Формирование нарративной компетенции на уроке английского языка в 8 классе
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС к уровню владения монологической речью. 7
1.1 Цели и задачи иноязычного образования 7
1.2. Проблема выделения компетенций в лингводидактике 9
1.3. Говорение как вид речевой деятельности 11
1.4. Общие принципы обучения монологу 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2 Методика формирования нарративной компетенции 22
2.1. Нарративность как культурная модель 22
2.2. Нарратив как вид повествования 24
2.3. Нарративная компетенция и ее составляющие 27
2.4. Основные приемы обучения монологу 30
2.5. Опытная работа по формированию нарративной компетенции на уроке
английского языка в 8 классе 35
2.5.1. Диагностический этап формирующего эксперимента
35
2.5.2. Проектирование урока, направленного на обучение нарративному
высказыванию 38
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
Введение 3
Глава 1. Требования ФГОС к уровню владения монологической речью. 7
1.1 Цели и задачи иноязычного образования 7
1.2. Проблема выделения компетенций в лингводидактике 9
1.3. Говорение как вид речевой деятельности 11
1.4. Общие принципы обучения монологу 14
Выводы по главе 1 21
Глава 2 Методика формирования нарративной компетенции 22
2.1. Нарративность как культурная модель 22
2.2. Нарратив как вид повествования 24
2.3. Нарративная компетенция и ее составляющие 27
2.4. Основные приемы обучения монологу 30
2.5. Опытная работа по формированию нарративной компетенции на уроке
английского языка в 8 классе 35
2.5.1. Диагностический этап формирующего эксперимента
35
2.5.2. Проектирование урока, направленного на обучение нарративному
высказыванию 38
Выводы по главе 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 52
Современная система обучения иностранному языку ориентирована на воспитание мягких умений человека 21 века, обеспечивающих успешность в образовательной и профессиональной деятельности. Одной из ключевых компетенций является коммуникация в целом и владение устно-речевым дискурсом в частности. Особенность нарративного высказывания заключается в том, что оно совмещает информационную, убеждающую и побуждающую функции. Мотивирующая история становится инструментом маркетинга, агитации и активации познавательной деятельности. Перечисленное объясняет актуальность формирования нарративной компетенции.
По словам практикующих педагогов, обучение монологическому высказыванию требует от учащихся больших затрат времени и усилий, а также обуславливает необходимость составления учителем четко продуманной технологии обучения. Задания на описание, повествование и рассуждение вызывают наибольшие затруднения у большинства обучающихся. При этом, проблема адекватного выражения собственных мыслей зачастую возникает даже у учащихся, обладающих обширным словарным запасом и способных к грамотной письменной речи, но не умеющих использовать свой потенциал в устной речи. Главным образом, причиной данной проблемы является отсутствие практики устного изложения и неправильного расстановки приоритетов при обучении языку. Следовательно, учитель должен создать условия для формирования данного умения на уроке иностранного языка.
Проблема обучения монологической речи считается одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Актуальность исследования 3
заключается в необходимости создания благоприятных педагогических условий для формирования нарративной компетенции.
Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития ребенка. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Следует подчеркнуть, что высокий уровень владения языком предполагает способность переключения с одного вида монолога на другой, например, от аргументированного выражения мнения к описанию, от пересказа-повествования к призыву-мотивации и т.д. Нарративное высказывание обладает стилевой емкостью, сюжетностью, эмоциональностью. Именно эти особенности нарратива определяют его роль в обучении монологу.
Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация алгоритма обучения нарративу с точки зрения его дидактического потенциала и эффективности.
Объектом исследования является обучение монологической речи в 8 классе.
Предметом исследования является методика формирования нарративной компетенции.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. проанализировать требования ФГОС к уровню владения монологической речью;
2. изучить проблему выделения компетенций в лингводидактике;
3. рассмотреть цели и задачи иноязычного образования;...
