ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС к уровню владения монологической речью. 7
1.1 Цели и задачи иноязычного образования 7
1.2. Проблема выделения компетенций в лингводидактике 9
1.3. Говорение как вид речевой деятельности 11
1.4. Общие принципы обучения монологу 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2 Методика формирования нарративной компетенции 22
2.1. Нарративность как культурная модель 22
2.2. Нарратив как вид повествования 24
2.3. Нарративная компетенция и ее составляющие 27
2.4. Основные приемы обучения монологу 30
2.5. Опытная работа по формированию нарративной компетенции на уроке
английского языка в 8 классе 35
2.5.1. Диагностический этап формирующего эксперимента
35
2.5.2. Проектирование урока, направленного на обучение нарративному
высказыванию 38
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
Современная система обучения иностранному языку ориентирована на воспитание мягких умений человека 21 века, обеспечивающих успешность в образовательной и профессиональной деятельности. Одной из ключевых компетенций является коммуникация в целом и владение устно-речевым дискурсом в частности. Особенность нарративного высказывания заключается в том, что оно совмещает информационную, убеждающую и побуждающую функции. Мотивирующая история становится инструментом маркетинга, агитации и активации познавательной деятельности. Перечисленное объясняет актуальность формирования нарративной компетенции.
По словам практикующих педагогов, обучение монологическому высказыванию требует от учащихся больших затрат времени и усилий, а также обуславливает необходимость составления учителем четко продуманной технологии обучения. Задания на описание, повествование и рассуждение вызывают наибольшие затруднения у большинства обучающихся. При этом, проблема адекватного выражения собственных мыслей зачастую возникает даже у учащихся, обладающих обширным словарным запасом и способных к грамотной письменной речи, но не умеющих использовать свой потенциал в устной речи. Главным образом, причиной данной проблемы является отсутствие практики устного изложения и неправильного расстановки приоритетов при обучении языку. Следовательно, учитель должен создать условия для формирования данного умения на уроке иностранного языка.
Проблема обучения монологической речи считается одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Актуальность исследования 3
заключается в необходимости создания благоприятных педагогических условий для формирования нарративной компетенции.
Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития ребенка. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Следует подчеркнуть, что высокий уровень владения языком предполагает способность переключения с одного вида монолога на другой, например, от аргументированного выражения мнения к описанию, от пересказа-повествования к призыву-мотивации и т.д. Нарративное высказывание обладает стилевой емкостью, сюжетностью, эмоциональностью. Именно эти особенности нарратива определяют его роль в обучении монологу.
Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация алгоритма обучения нарративу с точки зрения его дидактического потенциала и эффективности.
Объектом исследования является обучение монологической речи в 8 классе.
Предметом исследования является методика формирования нарративной компетенции.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. проанализировать требования ФГОС к уровню владения монологической речью;
2. изучить проблему выделения компетенций в лингводидактике;
3. рассмотреть цели и задачи иноязычного образования;...
В педагогических и лингводидактических исследованиях по сей день нет общего взгляда на принципы выделения и измерения компетенций. Решением данной проблемы может стать выделение компетенций с точки зрения образовательной цели. Так, способность понимать и порождать нарративное высказывание в данном исследовании получила обозначение термином «нарративная компетенция». Наличие деятельностного компонента в структуре компетенции позволяет описывать ее при помощи глаголов «знать-уметь-владеть». В рамках данного исследования были предложены декскрипторы компетенции и основанные на них критерии оценивания сформированности данной компетенции.
Понимание нарратива как сложного коммуникативного события требует от педагога специальных усилий по формированию нарративной компетенции и создания условий для протекания повествования, имеющего интенциональное, социальное и ценностное значение.
Обзор литературы, посвященной нарративной компетенции, позволил провести инвентаризацию приемов обучения нарративу и спроектировать и провести уроки, направленные на развития данного вида компетенции.
Опытная работа показала, что использование предложенных приемов улучшает качество повествования по нескольким параметрам: выразительность, структура, представленность автора, направленность на слушателя. Вторая сторона нарративной компетенции — понимание нарратива развивалась посредством организации активного слушания и обмена мнениями после прослушивания истории.
В заключении можно выразить надежду, что умение излагать, мотивировать, воздействовать, убеждать, учиться, оценивать и общаться посредством нарратива может стать универсальным умением, которое поможет будущему выпускнику в его образовательной и профессиональной деятельности.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 432 с.
2. Алещанова И.В Нарратив как культурная модель // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. Т. 4. № 1. С. 38-43.
3. Бейсбекова Ж.Б Компетентностный подход - новая модель образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 1. С. 115120.
4. Брокмейер, Й. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.
5. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2007, 278 с.
6. Гальскова Н. Д., Гёз Н. Н. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвистических ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 336 с.
7. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2005. 317 с.
8. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 2001, с. 125.
9. Греймас, А.Ж. В поисках трансформационной модели / А.Ж. Греймас: перевод Л. Зиминой. — М.: Академ. проект, 2004. 368 с.
10. Дмитриева О.А. Прорблематика выделения компетенций в лингвистике // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2015. № 5 (95). C. 51-53
11.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2011, 248 с.
12. Иванова Н.А., Сахарова А.В., Смирнова Е.Л. Конструирование образа другого в процессе формирования нарративной компетенции // Казанская наука. 2019. № 5. С. 128-130
13. Ирисханова К.М. Общеевропейские компетенции владения
иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, 2001 / пер. под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005. 248 с.
14. Каменская О. Л. Текст и коммуникация: учеб. пособие. М. : Высш. шк., 1990. 153 с.
15. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения : учеб.-метод. пособие. М. : Просвещение, 1991. 222 с....