Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ К РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПЛАВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАСОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Физиологические и психологические особенности учащихся старшей
школы 8
1.2. Психолого-педагогические основы обучения плаванию 14
1.3. Методы формирования навыка плавания у учащихся старших классов на уроках физической культуры 20
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 30
ГЛАВА 3
3.1. Разработка и внедрение методики формирования навыка плавания у
учащихся старших классов на уроках физической культуры 32
3.2. Выявление результативности методики формирования навыка плавания у
учащихся старших классов на уроках физической культуры 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
В последние десятилетия в жизни страны произошли серьезные изменения, которые отразились на системе образования России. Закон Российской Федерации об образовании от 10 июня 1992 года № 3266-1 (Статья 55, п.4) позволяет учителям не только выбирать учебную программу из рекомендованных, но и разрабатывать собственные. Проведенный мониторинг за уровнем физического и моторного развития учащихся основной школы выявил тенденцию к снижению показателей и уменьшение физической активности детей и подростков . Большое количество обучающихся показывает недостаточный уровень физической подготовленности и испытывает трудности при выполнении нормативных требований для своей возрастной группы.
Между тем, среди различных физических упражнений, способствующих всестороннему физическому развитию, важнейшая роль принадлежит плаванию. Особое значение имеет массовое обучение обучающихся плаванию, т.к. дает не только гигиенический оздоровительный эффект, но и овладение жизненно необходимым навыком. Вместе с тем не секрет, что 2/3 допризывников последних лет не умеют плавать. В литературе большое внимание уделяется вопросам массового обучения детей и подростков плаванию в сравнительно короткие сроки в условиях школы, летнего оздоровительного лагеря и т.д.
Известно, что способ плавания брасс достаточно быстро осваивается обучающимися школьного возраста, обладает многочисленными прикладными достоинствами и может служить той базой, на основе которой более успешно осуществляется обучение другим способам. Однако такой методики для обучающихся старшего школьного возраста, не умеющих плавать, до сих пор не разработано.
Объект исследования: Урок физической культуры в старших классах.
Предмет исследования: Методика обучение плаванию учащихся старших классов не умеющих плавать, на основе способа кроль и брасс.
Гипотеза исследования: Процесс формирования навыка плавания у учащихся старших классов не умеющих плавать на уроках физической культуры, будет результативным если:
• Выявлены особенности структуры плавательной и двигательной подготовленности учащихся старших классов;
• Выявлен наиболее доступный способ плавания для начального обучения учащихся старших классов, не умеющих плавать;
• Разработана и внедрена методика обучение плаванию учащихся старших классов на основе способа кроль и брасс на уроках физической культуры;
• Выявлена результативность методики с помощью тестирующих процедур.
Цель исследования: Разработать и внедрить методику обучения плаванию на основе техники кроля и брасса учащихся старших классов, не умеющих плавать.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности структуры плавательной и двигательной подготовленности учащихся старших классов.
2. Выявить наиболее доступный способ плавания для начального обучения учащихся старших классов, не умеющих плавать.
3. Разработать и внедрить методику обучения плаванию учащихся старших классов на основе способа кроль и брасс на уроках физической культуры.
4. Выявить результативность методики с помощью тестирующих процедур.
Методы исследования. Для реализации поставленных в работе задач использовали следующие методы исследования: анализ психологопедагогической литературы, оценка показателей физического развития, оценка двигательной подготовленности, оценка физической работоспособности, оценка сформированности двигательных навыков, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Научная новизна. Разработана методика обучения плаванию учащихся старших классов не умеющих плавать, на основе средств и методов, составляющие три содержательных блока: применение общеразвивающих и имитационных упражнений на суше с изменением ритма и темпа; опорных гребков руками для поддержания рабочей позы пловца; вариативного выполнения упражнений в воде на наименьшее количество гребков и в быстром темпе, разное соотношение гребковых движений ног и рук и др. Экспериментально обоснована результативность методики обучения плаванию на основе способа брасс учащихся старших классов, не умеющих плавать, по показателям физической подготовленности и качества освоения техники спортивных способов плавания....
1. Усовершенствована и экспериментально апробирована комплексная методика обучения плаванию обучающихся старших классов, не умеющих плавать, на основе способа брасс, содержательными характеристиками которой являются:
- сопряженное изучение техники плавания и развитие физических качеств, имитация ритмо-темповой структуры техники спортивного плавания, акцентированное внимание к постановке опорного гребка и рабочей позы пловца.
2. Выявлена эффективность методической последовательности выполнения упражнений при обучении плаванию учащихся старших классов в воде на месте и в движении с постепенным уменьшением площади опоры и увеличением их сложности: передвижение с касанием дна бассейна - отработка движений руками стоя на дне бассейна - отработка движений ногами с опорой - движения рук с перемещением по бассейну - скольжения - скольжения с движениями руками и ногами - плавание с доской в полной координации - плавание в полной координации с поддержкой партера - плавание в полной координации с задержкой дыхания, на наименьшее количество гребков, с разным соотношением движений ног и рук в цикле.
3. В старшем школьном возрасте у учащихся возрастные отличия в темпах формирования техники плавания способом брасс, в показателях максимальной длины проплываемой дистанции, скорости плавания, двигательной подготовленности, статистически недостоверны (р > 0,05), что позволяет объединить их в общую группу для обучения плаванию по разработанной методике.
