Психологические особенности самооценки подростков из неполных семей
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГАПОУ РК "Сортавальский колледж".
Выборка: 25 обучаемых в возрасте 16-17 лет.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки подростков из неполных семей…6
1.1 Характеристика понятия «самооценка» в психологии………………………..6
1.2 Проблемы неполных семей и их влияние на самооценку подростков……...11
1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте…………………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки подростков в неполных семьях на примере ГАПОУ РК «Сортавальский колледж»25
2.1 Организация и методы экспериментального исследования…………………25
2.2 Анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из полных и неполных семей…30
2.3 Программа по повышению уровня самооценки и рекомендации развития самооценки подростков из неполных семей…39
Заключение………………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…56
Приложения…………………………………………………………………………61
База исследования: ГАПОУ РК "Сортавальский колледж".
Выборка: 25 обучаемых в возрасте 16-17 лет.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки подростков из неполных семей…6
1.1 Характеристика понятия «самооценка» в психологии………………………..6
1.2 Проблемы неполных семей и их влияние на самооценку подростков……...11
1.3 Особенности самооценки в подростковом возрасте…………………………19
Глава 2. Экспериментальное исследование самооценки подростков в неполных семьях на примере ГАПОУ РК «Сортавальский колледж»25
2.1 Организация и методы экспериментального исследования…………………25
2.2 Анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из полных и неполных семей…30
2.3 Программа по повышению уровня самооценки и рекомендации развития самооценки подростков из неполных семей…39
Заключение………………………………………………………………………….53
Список используемой литературы…56
Приложения…………………………………………………………………………61
Несомненно, одним из основных институтов воспитания является семья, так как ребенок находится в ней в течение значительного периода своей жизни. Влияние семьи на формирование личности ребенка является более продолжительным, чем воздействие других институтов воспитания.
В последние годы наблюдается увеличение числа неполных семей, что, безусловно, является негативным фактором. Причины этому могут быть различными, такими как рождение внебрачного ребенка, разрыв брачно-семейных отношений или же смерть одного из родителей.
Воспитание детей в неполной семье представляет собой непростую задачу, сопряженную с рядом трудностей, которые впоследствии могут возникнуть как у самого родителя-одиночки, так и у воспитываемого подростка. Можно утверждать, что в неполной семье наблюдается деформация процесса воспитания. В том числе деформация процесса воспитания затрагивает и развитие самооценки подростка.
Исследование самооценки всегда было предметом повышенного внимания ученых и специалистов в области педагогики и психологии как на отечественном, так и на международном уровне. В последние годы эта проблема стала особенно актуальной в связи с требованиями к качеству образования, в которых важную роль играет развитие личности ученика.
Реалии нашего времени и век стремительного прогресса диктуют свои требования к формированию активной и целеустремленной личности, способной контролировать свое поведение, определять ясные планы на будущее и находить способы их реализации. Человек, который может адекватно оценивать свои поступки, анализировать свое отношение к себе и к окружающим, обязательно будет успешен. Уверенность в себе, объективная самооценка, стремление к достижению новых целей для своего развития - это навыки, которые будут полезны каждому.
Самооценка играет значительную роль в формировании индивидуальных особенностей детей и подростков. Ее влияние простирается на все аспекты их жизнедеятельности. Самооценка выступает важным психологическим фактором формирования деятельности и, кроме того, является существенной личностной инстанцией, влияя на взаимоотношения с окружающими людьми. От особенностей самооценки зависят уровень притязаний, активность личности и общение с другими людьми.
Цель дипломной работы – исследование особенностей самооценки подростков из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие самооценки и ее специфики развития в подростковом возрасте
2. Изучить характеристики неполной семьи и их влияние на развитие личности подростка
3. Эмпирическим путем вывить особенности самооценки подростков из неполных семей
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из неполных семей и подростков из полных семей.
5. Разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий по развитию самооценки подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у подростков из неполных семей изменится в лучшую сторону, если разработать и реализовать программу формирования нормальной самооценки у подростков с учетом проведения совместной работы с родителями.
Объектом исследования выступит самооценка подростков.
