Использования информационных технологий при изучении кинематики в курсе физики средней школы
|
Введение 3
Глава I. Методика изучения кинематики в курсе физики средней 6 школы
1.1 Задачи и место изучения механики в школьном курсе физики 6
1.2 Кинематика как основание учебной теории 8
1.3 Способы и виды описания механического движения 9
1.4 Методика введения основных понятий кинематики в девятилетней 16 школе
Глава II. Использование современных информационных 26 технологий в учебном процессе
2.1 Возможности современных информационных технологий 26
2.2 Цифровые образовательные ресурсы 32
2.3 Практические работы по созданию моделей в программе «Живая 48 физика»
Заключение 58
Библиографический список 60
Глава I. Методика изучения кинематики в курсе физики средней 6 школы
1.1 Задачи и место изучения механики в школьном курсе физики 6
1.2 Кинематика как основание учебной теории 8
1.3 Способы и виды описания механического движения 9
1.4 Методика введения основных понятий кинематики в девятилетней 16 школе
Глава II. Использование современных информационных 26 технологий в учебном процессе
2.1 Возможности современных информационных технологий 26
2.2 Цифровые образовательные ресурсы 32
2.3 Практические работы по созданию моделей в программе «Живая 48 физика»
Заключение 58
Библиографический список 60
Среди явлений, изучаемых в школьном курсе физики, особое значение
придается механическим явлениям. Механика - это то основание, на котором строится вся физика. Поэтому овладение этим разделом гарантирует ученику успешное продвижение при изучении других разделов школьного курса физики. Механические явления обладают естественной наглядностью, следовательно, их легко наблюдать и воспроизводить; это облегчает введение школьников в предмет физики и ее методы (основная школа). Поэтому неудивительно постоянное стремление учителей физики и методистов совершенствовать приемы, методы и средства обучения этому разделу: усвоит ученик механику - будет и в дальнейшем успешен в изучении физики.
На современном этапе развития отечественной школы большое значение придается информационным технологиям как средству совершенствования учебного процесса. Существуют различные определения этого определения.
В данной работе мы придерживаемся следующего определения: «Под информационными технологиями понимается объединение методов и технических средств, сбора, образования, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».
Разделяя изложенную выше точку зрения на роль механики в школьном курсе физики и на информационные технологии как средство совершенствования учебного процесса, полагаю, что актуальным является проведение дальнейших исследований в области методики обучения механике.
Изучение механики, как известно, начинается с кинематики - описания механических явлений средствами математики. В рамках школьного курса механики, рассматриваемой как учебная теория, кинематика играет роль основания учебной теории. В кинематике вводятся основные определения, величины, идеализированные модели тел и движений (материальная точка, равноускоренное движение и др.). Качество освоения учащимися данных элементов знаний будет определять успешность их продвижения при изучении других тем этого курса, а также других разделов школьного курса, опирающихся на механику, вводимый для ее изучения математический аппарат (например, электродинамики).
Одно из важнейших требований к организации учебного процесса исходит из принципа наглядности в обучении. В методике физики этот принцип реализуется, прежде всего, через школьный физический эксперимент. Как отмечалось выше, механические явления обладают естественной наглядностью. Именно это и вводит порой в заблуждение учителей, заставляя отказываться от демонстраций, наблюдений при изучении кинематики в целях экономии учебного времени. Но экономия времени на эксперименте на самом деле оборачивается потерями в качестве знаний, так как нарушается цикл учебного познания. Информационные технологии, по моему убеждению, дают возможность разрешить это противоречие: время или наглядность.
В среде Интернет появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретной теме занятия. Это презентации, интерактивные модули, анимированные графики, тесты и др. Материалы очень разнообразны по содержанию и качеству исполнения. Очевидно, что методика их применения в учебном процессе тоже может быть очень разной.
В данной работе была поставлена цель - исследовать возможности информационных технологий как средства повышения эффективности процесса обучения кинематике.
Объект исследования: компьютерное моделирование в курсе физики средней школы.
Предмет: информационные технологий при изучении кинематики в курсе физики средней школы.
Работа выполнялась в предположении, что внедрение в учебный процесс новых информационных технологий будет способствовать повышению качества подготовки учеников, так как эти технологии позволят при соблюдении основных дидактических принципов обучения более рационально применить учебное время.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд
задач:
1. Изучение имеющихся программных продуктов, предназначенных для использования на уроках физики.
2. Выбор программных средств и их освоение.
3. Создание анимированных моделей механических явлений.