4. Экспериментально обоснованы преимущества разработанной методики обучения технике плавания, создающей благоприятные условия для приобретения прочного и устойчивого навыка плавания.
Учащиеся старших классов быстрее и качественнее осваивали технику плавания в последовательности «брасс на груди - кроль на груди - кроль на спине», что подтверждается лучшим временем проплывания контрольных дистанций, более высокой оценкой техники плавания (р<0,05-0,01), лучшими показателями силы тяги в воде, большей длиной проплываемой дистанции (р<0,05-0,01).
У учащихся экспериментальных групп по сравнению со сверстниками, занимавшимися по традиционной методике, зарегистрированы более высокие физиометрических показатели (ЖЕЛ, кистевая динамометрия, физическая работоспособность - р<0,05-0,01) и показатели двигательной подготовленности (сила, быстрота, скоростно- силовые возможности, выносливость - р<0,05-0,01).
5. Показатели гибкости, силы мышц и скоростно-силовых качеств наиболее значимы для успешного обучения плаванию учащихся старших классов, поскольку имеют статистически достоверные (у учащихся 15-6 г = 0,57-0,64: у учащихся 16-17 лет г = 0,47-0,59) корреляционные значения с длиной проплываемой дистанции способом брасс. У учащихся 15-16 и 16-17 лет уровень развития гибкости, скоростно-силовых качеств, силы мышц оценивается в обеих группах как «ниже среднего» или «низкий», что лимитирует освоение плавательных навыков.
6. Длина проплываемой дистанции способом брасс у учащихся достоверно связана с относительной силой гребкового движения (15-16 лет - г = 0,430; р<0,05; и 16-17 лет - г = 0,390; р<0,05), с подвижностью в плечевых (15-16 лет-г = 0,650; р<0,01; и 16-17 лет-г = 0,565; р<0,01) и голеностопных суставов (15-16 лет-г = 0,688; р<0,01).Скорость плавания брассом зависит от показателей относительной силы гребкового движения (15-16 лет - г = 0,300; р<0,05), подвижности в плечевых (15-16 лет - г = 0,392; р<0,05; и 16-17 лет - г = 0,435; р<0,05) и голеностопных суставах (15-16 лет - г = 0,466; р<0,01).
1. David T. J. Recent advances in paediatrics. 9 - Edinburgh etc.: Churchill Livingston, 1991.- 239 p.
2. Karvonen M. J. Physical activity and health //Finnish Sports exercise Med - 1983, v. 2 - P. 4-9.
3. Kraemer H. C., Fendt K. H. Random assignment in clinical trials: issues in planning (infant health and development program) //J. Clin. Epidemiol- 1990.-№ 11.-P. 57-67.
4. Larson D., Meneses D., Pekkarinen H., Hanninen O. Developmental effects of physical training in childhood //Constituent Congr. Int. Soc. For Pathophysiol. Mosow, May 28 - June 1, 1991: Abstr- Kuopio, 1991.-P. 242-243.
5. Lazarus R. S., Launier R. S. Stress-related transactions between person and environment //Perspectives in international psychology /L.A.Perlin, M. Lauris (Eds). N. - Y. Plenum, 1978.- P. 108-111.
6. Maston M. Teaching Physical Education: From Command to Discovery - New York, 1966 - P. 41-45.
7. Murray F., Ruth F. A profile of state requirements for physical education//The physical educator - 1987-№ 3.-P. 337-343.
8. Paar O., Glass B. Schulsport-unfaelle//Sport in Spiegel - 1989- № 13.-S. 3-5.
9. Абрамова Т.Ф., Озолин H.H. Оценка текущей неспецифической адаптационной реакции в циклических видах спорта.1990г. -[Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/individualizatsiya- trenirovochnykh-nagruzok-grebtsov-akademistov-na-osnove-analiza-funktsion
10. Аверкович Н.В., Зациорский В.М. Факторный анализ тестов силовой
подготовленности //Теор. и практ. физ. культ- 1967. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-navyka-plavaniya-u-
uchashchikhsya-starshikh-klassov-na-urokakh-fizicheskoi-kult
11. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке /Под ред. Д.В.Колесова.-М.: Педагогика, 1987 -[Электронный ресурс]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001381435
12. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам /Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.-240 с. - [Электронный ресурс]. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001105690
13. Адольф В.А., Адольф К.В., Сидоров Л.К. Физическая культура и спорт - спорт-здоровье. Социально-воспитательный аспект // В сборнике «Актуальные проблемы физической культуры и спорта»: материалы VIII Международной научной конференции (26 февраля 2019 г.) / под ред. Г. Л. Драндрова, А. И. Пьянзина; ЧГПУ им. И. Я. Яковлева - Чебоксары, 2019, с. 300-306.
14. Адольф В.А., Саволайнен Г.С. Педагогическое образование в контексте развития физической культуры, спорта и здоровья // Педагогика. 2020. № 3. С. 83-90.
15. Адольф В.А., Фоминых А.В., Адольф К.В. Социализация обучающихся через вовлечение в спортивную деятельность // Воспитание школьников. 2020. №2. С. 20-24....74