Предметом исследования являются особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
теоретические методы: анализ и обобщение психологических источников по проблеме исследования;
эмпирические методы: тестирование, метод опроса;
методы качественного и количественного анализа эмпирических
данных.
В последние годы наблюдается увеличение числа неполных семей, что, безусловно, является негативным фактором. Причины этому могут быть различными, такими как рождение внебрачного ребенка, разрыв брачно-семейных отношений или же смерть одного из родителей.
Воспитание детей в неполной семье представляет собой непростую задачу, сопряженную с рядом трудностей, которые впоследствии могут возникнуть как у самого родителя-одиночки, так и у воспитываемого подростка. Можно утверждать, что в неполной семье наблюдается деформация процесса воспитания. В том числе деформация процесса воспитания затрагивает и развитие самооценки подростка.
Исследование самооценки всегда было предметом повышенного внимания ученых и специалистов в области педагогики и психологии как на отечественном, так и на международном уровне. В последние годы эта проблема стала особенно актуальной в связи с требованиями к качеству образования, в которых важную роль играет развитие личности ученика.
Реалии нашего времени и век стремительного прогресса диктуют свои требования к формированию активной и целеустремленной личности, способной контролировать свое поведение, определять ясные планы на будущее и находить способы их реализации. Человек, который может адекватно оценивать свои поступки, анализировать свое отношение к себе и к окружающим, обязательно будет успешен. Уверенность в себе, объективная самооценка, стремление к достижению новых целей для своего развития - это навыки, которые будут полезны каждому.
Самооценка играет значительную роль в формировании индивидуальных особенностей детей и подростков. Ее влияние простирается на все аспекты их жизнедеятельности. Самооценка выступает важным психологическим фактором формирования деятельности и, кроме того, является существенной личностной инстанцией, влияя на взаимоотношения с окружающими людьми. От особенностей самооценки зависят уровень притязаний, активность личности и общение с другими людьми.
Цель дипломной работы – исследование особенностей самооценки подростков из неполных семей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие самооценки и ее специфики развития в подростковом возрасте
2. Изучить характеристики неполной семьи и их влияние на развитие личности подростка
3. Эмпирическим путем вывить особенности самооценки подростков из неполных семей
4. Провести сравнительный анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из неполных семей и подростков из полных семей.
5. Разработать систему коррекционно-развивающих мероприятий по развитию самооценки подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у подростков из неполных семей изменится в лучшую сторону, если разработать и реализовать программу формирования нормальной самооценки у подростков с учетом проведения совместной работы с родителями.
Объектом исследования выступит самооценка подростков.
Предметом исследования являются особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполной семье.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
теоретические методы: анализ и обобщение психологических источников по проблеме исследования;
эмпирические методы: тестирование, метод опроса;
методы качественного и количественного анализа эмпирических
данных.
В завершении дипломной работы стоит отметить, что проблема формирования нормальной самооценки подростков является одной из актуальнейших в современной психологии.
В психологии самооценку трактуют как совокупность представлений индивида о себе, сформированных через сравнение с другими людьми. Эти представления играют ключевую роль в создании образа собственного "Я" или Я-концепции.
Уровень самооценки играет решающую роль в успешности индивида как в своей деятельности, так и в коммуникативном процессе. Самооценка влияет на восприятие личностью своих достижений и ошибок, критики окружающих его людей и мнений социума.
Семья как первичная социальная система формообразует личность ребенка, она является той средой, которая детерминирует развитие личности, степень включения в семью и принятие в ней определенных ролевых позиций. Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми, а также это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Причины возникновения неполных семей могут быть разнообразными: от конфликтов и несовместимости родителей до трагических случаев, таких как утрата одного из родителей. Независимо от причины, эти изменения в жизни подростков могут вызывать стресс и неуверенность.
Полноценное развитие личности и психического развития ребенка возможно только в полной семье. Неполная семья имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития, в частности развития мышления, и личностного становления ребенка.
В ходе работы мною были изучены проблемы неполных семей, а также их влияние на самооценку подростков, определены особенности самооценки в подростковом возрасте.
На базе ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня самооценки подростков по методике Г. Н. Казанцевой и методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан.