4. Разработать тренировочные работы для изучения среды моделирования.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования и видов деятельности: поиск и анализ информации по теме дипломной работы, ее обобщение, анализ учебников по школьному курсу механики, методических пособий по механике, цифровых образовательных ресурсов, моделирование учебных ситуаций и проектирование учебного процесса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
придается механическим явлениям. Механика - это то основание, на котором строится вся физика. Поэтому овладение этим разделом гарантирует ученику успешное продвижение при изучении других разделов школьного курса физики. Механические явления обладают естественной наглядностью, следовательно, их легко наблюдать и воспроизводить; это облегчает введение школьников в предмет физики и ее методы (основная школа). Поэтому неудивительно постоянное стремление учителей физики и методистов совершенствовать приемы, методы и средства обучения этому разделу: усвоит ученик механику - будет и в дальнейшем успешен в изучении физики.
На современном этапе развития отечественной школы большое значение придается информационным технологиям как средству совершенствования учебного процесса. Существуют различные определения этого определения.
В данной работе мы придерживаемся следующего определения: «Под информационными технологиями понимается объединение методов и технических средств, сбора, образования, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами».
Разделяя изложенную выше точку зрения на роль механики в школьном курсе физики и на информационные технологии как средство совершенствования учебного процесса, полагаю, что актуальным является проведение дальнейших исследований в области методики обучения механике.
Изучение механики, как известно, начинается с кинематики - описания механических явлений средствами математики. В рамках школьного курса механики, рассматриваемой как учебная теория, кинематика играет роль основания учебной теории. В кинематике вводятся основные определения, величины, идеализированные модели тел и движений (материальная точка, равноускоренное движение и др.). Качество освоения учащимися данных элементов знаний будет определять успешность их продвижения при изучении других тем этого курса, а также других разделов школьного курса, опирающихся на механику, вводимый для ее изучения математический аппарат (например, электродинамики).
Одно из важнейших требований к организации учебного процесса исходит из принципа наглядности в обучении. В методике физики этот принцип реализуется, прежде всего, через школьный физический эксперимент. Как отмечалось выше, механические явления обладают естественной наглядностью. Именно это и вводит порой в заблуждение учителей, заставляя отказываться от демонстраций, наблюдений при изучении кинематики в целях экономии учебного времени. Но экономия времени на эксперименте на самом деле оборачивается потерями в качестве знаний, так как нарушается цикл учебного познания. Информационные технологии, по моему убеждению, дают возможность разрешить это противоречие: время или наглядность.
В среде Интернет появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретной теме занятия. Это презентации, интерактивные модули, анимированные графики, тесты и др. Материалы очень разнообразны по содержанию и качеству исполнения. Очевидно, что методика их применения в учебном процессе тоже может быть очень разной.
В данной работе была поставлена цель - исследовать возможности информационных технологий как средства повышения эффективности процесса обучения кинематике.
Объект исследования: компьютерное моделирование в курсе физики средней школы.
Предмет: информационные технологий при изучении кинематики в курсе физики средней школы.
Работа выполнялась в предположении, что внедрение в учебный процесс новых информационных технологий будет способствовать повышению качества подготовки учеников, так как эти технологии позволят при соблюдении основных дидактических принципов обучения более рационально применить учебное время.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд
задач:
1. Изучение имеющихся программных продуктов, предназначенных для использования на уроках физики.
2. Выбор программных средств и их освоение.
3. Создание анимированных моделей механических явлений.
4. Разработать тренировочные работы для изучения среды моделирования.
Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования и видов деятельности: поиск и анализ информации по теме дипломной работы, ее обобщение, анализ учебников по школьному курсу механики, методических пособий по механике, цифровых образовательных ресурсов, моделирование учебных ситуаций и проектирование учебного процесса.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.
В ходе выполнения данной дипломной работы, нами была изучена методическая литература по теме исследования, большая их часть отражена в библиографическом списке. Проведен анализ современных программных продуктов позволяющих проводить моделирование различных физических процессов и явлений. Обоснован выбор среды «Живая физика» для моделирования механических явлений, созданы анимированные модели иллюстрирующих механическое движение такие как: модели равномерного движения; равноускоренного движения; падение тела под действием силы тяжести; движение тела брошенного под углом к горизонту. Описаны фрагменты уроков, включающие разработанные виртуальные модели.
Подобные работы
- Использование современных цифровых технологий при изучении школьного курса физики(на примере темы "Основы динамики")
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конструирование учебного процесса по физике в условиях информационных технологий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ В 10-11 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ТРИЗ В ДЕМОНСТРАЦИОННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Разработка моделей для изучения реактивного движения средствами Mathcad на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Применение робототехники в физико-математическом образовании
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ"ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ" ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ (НА ПРИМЕРЕ МЕХАНИКИ)
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ (РАЗДЕЛЫ «МЕХАНИКА» И «МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА»)
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2013



