Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности самооценки подростков из неполных семей

Работа №146984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГАПОУ РК "Сортавальский колледж".
Выборка: 25 обучаемых в возрасте 16-17 лет.
Есть приложения.

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки подростков из неполных семей…6
1.1 Характеристика понятия «самооценка» в психологии………………………..6
1.2 Проблемы неполных семей и их влияние на самооценку подростков……...11
1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте…………………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки подростков в неполных семьях на примере ГАПОУ РК «Сортавальский колледж»25
2.1 Организация и методы экспериментального исследования…………………25
2.2 Анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из полных и неполных семей…30
2.3 Программа по повышению уровня самооценки и рекомендации развития самооценки подростков из неполных семей…39
Заключение………………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…56
Приложения…………………………………………………………………………61

Несомненно, одним из основных институтов воспитания является семья, так как ребенок находится в ней в течение значительного периода своей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка является более продолжительным, чем воздействие других институтов воспитания.
В последние годы наблюдается увеличение числа неполных семей, что, безусловно, является негативным фактором. Причины этому могут быть различными, такими как рождение внебрачного ребенка, разрыв брачно-семейных отношений или же смерть одного из родителей.
Воспитание детей в неполной семье представляет собой непростую задачу, сопряженную с рядом трудностей, которые впоследствии могут возникнуть как у самого родителя-одиночки, так и у воспитываемого подростка. Можно утверждать, что в неполной семье наблюдается деформация процесса воспитания. В том числе деформация процесса воспитания затрагивает и развитие самооценки подростка.
Исследование самооценки всегда было предметом повышенного внимания ученых и специалистов в области педагогики и психологии как на отечественном, так и на международном уровне. В последние годы эта проблема стала особенно актуальной в связи с требованиями к качеству образования, в которых важную роль играет развитие личности ученика.
Реалии нашего времени и век стремительного прогресса диктуют свои требования к формированию активной и целеустремленной личности, способной контролировать свое поведение, определять ясные планы на будущее и находить способы их реализации. Человек, который может адекватно оценивать свои поступки, анализировать свое отношение к себе и к окружающим, обязательно будет успешен. Уверенность в себе, объективная самооценка, стремление к достижению новых целей для своего развития - это навыки, которые будут полезны каждому.
Самооценка играет значительную роль в формировании индивидуальных особенностей детей и подростков. Ее влияние простирается на все аспекты их жизнедеятельности. Самооценка выступает важным психологическим фактором формирования деятельности и, кроме того, является существенной личностной инстанцией, влияя на взаимоотношения с окружающими людьми. От особенностей самооценки зависят уровень притязаний, активность личности и общение с другими людьми.
Цель дипломной работы – исследование особенностей самооценки подростков из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие самооценки и ее специфики развития в подростковом возрасте
2. Изучить характеристики неполной семьи и их влияние на развитие личности подростка
3. Эмпирическим путем вывить особенности самооценки подростков из неполных семей
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из неполных семей и подростков из полных семей.
5. Разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий по развитию самооценки подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у подростков из неполных семей изменится в лучшую сторону, если разработать и реализовать программу формирования нормальной самооценки у подростков с учетом проведения совместной работы с родителями.
Объектом исследования выступит самооценка подростков.
Предметом исследования являются особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
 теоретические методы: анализ и обобщение психологических источников по проблеме исследования;
 эмпирические методы: тестирование, метод опроса;
 методы качественного и количественного анализа эмпирических
данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении дипломной работы стоит отметить, что проблема формирования нормальной самооценки подростков является одной из актуальнейших в современной психологии.
В психологии самооценку трактуют как совокупность представлений индивида о себе, сформированных через сравнение с другими людьми. Эти представления играют ключевую роль в создании образа собственного "Я" или Я-концепции.
Уровень самооценки играет решающую роль в успешности индивида как в своей деятельности, так и в коммуникативном процессе. Самооценка влияет на восприятие личностью своих достижений и ошибок, критики окружающих его людей и мнений социума.
Семья как первичная социальная система формообразует личность ребенка, она является той средой, которая детерминирует развитие личности, степень включения в семью и принятие в ней определенных ролевых позиций. Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми, а также это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Причины возникновения неполных семей могут быть разнообразными: от конфликтов и несовместимости родителей до трагических случаев, таких как утрата одного из родителей. Независимо от причины, эти изменения в жизни подростков могут вызывать стресс и неуверенность.
Полноценное развитие личности и психического развития ребенка возможно только в полной семье. Неполная семья имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития, в частности развития мышления, и личностного становления ребенка.
