость самостоятельной работы в процессе подготовки
специалистов 17
1.3. Основные подходы к разработке модели организации
самостоятельной работы
обучающихся 26
2. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Моделирование процесса самостоятельной работы
обучающихся.. ..33
2.2. Методическое сопровождение обучающихся в самостоятельной
работе 43
2.3. Подготовка специальной документации по созданию методической
базы для самостоятельной работы
обучающихся 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
1. Рабочая программа 64
2. Технологическая карта 65
3. График самостоятельной работы студентов 66
4. Аттестационный вкладыш в зачетную книжку студента 67
5. Листок аттестации 68
6. Сводная аттестационная ведомость
студентов 69
7. Дневник работы над дипломным проектом 70
8. Портфолио студента 71
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Сущность проблемы в теории и
практике 8
1.2. Значимость самостоятельной работы в процессе подготовки
специалистов 17
1.3. Основные подходы к разработке модели организации
самостоятельной работы
обучающихся 26
2. ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1. Моделирование процесса самостоятельной работы
обучающихся.. ..33
2.2. Методическое сопровождение обучающихся в самостоятельной
работе 43
2.3. Подготовка специальной документации по созданию методической
базы для самостоятельной работы
обучающихся 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
1. Рабочая программа 64
2. Технологическая карта 65
3. График самостоятельной работы студентов 66
4. Аттестационный вкладыш в зачетную книжку студента 67
5. Листок аттестации 68
6. Сводная аттестационная ведомость
студентов 69
7. Дневник работы над дипломным проектом 70
8. Портфолио студента 71
Новые тенденции развития российского образования, сближение его с европейской образовательной системой, ускорение темпов развития общества, интеллектуализация труда и возрастание роли человеческого капитала обусловили собой переход в профессиональном образовании от квалификационного подхода к компетентностно-ориентированному. Именно на последнем строятся федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые в свою очередь являются основой формирования новой модели выпускника профессионального образовательного учреждения.
В связи с этим перед педагогом в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов определенным наукам, а научить их учиться, формулировать и решать проблемы, анализировать и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что организация самостоятельной работы является одним из важнейших вопросов в условиях реализации компетентностной модели образования. Это связано как с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, так и с современным пониманием образования как жизненной стратегии личности. Мотивация к непрерывному образованию, общекультурные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного трудоустройства и реализации жизненных планов.
Объект: процесс профессионального обучения студентов.
Предмет: документационное обеспечение самостоятельной работы студентов в современной образовательной среде.
Цель данной работы: теоретически обосновать и разработать документационное обеспечение организации и управления самостоятельной работы студентов колледжа.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблемы в теории и практике организации самостоятельной работы.
2. Определить роль самостоятельной работы в процессе подготовки специалистов.
3. Рассмотреть подходы к организации модели процесса самостоятельной работы обучающихся.
4. Разработать пакет документационного обеспечения организации и управления самостоятельной работы студентов СПО.
Основными методами, которые использовались в работе являются:
1. Метод анализа. При его помощи была изучена литерутура посвященная самостоятельной работе студентов, её видам, способам мотитивации к самообразованию и самоорганизации, основным этапам процесса планирования и т.д.
2. Метод синтеза позволил выделить литературу и источники, максимально раскрывающие тему.
3. Метод моделирования позволил исследовать документацию для организации самостоятельной работы и на её основе разработать пакет необходимых документов. В данном случае пакет документов выступает в роли модели.
При написании выпускной квалификационной работы была исследована различная литература. Важную роль в написании работы сыграло учебное пособие Е.Д. Жуковой , в котором она описывает этапы развития самостоятельной работы, её виды, критерии оценки, большое внимание уделяет личностно-ориентированному подходу и способам мотивации.