По результатам проведенного эмпирического исследования общей самооценки подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях, можно сделать вывод, что подростки из неполной семьи имеют более низкий уровень самооценки.
Мною была проведена первичная диагностика уровня самооценки подростков, а затем разработана и реализована программа ее адекватного формирования.
На протяжении 1 месяца мною проводились занятия с подростками из неполных семей, а также с их родителями. После проведения курса мероприятий было организовано проведение вторичной диагностики по методике Г. Н. Казанцевой. Результаты вторичной диагностики указали на положительную динамику самооценки подростков из неполных семей, что позволяет сделать вывод о эффективности разработанной программы.
Гипотеза исследования о том, что уровень самооценки у подростков из неполных семей изменится в лучшую сторону, если разработать и реализовать программу формирования нормальной самооценки у подростков с учетом проведения совместной работы с родителями, подтвердилась.
Цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей самооценки подростков из неполных семей - достигнута.
Проанализировано понятие самооценки и ее специфика развития в подростковом возрасте, изучены характеристики неполной семьи и их влияние на развитие личности подростка. Эмпирическим путем выявлены особенности самооценки подростков из неполных семей, а также проведен сравнительный анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из неполных семей и подростков из полных семей, система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию самооценки подростков из неполных семей разработана. Что позволяет сделать вывод: поставленные задачи при написании дипломной работы решены.
В психологии самооценку трактуют как совокупность представлений индивида о себе, сформированных через сравнение с другими людьми. Эти представления играют ключевую роль в создании образа собственного "Я" или Я-концепции.
Уровень самооценки играет решающую роль в успешности индивида как в своей деятельности, так и в коммуникативном процессе. Самооценка влияет на восприятие личностью своих достижений и ошибок, критики окружающих его людей и мнений социума.
Семья как первичная социальная система формообразует личность ребенка, она является той средой, которая детерминирует развитие личности, степень включения в семью и принятие в ней определенных ролевых позиций. Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми, а также это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Причины возникновения неполных семей могут быть разнообразными: от конфликтов и несовместимости родителей до трагических случаев, таких как утрата одного из родителей. Независимо от причины, эти изменения в жизни подростков могут вызывать стресс и неуверенность.
Полноценное развитие личности и психического развития ребенка возможно только в полной семье. Неполная семья имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития, в частности развития мышления, и личностного становления ребенка.
В ходе работы мною были изучены проблемы неполных семей, а также их влияние на самооценку подростков, определены особенности самооценки в подростковом возрасте.
На базе ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня самооценки подростков по методике Г. Н. Казанцевой и методике Дембо-Рубинштейна в адаптации А. М. Прихожан.
По результатам проведенного эмпирического исследования общей самооценки подростков, воспитывающихся в полной и неполной семьях, можно сделать вывод, что подростки из неполной семьи имеют более низкий уровень самооценки.
Мною была проведена первичная диагностика уровня самооценки подростков, а затем разработана и реализована программа ее адекватного формирования.
На протяжении 1 месяца мною проводились занятия с подростками из неполных семей, а также с их родителями. После проведения курса мероприятий было организовано проведение вторичной диагностики по методике Г. Н. Казанцевой. Результаты вторичной диагностики указали на положительную динамику самооценки подростков из неполных семей, что позволяет сделать вывод о эффективности разработанной программы.
Гипотеза исследования о том, что уровень самооценки у подростков из неполных семей изменится в лучшую сторону, если разработать и реализовать программу формирования нормальной самооценки у подростков с учетом проведения совместной работы с родителями, подтвердилась.
Цель исследования, заключающаяся в изучении особенностей самооценки подростков из неполных семей - достигнута.
Проанализировано понятие самооценки и ее специфика развития в подростковом возрасте, изучены характеристики неполной семьи и их влияние на развитие личности подростка. Эмпирическим путем выявлены особенности самооценки подростков из неполных семей, а также проведен сравнительный анализ результатов исследования диагностики самооценки подростков из неполных семей и подростков из полных семей, система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию самооценки подростков из неполных семей разработана. Что позволяет сделать вывод: поставленные задачи при написании дипломной работы решены.