В ходе работы мною были изучены проблемы неполных семей, а также их влияние на самооценку подростков, определены особенности самооценки в подростковом возрасте.
На базе ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня самооценки подростков по методике Г. Н. Казанцевой и методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан.
По результатам проведенного эмпирического исследования общей самооценки подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях, можно сделать вывод, что подростки из неполной семьи имеют более низкий уровень самооценки.
Мною была проведена первичная диагностика уровня самооценки подростков, а затем разработана и реализована программа ее адекватного формирования.
На протяжении 1 месяца мною проводились занятия с подростками из неполных семей, а также с их родителями. После проведения курса мероприятий было организовано проведение вторичной диагностики по методике Г. Н. Казанцевой. Результаты вторичной диагностики указали на положительную динамику самооценки подростков из неполных семей, что позволяет сделать вывод о эффективности разработанной программы.
Гипотеза исследования о том, что уровень самооценки у подростков из неполных семей изменится в лучшую сторону, если разработать и реализовать программу формирования нормальной самооценки у подростков с учетом проведения совместной работы с родителями, подтвердилась.
Цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей самооценки подростков из неполных семей - достигнута.
Проанализировано понятие самооценки и ее специфика развития в подростковом возрасте, изучены характеристики неполной семьи и их влияние на развитие личности подростка. Эмпирическим путем выявлены особенности самооценки подростков из неполных семей, а также проведен сравнительный анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из неполных семей и подростков из полных семей, система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию самооценки подростков из неполных семей разработана. Что позволяет сделать вывод: поставленные задачи при написании дипломной работы решены.



1. Акбаева А. М. Особенности ценностных ориентаций у подростков из неблагополучных семей и подростков из полных семей / Акбаева А. М., Койчуева Ф. Х., Урусова А. М /Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – №. 3. – С. 57.
2. Баканова А. А. Клинико-психологические особенности самоповреждающего поведения подростков //Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2020. – №. 10. – С. 60-69.
3. Бахтина С. В. Представления о семье и браке у подростков из полных и неполных семей / С. В. Бахтина, А. Н. Жирова // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 9(43). – С. 180-182.
4. Белоусова С. И. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях //Педагогическое образование: история становления и векторы развития. – 2022. – С. 314-317.
5. Боев М. Д. Особенности состояния института семьи в современном российском обществе //Современная семья: изменяющиеся смыслы и практики. – 2019. – С. 117-120.
6. Бондарев А. А. Особенности переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей //Казанский педагогический журнал. – 2021. – №. 2 (145). – С. 259-265.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. Москва : Издательство Юрайт. - 2024. — 160 с.
8. Горохова А. А. Исследование особенностей самооценки современных детей и подростков / А. А. Горохова, Н. Л. Сомова, Е. С. Киричик /Психология человека в образовании. – 2021. – Т. 3. – №. 2. – С. 128-139.
9. Гурко Т. А. Развитие института родительства: анализ эмпирических показателей «Женщина в российском обществе». – 2022. - № 4 С. 3 —14.
10. Двойнова И.Ю. Психологические особенности подростков из неполных семей / И. Ю. Двойнова, А. А. Матреничкина, С. В. Смирнова, А. В. Шишова // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека : Материалы V Всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых с международным участием, Иваново, 09–11 апреля 2019 года. – Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, 2019. – С. 269-271.
11. Дерябина Е. А., Фадеев В. И., Фадеева В. И. Возрастная психология: учебное пособие/ Е. А. Дерябина, В. И. Фадеев, В. И. Фадеева/ Саратов: Ай Пи Эр Медиа. – 2018. - 158 c.
12. Древоленко Э. Э. Неполная семья в современном обществе / Э. Э. Древоленко, Т. В. Андриянова // Актуальные проблемы современной науки : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-методической конференции, Владикавказ, 24–25 мая 2019 года. – Владикавказ: Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственно-коммерческое предприятие "Мавр", 2019. – С. 64-68.
13. Душкин А. С. Особенности самооценки подростков из неблагополучных семей, находящихся в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / Душкин А. С., Иванова А. М., Баширова С. Г. /Человек: преступление и наказание. – 2022. – Т. 30. – №. 3. – С. 456-469.
14. Ивашкин Д. Р. Психосоциальные проблемы детей из неполных семей /Д.Р. Ивашкин/Психологическое здоровье и развитие личности в современном мире. – 2019. – С. 176-179.
