ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПРОФИЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1 Особенности профессионально-педагогического образования 9
1.2 Профильно-специализированные компетенции в подготовке
бакалавров профессионального обучения 22
1.3 Структурно-функциональная модель процесса формирования
профильно-специализированных компетенций 30
Выводы по первой главе 44
2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И
ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА 46
2.1. Разработка учебно-методического обеспечения проведения практических занятий по дисциплине «Технология и оборудование электродуговой сварки» 46
2.2 Проведение апробации внедрения в учебный процесс дидактических условий формирования профильно-специализированных
компетенций 58
2.2.1 Результаты текущего контроля практической работы по теме
«Расчет параметров режимов для ручной дуговой сварки» 60
2.2.2 Результаты текущего контроля практической работы по теме
«Расчет параметров режимов сварки в среде углекислого газа» 62
2.2.3 Результаты текущего контроля практической работы по теме
«Расчет режимов автоматической сварки под слоем флюса» 64
2.2.4 Результаты текущего контроля практической работы по теме «Определение химического состава и механических свойств металла шва» 67
Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Актуальность: Инновационные процессы, происходящие в системе высшего и среднего профессионального образования, обусловливают неизбежность кардинальных изменений в сфере российского образования, что требует от высшей школы перехода на новый уровень подготовки бакалавров, опираясь на потребности образования, промышленности и бизнеса в условиях рыночной экономики. Большое внимание в системе подготовки бакалавров профессионального обучения уделяется сближению профессионального образования с реальным производством, в результате которого возможно переориентировать структуру процесса образования в профессионально-педагогическом ВУЗе, сделав упор на практическую составляющую в обучении.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования ждут современного педагога профессионального обучения, способного адаптироваться в профессионально-педагогической деятельности, эффективно осуществлять процесс профессиональной подготовки будущих рабочих. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки бакалавра, которые при реализации компетентностного подхода выражаются через компетенции. Опросы и анкетирование работодателей - руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования (СПО) - позволяют оценить качество подготовки бакалавров не только через компетенции, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), но и определить требования к профессиональной подготовке по конкретным профилям, что отражается в содержании профильно-специализированных компетенций.
Изучение результатов анкетирования работодателей, сравнительный анализ теории и практики подготовки бакалавров профессионального обучения позволил выявить следующие противоречия:
• между потребностями государства, общества, работодателей - руководителей образовательных учреждений СПО - в компетентных педагогах профессиональной школы и недостаточным уровнем сформированности их профильно-специализированных компетенций для выполнения профессионально-педагогической деятельности;
• между необходимостью формирования профильно
специализированных компетенций бакалавров и недостаточным учебнометодическим обеспечением их формирования в рамках изучения дисциплин профилизации.
В исследовании магистерской диссертации введено ограничение: формирование профильно-специализированных компетенций рассматривается на примере процесса обучения профильной дисциплине «Технология и оборудование электродуговой сварки» по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве».
Выявленные противоречия и изучение научной педагогической литературы определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом обосновании, разработке и практической реализации процесса формирования профильно-специализированных компетенций бакалавров в профессионально-педагогическом вузе при внедрении структурно-функциональной модели и дидактических условий ее реализации при изучении дисциплины «Технология и оборудование электродуговой сварки».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель процесса формирования профильно-специализированных компетенций бакалавров профессионального обучения и дидактических условий ее реализации при изучении специальных (профильных) дисциплин.
Объект исследования - процесс изучения специальных (профильных) дисциплин при подготовке бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Предмет исследования - формирование профильноспециализированных компетенций у бакалавров при изучении дисциплины «Технология и оборудование электродуговой сварки».
...
В проделанной работе в ходе анализа литературы нами была выявлена специфика профессионально-педагогического образования, которая заключается в сущности педагогической и производственно-технологической деятельности бакалавра профессионального обучения. Успешность профессионально-педагогической деятельности возможна при условии взаимодействия педагогической и производственной составляющих. Определено место и значение профильно-специализированных компетенций, как совокупности знаний, умений и практического опыта в производственной деятельности. Установлено, что формирование ПСК бакалавра профессионального обучения осуществляется в рамках изучения специальных дисциплин. Была составлена модель процесса формирования ПСК в процессе изучения специальных дисциплин и выявленных дидактических условий. Так же нами были выявлены и обоснованы дидактические условия формирования профильноспециализированных компетенций, которые в нашем случае выражаются через учебно-методическое обеспечение дисциплины «Технология и оборудование электродуговой сварки». В ходе опытно-поисковой работы была проверена эффективность модели процесса формирования профильноспециализированных компетенций, по итогам который мы установили, что уровень развития профильно-специализированных компетенций у экспериментальной группы повысился (высокий на - 16,8% , средний на - 12%), а с помощью методов математической статистики мы выявили, что полученные результаты не являются случайными.
Таким образом, разработанное нами учебно-методическое обеспечения в рамках практических занятий по дисциплине «Технология и оборудование электродуговой сварки» можно считать эффективным, при формировании ПСК у бакалавров профессионального обучения, что позволит в дальнейшем внедрить учебно-методическое обеспечение в рабочую программу данной дисциплины.
В проделанной работе в ходе анализа литературы нами была выявлена специфика профессионально-педагогического образования, которая заключается в сущности педагогической и производственно-технологической деятельности бакалавра профессионального обучения. Успешность профессионально-педагогической деятельности возможна при условии взаимодействия педагогической и производственной составляющих. Определено место и значение профильно-специализированных компетенций, как совокупности знаний, умений и практического опыта в производственной деятельности. Установлено, что формирование ПСК бакалавра профессионального обучения осуществляется в рамках изучения специальных дисциплин. Была составлена модель процесса формирования ПСК в процессе изучения специальных дисциплин и выявленных дидактических условий. Так же нами были выявлены и обоснованы дидактические условия формирования профильноспециализированных компетенций, которые в нашем случае выражаются через учебно-методическое обеспечение дисциплины «Технология и оборудование электродуговой сварки». В ходе опытно-поисковой работы была проверена эффективность модели процесса формирования профильноспециализированных компетенций, по итогам который мы установили, что уровень развития профильно-специализированных компетенций у экспериментальной группы повысился (высокий на - 16,8% , средний на - 12%), а с помощью методов математической статистики мы выявили, что полученные результаты не являются случайными.
Таким образом, разработанное нами учебно-методическое обеспечения в рамках практических занятий по дисциплине «Технология и оборудование электродуговой сварки» можно считать эффективным, при формировании ПСК у бакалавров профессионального обучения, что позволит в дальнейшем внедрить учебно-методическое обеспечение в рабочую программу данной дисциплины.