Введение 3
Глава 1. Одаренность: особенности личности одаренного ребенка
1.1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок 5
1.2. Виды одаренности и методы выявления одаренных детей 7
1.3. Признаки и формы работы с детьми. Концептуальные модели 14
Выводы по 1-ой главе
Глава 2. Методика и технология разработки заданий для одаренных детей на уроках информатики
2.1. Методические рекомендации 27
2.2. Опытно - экспериментальная работа 42
Выводы по 2-ой главе
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение 1. Задание к фрагменту урока №1 54
Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносторонняя личность, способная жить и совершенствоваться в условиях информационного общества.
В психологии существует множество подходов к осмыслению термина «одаренный ребенок». За основу можно взять определение, согласно которому одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности» [1, с. 15]. Характер развития одарённых детей, уровень и качественное своеобразие - это всегда результат сложного взаимодействия
наследственности (естественных задатков) и социокультурной среды.
Наше время - это время перемен. В настоящее время обществу нужны дети, умеющие принимать нестандартные решения, способные мыслить творчески. А кто, если не те дети, которые имели отличную успеваемость в школе, довольно высокий уровень умственных способностей, наиболее активно выражали себя, поможет в этом. Все это - это качества, присущие одаренным людям, одаренным детям [4, с. 16].
Значимость учителя - рассмотреть и выявить «одарённость» ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебной деятельности. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные (естественные) данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет согласно сравнению более высокие интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда.
Объектом дипломной работы являются одаренные обучающиеся в условиях обучения информатики.
Предмет - процесс выявления и развития одаренности детей на уроках информатики.
Цель - обобщить методики выявления одаренных детей и систематизировать методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках информатики.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Проанализировать вопросы теории и практики работы с одаренными детьми в учебном процессе.
2. Выявить и обосновать особенности организации процесса обучения одаренных детей.
3. Систематизировать методические рекомендации по организации учебного процесса одаренных детей на уроках информатики и разработать фрагменты уроков.
4. Провести опытно-экспериментальную работу на базе реальной школы.
В ходе написания дипломной работы были использованы методы:
1. Анализ научной, учебной, нормативной литературы.
2. Педагогическое наблюдение, экспертная оценка и самоанализ проведенных занятий.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
По материалам дипломной работы нами была сделана публикация на конференции: Современная Образовательная среда: теория и практика. Пройдена апробация в МБОУ «Приобской общеобразовательной средней (полной) школе».
Каждый человек имеет талант. Но достижения успеха человека полностью зависит от того, будет ли выявлен этот талант (одаренность), помогут ли родители развить его и помочь применить его во взрослой жизни. Зависит от этого и успех самого общества. Работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Этот процесс требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Для того чтобы учащийся пытался динамично улучшать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь учителя, который поднимет творческую индивидуальность своего обучающегося и даст возможность ей раскрыться в различной деятельности. Накапливание каждым ребенком опыта самостоятельной творческой деятельности подразумевает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных форм деятельности.
В ходе выполнения дипломной работы была достигнута выше поставленная цель - обобщены методики выявления одаренных детей и систематизированы методические рекомендации по работе с одаренными детьми на уроках информатики.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1. Проанализированы вопросы теории и практики работы с одаренными детьми в учебном процессе.
2. Выявлены и обоснованы особенности организации процесса обучения одаренных детей.
3. Систематизированы методические рекомендации по организации учебного процесса одаренных детей на уроках информатики и разработать фрагменты уроков.
4. Проведен педагогический эксперимент на базе реальной школы.
Данные методические рекомендации могут быть использованы учителем на уроках информатики, а также на факультативных занятиях, спецкурсах и для индивидуальной работы с учащимся.
1. Грабовский, А.И. К вопросу о классификации видов детской одарённости [Текст]: статья/ А.И. Грабовский; Педагогика: Научно-педагогический
журнал - №8, 2003. - с. 18.
2. Лебедева, В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. Учителю об одарённых детях (пособие для учителя) [Текст]: под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 354.
3. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст]: Д. Б. Богоявленская - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - с. 68.
4. Бердышев, Н. Е. Особенности работы с одаренными детьми на уроках информатики [Текст]: статья/ Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.-2016. - c. 29.
5. Савенков, А.И. Одаренные дети в школе и дома [Текст]: методическое пособие/ А.И. Савенков; Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - с. 272.
6. Савенков, А.И. Что такое детская одаренность? [Текст]: учеб. пособие/ А.И. Савенков; Школьный психолог. № 32. 2004. - с. 440.
7. Способности и одаренность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.io.nios.ru/articles2/81/34/sposobnosti-i-odarennost (Дата обращения: (14.03.2018).