15. Кантемирова Г. А. Неполная семья как объект деятельности социального педагога / Г. А. Кантемирова, М. В. Датиев // Общество, образование, наука: современные тренды : Сборник трудов по материалам Национальной научно-практической конференции, Керчь, 16 октября 2020 года / под общ.ред. Масюткина Е. П.; науч. ред. Попова Т.Н. ; ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет». – Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2020. – С. 124-129.
16. Канчукова Ю. Г. Связь детско-родительских отношений и Я-концепции младших подростков / Ю.Г. Канчукова//В64 VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти ЛФ Обуховой)«Воз-можности и риски цифровой среды». Сборник материалов кон. – 2019. – С. 229.
17. Костина Л. А. Особенности эмоциональной сферы у юношей и девушек в полных и неполных семьях //Казанский педагогический журнал. – 2019. – №. 3 (134). – С. 183-187.
18. Кузнецова А. А. Психологические особенности образа "я" у детей из неблагополучных семей / А. А. Кузнецова, О. Н. Головко // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов II Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2019 года. Том Выпуск 2. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 216-222.
19. Куликова Т. И. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации подростков из неполных семей в социуме / Т. И. Куликова, К. С. Шалагинова // Научный потенциал. – 2020. – № 1(28). – С. 44-46.
20. Леонтьева А. С. Неполные семьи как фактор социализации личности /А.С. Леонтьева //Инновации. Наука. Образование. – 2020. – №. 15. – С. 439-442.
21. Мозговая М. А. Роль семьи в формировании самооценки подростков / М. А. Мозговая // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 3. – С. 91-97.
22. Мудрик, А. В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография / А. В. Мудрик. – Москва: Московский педагогический государственный университет. - 2016. – 256 с.
23. Насурова З. А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей / З. А. Насурова, Т. В. Ибрагимова // Известия Чеченского государственного университета. – 2020. – № 3(19). – С. 77-81.
24. Петровский А. В. Основы теоретической психологии: Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: Издательский Дом "Инфра-М". - 1998. – 528 с.
25. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти: психологический атлас человека: учебное пособие для студентов вузов / Аверин В. А. и др.; под ред. А. А. Реана. – Москва: АСТ. - 2010. – 651 с.
26. Рябинкина А. Н. Особенности самооценки подростков в неблагополучных семьях / А. Н. Рябинкина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : материалы VIII Международной научно-практической конференции, Орёл, 01–02 апреля 2020 года. – Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2021. – С. 299-304.
27. Саядян М. М. Неполная семья как объект социальной работы / М. М. Саядян // Обмен знаниями как ключевое условие научного прогресса : Сборник научных трудов. – Казань : ООО "СитИвент", 2021. – С. 66-70.
28. Семенова Л. Э. Особенности Я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации / Семенова Л. Э., Серебрякова Т. А., Белаш Н. И. //Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – №. 2 (27). – С. 11.
29. Смахтина Т. А. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте /Т.А. Смахтина//Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – №. 4. – С. 50.
30. Смирнов В. М. Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь / В. М. Смирнов, О. В. Селиванова // Экономика труда. – 2023. – Т. 10, № 5. – С. 695-714.
31. Собкин В. С. Взаимоотношения с родителями подростков из полных/неполных семей и статус среди одноклассников /В.С. Собкин/Социальная психология и общество. – 2023. – Т. 14. – №. 1. – С. 55-73.
32. Струк Л. А. Исследование самооценки подростков / Л. А. Струк // Молодой ученый. – 2022. – № 22(417). – С. 655-659.
33. Фельдштейн, Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии/ Д.И. Фельдштейн / РАО, Московский психолого- социальный институт; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. – 2013. – 378 с.
34. Фомина А. П. Особенности формирования системы ценностей у подростков из неблагополучных семей в образовательных организациях /А.П. Фомина//Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – №. 1 (834). – С. 111-123.
35. Цветкова Н. А., Покровская С. В. Особенности характеристик семейного воспитания в неполных семьях /Н.А. Цветкова//Социология. – 2022. – №. 3. – С. 262-268.
36. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей/ В. М. Целуйко. – М.: Изд - во ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2004. – 272 с.
37. Шилова М. В. Эмоциональные особенности детей в полных и неполных семьях / М. В. Шилова // Будущее науки-2022 : Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах, Курск, 21–22 апреля 2022 года / Отв. редактор М.С. Разумов. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 267-270.
38. Ярушкин Н. Н. Особенности социальной адаптации подростков из неполных семей / Н. Н. Ярушкин, Н. Н. Сатонина // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты : II Международная научно-практическая конференция, Ереван, 25–26 октября 2019 года. – Ереван: Российско-Армянский университет, 2020. – С. 895-900.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