По словам практикующих педагогов, обучение монологическому высказыванию требует от учащихся больших затрат времени и усилий, а также обуславливает необходимость составления учителем четко продуманной технологии обучения. Задания на описание, повествование и рассуждение вызывают наибольшие затруднения у большинства обучающихся. При этом, проблема адекватного выражения собственных мыслей зачастую возникает даже у учащихся, обладающих обширным словарным запасом и способных к грамотной письменной речи, но не умеющих использовать свой потенциал в устной речи. Главным образом, причиной данной проблемы является отсутствие практики устного изложения и неправильного расстановки приоритетов при обучении языку. Следовательно, учитель должен создать условия для формирования данного умения на уроке иностранного языка.
Проблема обучения монологической речи считается одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Актуальность исследования 3
заключается в необходимости создания благоприятных педагогических условий для формирования нарративной компетенции.
Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития ребенка. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Следует подчеркнуть, что высокий уровень владения языком предполагает способность переключения с одного вида монолога на другой, например, от аргументированного выражения мнения к описанию, от пересказа-повествования к призыву-мотивации и т.д. Нарративное высказывание обладает стилевой емкостью, сюжетностью, эмоциональностью. Именно эти особенности нарратива определяют его роль в обучении монологу.
Целью исследования является теоретическое обоснование и апробация алгоритма обучения нарративу с точки зрения его дидактического потенциала и эффективности.
Объектом исследования является обучение монологической речи в 8 классе.
Предметом исследования является методика формирования нарративной компетенции.
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. проанализировать требования ФГОС к уровню владения монологической речью;
2. изучить проблему выделения компетенций в лингводидактике;
3. рассмотреть цели и задачи иноязычного образования;...
В педагогических и лингводидактических исследованиях по сей день нет общего взгляда на принципы выделения и измерения компетенций. Решением данной проблемы может стать выделение компетенций с точки зрения образовательной цели. Так, способность понимать и порождать нарративное высказывание в данном исследовании получила обозначение термином «нарративная компетенция». Наличие деятельностного компонента в структуре компетенции позволяет описывать ее при помощи глаголов «знать-уметь-владеть». В рамках данного исследования были предложены декскрипторы компетенции и основанные на них критерии оценивания сформированности данной компетенции.
Понимание нарратива как сложного коммуникативного события требует от педагога специальных усилий по формированию нарративной компетенции и создания условий для протекания повествования, имеющего интенциональное, социальное и ценностное значение.
Обзор литературы, посвященной нарративной компетенции, позволил провести инвентаризацию приемов обучения нарративу и спроектировать и провести уроки, направленные на развития данного вида компетенции.
Опытная работа показала, что использование предложенных приемов улучшает качество повествования по нескольким параметрам: выразительность, структура, представленность автора, направленность на слушателя. Вторая сторона нарративной компетенции — понимание нарратива развивалась посредством организации активного слушания и обмена мнениями после прослушивания истории.
В заключении можно выразить надежду, что умение излагать, мотивировать, воздействовать, убеждать, учиться, оценивать и общаться посредством нарратива может стать универсальным умением, которое поможет будущему выпускнику в его образовательной и профессиональной деятельности.
Понимание нарратива как сложного коммуникативного события требует от педагога специальных усилий по формированию нарративной компетенции и создания условий для протекания повествования, имеющего интенциональное, социальное и ценностное значение.
Обзор литературы, посвященной нарративной компетенции, позволил провести инвентаризацию приемов обучения нарративу и спроектировать и провести уроки, направленные на развития данного вида компетенции.
Опытная работа показала, что использование предложенных приемов улучшает качество повествования по нескольким параметрам: выразительность, структура, представленность автора, направленность на слушателя. Вторая сторона нарративной компетенции — понимание нарратива развивалась посредством организации активного слушания и обмена мнениями после прослушивания истории.
В заключении можно выразить надежду, что умение излагать, мотивировать, воздействовать, убеждать, учиться, оценивать и общаться посредством нарратива может стать универсальным умением, которое поможет будущему выпускнику в его образовательной и профессиональной деятельности.
Подобные работы
- Применение психолингвистических особенностей рекламного
текста в процессе формирования коммуникативной
компетенции учащихся старших классов
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ НАРРАТИВУ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Использование интерактивных заданий при обучении монологической речи на уровне бакалавриата
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2021 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Представление о времени и пространстве в картине мира древних англосаксов
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока (10.02.01 )
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002