8. Джумагулова, Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]: детская психология/ Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева; Спб. 2009. - с. 160.
9. Аллай, В.В. Исследования проблемы развития творческого потенциала личности [Текст]: статья/ Педагогический журнал. №1. 2005. - с. 72.
10. Признаки одаренности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.psyoffice.ru/3-0-difpsi-00010.htm (Дата обращения: 19.03.2018).
11. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников [Текст]: / Н.С. Лейтес - М.: Академия, 2000. - с. 102.
12. Содержание методической работы в школе [Электронный ресурс]. - Режимgостуnа:https://studwood.ru/2282100/pedagogika/model_bluma_taksonomi ya_tseley_obucheniya (Дата обращения: 19.03.2018).
13. Матюшкин, А.М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети [Текст]: Под ред. А.М. Матюшкин, Д. Сиск; Москва, Академия, № 4, 2005. - с. 47.
14. Бурменской, Г.В. Одаренные дети [Текст]: учеб.пособие/ Г.В. Бурменской; М.: Прогресс, 1991. - с. 376.
15. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст]: методическое пособие/ Ю.З. Гильбух. - М.: Знание, 1991. - с. 34.
16. Лейтес, Н.С. Способность и одаренность в детские годы [Текст]: методическое пособие/ Н.С. Лейтес - М., 1984.- с. 54.
17. Инновационные подходы к обучению одаренных детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (Дата
обращения: 23.04.2018).
18. Бабаева, Ю.Д. Динамическая теория одаренности [Текст]: Современные концепции одаренности и творчества/ под ред. Д. Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - с. 97.
19. Дик, Н.Ф. От одаренности - к творчеству. Научно-теоретические основы детской одаренности, ее развития и поддержки в образовательных учреждениях [Текст]: Н.Ф. Дик, Р.-н/Д.: Феникс, 2003. - с. 15.
20. История проблемы одаренности [Электронный ресурс].-Режим доступа:
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences- and-
reports-on-psychology/664-scientific-theoretical-conference-problems-of-gifted- students (Дата обращения 23.04.2018).
21. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения [Текст]: пособие для учителя/ А. В. Хуторской; М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - с. 320.
22. Федотова, Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми [Текст]: Н. К. Федотова; Вестник НГУ. Серия: Педагогика, Новосиб гос ун-т. 2008. - с. 56.
23. Жуков, Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. Одаренный ребенок [Текст]: методическое пособие/ Т.М.
Жуков, 2006. - с. 51
24. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников [Текст]: Завуч. 1998. - с. 37.
25. Доровской, А.И. В классе - одаренные дети: как с ними работать [Текст]:
A. И.Доровской; Народное образование. № 5. 2010.- с. 211.
26. Митин, А. Н. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми [Текст]: А. Н. Митин; ЛГО №4, 2000. -с. 32.
27. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста [Текст]: под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. - с. 128.
28. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege (Дата обращения 7.05.2018).
29. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст]: методическое пособие/ Э.А. Голубева,— М., 1993. - с. 324.
30. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Тескт]: учеб.пособие/. М., 1998. - с. 242.
31. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст]: методическое пособие/ М.В. Ермолаева, Москва - Воронеж, 2010. - с. 376.
32. Клименко, В. В. Психологические тесты таланта [Текст]: учеб.пособие/ В.
B. Клименко, Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 2006. - с. 414.
33. Лосева, А. А., Матюшкин А., М., Волков А. С. Психологическая диагностика одаренности [Текст]: методическое пособие/ А. А., Лосева, А., М., А. С. Матюшкин Волков; Москва, 2004. - с. 346.
34. Бабаева, Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб.пособие / под ред. Н. С. Лейтеса - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - с. 379.
35. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст]: методическое пособие/ Ф. Райс, СПб., 2010. - с. 112.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: С.Л Рубинштейн, Изд.: Питер 2002. - с. 720.
37. Бажович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]: возрастная психология / Л.И. Бажович; Педагогика, - М.: 1988. - с.
44.
38. Босова, Л.Л. Информатика [Текст]: учебник для 10 класса/ Л.Л. Босова; Бином, - Москва, 2014. - с. 150.
39. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко; Народное образование, - Москва, 1998. - 256 с.
40. Семакин, И.Г. Информатика [Текст]: методическое пособие/ И. Г. Семакин, М. С. Цветкова; Бином. Лаборатория знаний. - М., 2016. -160 с.
41. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 10 класс. Профильный уровень. [Текст]: методическое пособие/ Н.Д. Угринович 3-е изд., испр. - М.: 2008. - с. 387.