З.А. Абасов . отмечает важность самостоятельной работы в современном мире, её влияние на развитие важных качеств личности, не только учебных, он указывает содержание деятельности педагога и обучающегося на этапах работы, в очень удобной для восприятия таблице. Рекомендации по содержанию работы и их трудоемкость также представлены в работах Т.А. Бельчика . Аспекты, на которые нужно обратить особое внимание при планировании самостоятельной работы перечислены в работах Т.Г. Аргуновой и Е.Я. Городецкой
Е.Д. Жарова , В.Г. Григорян, П.Г. Химич . уделяют большое внимание роли преподавателя в эффективности самостоятельной работы, отмечают важность примера педагога, его подготовки к занятиям, разработки методических указаний.
Многие авторы отмечают, что для достижения требований компетентностного подхода большое значению имеют виды самостоятельной работы, их разнообразие, новизна, поэтому особое внимание в работе было уделено методам проектирования и решения кейсов, о которых в своих работах писали Т.Г. Аргунова , О.Н. Большакова , О.Н. Ефремова , Н.В. Матяш , и другие.
Для разработки документационного обеспечения организации и управления самостоятельной работы студентов были изучены методические рекомендации различных колледжей и ВУЗов, большое внимание привлеки рекомендации Российского государственного гуманитарного университета, в которых представлены традиционные и инновационные виды самостоятельной работы, указана их трудоемкость, формы контроля и оценки, а также методические рекомендации налогового колледжа в г. Москва , в которых отмечается значимость самостоятельной работы в структуре ФГОС третьего поколения, элементы, требующие особого внимания.
В ходе анализа литературы, посвященной теме самостоятельной работы студентов, было отмечено, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению аспектов данного вида работы, разрабатываются методики, различные рекомендации, но к сожалению, современные реалии таковы, что самостоятельной работе уделяется всё большее внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах , увеличивается трудоемкость, внедряется компетентностных подход, который предусматривает усиление практикоориентированной составляющей, она упоминается в стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 , как ключевая в формировании необходимых компетенций, но на практике используются устаревшие виды самостоятельной работы, эффективность которых не отвечает современным требованиям.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы обусловили выбор её структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений, в которых представлены документы обеспечивающие организацию всех видов самостоятельной работы.
В связи с этим перед педагогом в системе среднего профессионального образования стоит задача не просто научить студентов определенным наукам, а научить их учиться, формулировать и решать проблемы, анализировать и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что организация самостоятельной работы является одним из важнейших вопросов в условиях реализации компетентностной модели образования. Это связано как с увеличением доли самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, так и с современным пониманием образования как жизненной стратегии личности. Мотивация к непрерывному образованию, общекультурные и профессиональные компетенции становятся необходимым ресурсом личности для успешного трудоустройства и реализации жизненных планов.
Объект: процесс профессионального обучения студентов.
Предмет: документационное обеспечение самостоятельной работы студентов в современной образовательной среде.
Цель данной работы: теоретически обосновать и разработать документационное обеспечение организации и управления самостоятельной работы студентов колледжа.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить проблемы в теории и практике организации самостоятельной работы.
2. Определить роль самостоятельной работы в процессе подготовки специалистов.
3. Рассмотреть подходы к организации модели процесса самостоятельной работы обучающихся.
4. Разработать пакет документационного обеспечения организации и управления самостоятельной работы студентов СПО.
Основными методами, которые использовались в работе являются:
1. Метод анализа. При его помощи была изучена литерутура посвященная самостоятельной работе студентов, её видам, способам мотитивации к самообразованию и самоорганизации, основным этапам процесса планирования и т.д.
2. Метод синтеза позволил выделить литературу и источники, максимально раскрывающие тему.
3. Метод моделирования позволил исследовать документацию для организации самостоятельной работы и на её основе разработать пакет необходимых документов. В данном случае пакет документов выступает в роли модели.
При написании выпускной квалификационной работы была исследована различная литература. Важную роль в написании работы сыграло учебное пособие Е.Д. Жуковой , в котором она описывает этапы развития самостоятельной работы, её виды, критерии оценки, большое внимание уделяет личностно-ориентированному подходу и способам мотивации.
