ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1. Коммуникативные умения как новые образовательные результаты.
6
1.2. Формирование коммуникативных умений как педагогическая
проблема 15
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативных умений
в процессе обучения математике 21
Глава 2.Методические аспекты формирования коммуникативных умений обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике 28
2.1. Формирование коммуникативных умений на уроках «открытие новых знаний» 28
2.2. Формирование коммуникативных умений на уроках
«общеметодологической направленности» 50
2.3. Организация и результаты эксперимента 67
Заключение 77
Библиографический список 79
Приложение 85
В двадцать первом веке мы столкнулись с новыми переменами. Активно развивается наука и техника, создаются все новые и новые технологии. Все эти нововведения сильно изменили жизнь современного человека, облегчили ее, сделали мобильнее. Но, несмотря на все это, с каждым днем знания обновляются быстрым темпом и, на протяжении жизни, человеку приходится часто переучиваться, осваивать новые профессии, общаться с разнообразными людьми. Сейчас мы видим, что людям трудно вести диалог с незнакомыми людьми, особенно при устройстве на работу, когда необходимо представить себя перед работодателем. Все трудности в общение начинаются еще с детства, большинство детей в школах не могут взаимодействовать в спонтанных группах или выстроить простой диалог. Подобные проблемы в основном связаны с недостаточным уровнем сформированности у детей коммуникативных умений.
Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей (Н. К. Крупская, М. С. Каган, И. Ю. Иванова, Ю. Ф. Филиппова и др.).
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Вот одно из них:
Коммуникативные умения - это освоенные личностью приемы, методы и способы восприятия и передачи коммуникативных сигналов.
Формирование коммуникативных умений является одним из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.
В ФГОС НОО установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования к которым относятся: 4 - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий . Научить школьника правильно формулировать вопросы и четко давать на них ответы, внимательно слушать и уметь участвовать в дискуссиях, давать комментарии высказываниям собеседников и аргументировать свое мнение, умение выражать эмпатию собеседнику, адаптировать свое высказывание к возможностям восприятия других людей - все это значит сформировать коммуникативные умения. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах Л.С. Выготского, А. В. Мудрика, М. А. Лямскиной.
Актуальность заявленной нами темы подтверждается социальным заказом общества, так как в современном обществе востребованы коммуникабельные, приспосабливающиеся к жизненным условиям, умеющие сотрудничать, владеющие основами культуры общения и взаимодействия члены общества.
Данная тема актуальна еще и тем, что обучению детей общаться уделяется слишком мало времени, принято считать, что они переймут это от взрослых, которые тоже не всегда могут являться достойным и правильным примером. Из этого следует, что есть необходимость поиска эффективных средств формирования коммуникативных умений у детей.
Л. С. Выготский определяет принципиальный подход к решению проблемы формирования коммуникативных умений, он рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из этого, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательной организации, так как от уровня коммуникативных умений школьников будет зависеть результативность и качество процесса общения в целом....
Мы изучили групповую работу как форму организации учебной
деятельности учащихся и пришли к выводу, что групповая форма работы
помогает развивать коммуникативные умения.
Коммуникативные умения – это способность устанавливать контакты
с другими людьми, умение слушать, умение взаимодействовать с
окружающими людьми, умение отстаивать своё мнение и свою точку
зрения. На уроке использование этой формы работы способствует развитию
речевых навыков школьников.
У обучающихся развивается самостоятельность, работоспособность.
Также у них повышается ответственность за работу, которую учащиеся
делают вместе. Более оптимальным периодом, для формирования
коммуникативных умений, активного обучения социальному поведению,
искусству общения детей друг с другом, усвоение речевых умений является
школьный возраст. Этот возраст благоприятен для овладения
коммуникативными умениями в силу чуткости общения.
Задачей педагога является постепенная работа по формированию
коммуникативных умений.
Условиями формирования коммуникативных умений в процессе
групповой работы на уроке школе являются:
77
- освоение правил работы в группе, поскольку они помогают
обучающихся учиться общаться и взаимодействовать друг с другом;
- учёт межличностных отношений обучающихся, так как успех работы
напрямую зависит от доброжелательного отношения между учащимися;
- организация сотрудничества, потому что обучение в сотрудничестве
создает условия для позитивного взаимодействия между обучающимися в
процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может
добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при
условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей). На
начальном этапе входящая диагностика показала, что учащиеся, имеющих
высокий уровень развития коммуникативных умений, был низкий процент.
После введения групповых форм работы по формированию
коммуникативных умений в уроки по различным предметам количество
обучающихся с высоким уровнем коммуникативных умений стало
значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким
уровнем развития коммуникативных умений.
Обработка результатов исследования дала нам возможность
определить общие критерии уровня сформированности коммуникативных
умений в процессе групповой деятельности:
- способность и готовность к общению;
- способность отбирать языковые средства в конкретной ситуации;
- способность создавать собственные связные высказывания;
- готовность к ролевому взаимодействию и взаимопониманию.
Достижению положительных результатов в формировании
коммуникативных умений обучающихся способствуют составленные
конспекты уроков с подобранными заданиями, которые предполагают
работу в группах.
Групповая работа заняла достойное место на всех уроках в школе.
Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Результаты
работы в группе, выше результатов индивидуальной работы, поскольку
78
члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность
за общий итог. Чтобы уровень развития коммуникативных умений
возрастал, необходимо систематически и целенаправленно включать в
учебный процесс речевые задания. Важно отметить, что групповая
поддержка вызывает чувство защищённости и тревожные обучающиеся
преодолевают страх.
Так как уроки с использованием групповых форм работы были
разработаны с учетом педагогических условий формирования
коммуникативных умений, то считаем, что гипотеза педагогического
эксперимента подтверждена
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М : Аспект - Пресс, 2001. - 384 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд- во Моск. Ун-та, 2002. - 416 с.
5. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80 (Модули Программы ДОУ).
6. Баныкина, С. В. Педагогическая конфликтология : состояние, проблемы исследования и перспективы развития / С. В. Баныкина. - Москва : ЭКСМО, 2001. - 485 с.
7. Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся (на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2006.
8. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181с.
9. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 127 с.
10. Борытко Н.М. Методологическая культура педагогов школы как условие ее инновационной деятельности // Целостный учебновоспитательный процесс: исследование продолжается: Методол. семинар памяти проф. В.С. Ильина. Волгоград, 1997. Вып. 4. С. 107-110
11. Вернадский, В. И. Дневники 1935 - 1941 гг. Книга 2 / В. И. Вернадский. [Электронный ресурс]: [сайт].
URL: http://www.vemadsky.lib.ru/ .
12. Виленкин Н. Я. и др. Математика 6кл. М.: «Просвещение» 2013.
13. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
14. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
15. Ганин Е.А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей [Электронный ресурс]: [сайт].
URL:http://www.ito.su/2003/VII/VII-0- 1673.html....47