Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №147011

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у школьников 7
1.1. Сущность и основные понятия коммуникативных умений.... 7
1.2. Психолого-педагогические и нормативные основания
формирования коммуникативных умений у детей среднего и старшего школьного возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования у подростков
коммуникативных умений в условиях образования 16
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Рекомендации по организации учебного процесса для обучающихся 5 класса на уроках математики с целью формирования коммуникативных умений 26
2.1. Методичекие основы диагностики уровня сформированности
коммуникативных умений у обучающихся 5 класса 26
2.2. Результаты диагностики и их анализ 38
2.3. Рекомендации по формированию коммуникативных умений
обучающихся 5 класса на уроках математики 43
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 60

Важным фактором полноценного формирования личности школьника является его общение со взрослыми и сверстниками.Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно - коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать коммуникативные умения можно в условиях обучения, в другом варианте процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в своих трудах рассматривали Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев. Исследования Г.М. Андреевой, В.А. Канн-Калика, А.А. Кидрона, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, В.Н. Панферова, Г.С. Трофимовой, Д.Б. Эльконина и других доказывают необходимость систематической работы по развитию межличностных отношений, обращают внимание на обязательность организации коммуникативной деятельности, специально организованного общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Анализ научно-теоретической литературы показал, что вопросы общей подготовки обучающихся к общению, готовности к нему, развития отдельных качеств личности, коммуникативных умений и навыков общения представлены в педагогической науке достаточно широко. Обзор современных исследований и практика педагогического образования позволяет говорить об актуальности рассмотрения заявленной проблемы на современном этапе.
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на рассматриваемой ступени образования. Стандарт устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам обучающихся.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми, на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методовобучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.
В основу исследования легли теоретические концепции: коммуникативной деятельности Л.С. Выготского, Д.Э. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.А. Кан-Калика, Б.Ф. Ломова, А.М. Мудрика, М.М. Бахтина. Исследования показывают, что формирование коммуникативной умений можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно­образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении подростков, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в последнее время затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально- волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания. Ситуация современного школьного обучения требует от ребенка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и коллективом учащихся.
Анализ и исследование психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также проведение экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы.
Важным периодом в процессе формирования коммуникативных умений является период младшего подросткового возраста, характеризующийся определёнными социально-психологическими
особенностями развития.
Во - первых, для подросткового возраста характерна неравномерность психического развития, которая заключается в том, что при любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные проявления, психические функции и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. На протяжении этого периода у ребёнка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создаёт необходимую базу для всего последующего обучения.
Во - вторых, новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за
развитиеисполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие.
В - третьих, школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. Общение создаёт основу для полноценного развития его личности. Общение как взаимодействие предполагает, что ребёнок устанавливает контакт с другими людьми, обменивается определённой информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, он усваивает опыт, нормы, знания и ценности.
Нами было выделено три значимых типа коммуникации школьников по субъекту взаимодействия: 1) общение в семье; 2) общение с учителем; 3) общение со сверстниками.
Для того чтобы процесс формирования коммуникативных навыков был успешным, в общении школьников, в классе должен преобладать позитивный социально-психологический климат, который отражает конструктивный характер сложившихся отношений между учащимися.
В ходе исследования были подтверждены предположения, выдвинутые в гипотезе исследования о том, что развитие коммуникативных умений у обучающихся 5 класса находится на среднем уровне. Это соответствует возрастным особенностям исследуемой группы. Анализ результатов исследования отдельных критериев показал, что обучающиеся 5 класса стремятся к общению внутри коллектива, это для них важно, результаты общения их волнуют и влияют на их деятельность, в том числе учебную. Однако они еще не готовы к полноценному общению, которое бы приносило им удовлетворение - они не умеют решать совместно проблемы, адекватно оценивать свои способности как члена коллектива, объективно воспринимать окружающих. Современные гаджеты, к сожалению, способствуют тому, что количество реальных социальных контактов людей сокращается во много раз, следствием этого является отсутствие заложенных шаблонов общения, позволяющих подросткам чувствовать себя свободно в коллективе. Значит задача учителя учить этому во время учебного процесса. Мною были предложено для этого и обосновано применение кейс-технологий на уроках математики и квестов во внеурочной деятельности.
Таким образом, поставленные задачи исследования мною были решены, цель исследования достигнута.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб.пособие для
студ.вузов / Г.С. Абрамова - М., Екатеринбург: Акад.Проект; Деловая
книга,2002.
2. Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - М., 1992. - 30 с. Алгушаева, В.Р.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Ахмедбекова Р.Р. Интеграция предметов - одно из условий формирования познавательной активности школьников//Начальная школа. - М., Изд-во «Начальная школа и образование», 2015. - №8. - с. 14-18.
6. Бабаева Т.И. У школьного порога.- М., Просвещение, 1993.
7. Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. - Таллинн, 1998.
8. Белинская Е.П. Социальная психология личности. Учебное пособие - М., Аспект, 2002.
9. Белорыбкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998.
10. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. - // Нач. шк. №4, 2003.
11. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности - // Сов.
педагогика. №5, 1990.
12. Болотов, В.А. Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 8-14.
13. Большая советская энциклопедия. /Под ред.Б.А. Введенского - М.: большая советская энциклопедия.
14. Буева А.П. Человек: деятельность и общение. М., 1988.
15. Вайнер, М.Э. Игра и эмоциональное развитие младших школьников// Начальная школа: плюс-минус.- 2001.- №4.-с.12-14....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