З.А. Абасов . отмечает важность самостоятельной работы в современном мире, её влияние на развитие важных качеств личности, не только учебных, он указывает содержание деятельности педагога и обучающегося на этапах работы, в очень удобной для восприятия таблице. Рекомендации по содержанию работы и их трудоемкость также представлены в работах Т.А. Бельчика . Аспекты, на которые нужно обратить особое внимание при планировании самостоятельной работы перечислены в работах Т.Г. Аргуновой и Е.Я. Городецкой
Е.Д. Жарова , В.Г. Григорян, П.Г. Химич . уделяют большое внимание роли преподавателя в эффективности самостоятельной работы, отмечают важность примера педагога, его подготовки к занятиям, разработки методических указаний.
Многие авторы отмечают, что для достижения требований компетентностного подхода большое значению имеют виды самостоятельной работы, их разнообразие, новизна, поэтому особое внимание в работе было уделено методам проектирования и решения кейсов, о которых в своих работах писали Т.Г. Аргунова , О.Н. Большакова , О.Н. Ефремова , Н.В. Матяш , и другие.
Для разработки документационного обеспечения организации и управления самостоятельной работы студентов были изучены методические рекомендации различных колледжей и ВУЗов, большое внимание привлеки рекомендации Российского государственного гуманитарного университета, в которых представлены традиционные и инновационные виды самостоятельной работы, указана их трудоемкость, формы контроля и оценки, а также методические рекомендации налогового колледжа в г. Москва , в которых отмечается значимость самостоятельной работы в структуре ФГОС третьего поколения, элементы, требующие особого внимания.
В ходе анализа литературы, посвященной теме самостоятельной работы студентов, было отмечено, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению аспектов данного вида работы, разрабатываются методики, различные рекомендации, но к сожалению, современные реалии таковы, что самостоятельной работе уделяется всё большее внимание в Федеральных государственных образовательных стандартах , увеличивается трудоемкость, внедряется компетентностных подход, который предусматривает усиление практикоориентированной составляющей, она упоминается в стратегии развития образования в Российской Федерации до 2025 , как ключевая в формировании необходимых компетенций, но на практике используются устаревшие виды самостоятельной работы, эффективность которых не отвечает современным требованиям.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы обусловили выбор её структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений, в которых представлены документы обеспечивающие организацию всех видов самостоятельной работы.
В современном динамично развивающемся обществе требуются люди инициативные и самостоятельные, легко адаптирующиеся к новым условиям. В связи с этим одной из главных задач среднего профессионального образования является формирование творческой личности специалиста, способной к саморазвитию. Одним из решений данной задачи является переход от традиционной модели обучения, основанной на передаче готовых знаний от преподавателя к студенту, где основная деятельность обучающегося заключается в решении теоретических и практических задач, с четкой формулировкой и готовым набором действий, к инновационной, предполагающей развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, его способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения.
Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, способного критически мыслить, планировать свои самостоятельные действия, умеющего проявлять инициативу, формулировать проблему, анализировать пути ее решения, находить оптимальный результат и доказывать его правильность, а также успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
Более успешно освоить компетенции, необходимые для реализации будущей профессиональной деятельности позволяет качественно организованная самостоятельная работа обучающихся. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности, творческого и креативного подхода к решению стоящих перед ними задач. Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Эти разновидности имеют свои особенности и специфику, которые необходимо учитывать при выборе заданий.
По мнению многих ведущих специалистов самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Именно ее считают одним из наиболее эффективных способов активации познавательной деятельности учащихся.
Одной из главных задач организации самостоятельной работы является создание условий, повышающих эффективность формирования профессиональных компетенций обучающихся. К данным условиям можно отнести следующие:
• структурирование учебного материала;
• разработку и применение системы развивающих учебных заданий;
• внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки;
• осуществление мониторинга процесса и результатов учебной деятельности.
Перечисленные условия позволяют развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и закономерности. Мотивация учебной деятельности будущих специалистов может быть усилена разъяснением значимости учения, необходимости и важности саморазвития, а также подготовкой к предстоящей профессиональной деятельности.
Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю. Основная его задача состоит в том, чтобы развить лучшие качества студента, его творческие способности, привить навыки поисковой работы, научить анализировать и критически оценивать полученную информацию. Для этого он должен так организовать учебный процесс и деятельность обучающихся, чтобы они шли к выполнению поставленной цели, без его непосредственного руководства. В этом случае студенты сами самостоятельно выполняют задания, а преподаватель выступает только в роли консультанта, направляя их деятельность в нужное русло.
Большое значение в процессе подготовки заданий для самостоятельной работы имеет разработка указаний и рекомендаций по её выполнению. Кроме того, необходимо создание документации, позволяющей систематизировать и контролировать самостоятельную работу студентов, обеспечивать возможность прогнозирования и контроля качества образования. Именно поэтому в методической части данной работы внимание уделялось анализу существующих в различных колледжах и ВУЗах комплексов организационной документации и создании на их основе пакета документов, элементы которого позволят повысить эффективность использования данного вида учебной деятельности и удовлетворить требования компетентностного подхода.
Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного творца, способного критически мыслить, планировать свои самостоятельные действия, умеющего проявлять инициативу, формулировать проблему, анализировать пути ее решения, находить оптимальный результат и доказывать его правильность, а также успешно находить выход из сложившихся, зачастую, нестандартных ситуаций.
Более успешно освоить компетенции, необходимые для реализации будущей профессиональной деятельности позволяет качественно организованная самостоятельная работа обучающихся. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности, творческого и креативного подхода к решению стоящих перед ними задач. Самостоятельная работа подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Эти разновидности имеют свои особенности и специфику, которые необходимо учитывать при выборе заданий.
По мнению многих ведущих специалистов самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а его основой. Именно ее считают одним из наиболее эффективных способов активации познавательной деятельности учащихся.
Одной из главных задач организации самостоятельной работы является создание условий, повышающих эффективность формирования профессиональных компетенций обучающихся. К данным условиям можно отнести следующие:
• структурирование учебного материала;
• разработку и применение системы развивающих учебных заданий;
• внедрение в учебный процесс активных и интерактивных методов их подготовки;
• осуществление мониторинга процесса и результатов учебной деятельности.
Перечисленные условия позволяют развивать у студентов способности мыслить концептуально, видеть не только отдельные явления и события, но и уметь находить в них общие связи и закономерности. Мотивация учебной деятельности будущих специалистов может быть усилена разъяснением значимости учения, необходимости и важности саморазвития, а также подготовкой к предстоящей профессиональной деятельности.
Решающая роль в организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю. Основная его задача состоит в том, чтобы развить лучшие качества студента, его творческие способности, привить навыки поисковой работы, научить анализировать и критически оценивать полученную информацию. Для этого он должен так организовать учебный процесс и деятельность обучающихся, чтобы они шли к выполнению поставленной цели, без его непосредственного руководства. В этом случае студенты сами самостоятельно выполняют задания, а преподаватель выступает только в роли консультанта, направляя их деятельность в нужное русло.
Большое значение в процессе подготовки заданий для самостоятельной работы имеет разработка указаний и рекомендаций по её выполнению. Кроме того, необходимо создание документации, позволяющей систематизировать и контролировать самостоятельную работу студентов, обеспечивать возможность прогнозирования и контроля качества образования. Именно поэтому в методической части данной работы внимание уделялось анализу существующих в различных колледжах и ВУЗах комплексов организационной документации и создании на их основе пакета документов, элементы которого позволят повысить эффективность использования данного вида учебной деятельности и удовлетворить требования компетентностного подхода.
Подобные работы
- Развитие профессиональных компетенций студентов при изучении специальных дисциплин в профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗДЕЛА «ТРАНСМИССИЯ АВТОМОБИЛЯ» ДИСЦИПЛИНЫ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - КОМПЛЕКТОВАНИЕ АРХИВА ФОНДА «ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЦЕНТР Б.Н. ЕЛЬЦИНА»
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы управления персоналом в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ЗАДАНИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2020 - Нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности по физике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018



