ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологическое исследование проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов современных
старшеклассников 6
1.1. Проблема формирования нравственно-ценностных приоритетов в отечественной и зарубежной научной литературе 6
1.2. Роль учителя в формировании нравственно-ценностных приоритетов современных старшеклассников в процессе преподавания английского
языка 14
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственно-ценностных приоритетов современных старшеклассников
средствами английского языка 30
2.1. Особенности формирования нравственно-ценностных приоритетов
современных старшеклассников 30
2.2. Программа по формированию нравственно-ценностных приоритетов
современных старшеклассников средствами английского языка 35
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
Список литературы 59
Приложение 1. Анкета 66
Приложение 2. Маршруты экскурсий 67
Приложение 3. Опубликованная научная статья 69
Современное общество крайне неоднородно. Каждое отдельное поколение обладает своим собственным набором качеств и нравственно - ценностных приоритетов. Множество факторов влияют на формирование ценностей современных школьников. Среди них наиболее важными являются экономические, политические особенности страны, а также социокультурная и национально-региональная специфика общества.
Основополагающие ценности закладываются еще в детстве, на этапе семейного воспитания. На протяжении веков семья выступала как один из важнейших социальных институтов, как место, где передавались жизненно необходимые знания, традиции, а также формировались нравственность, человечность, умение дружить, любить и многое другое. Вплоть до сегодняшнего дня альтернатива семье не найдена.
Школа и каждый учитель в отдельности также несут ответственность за воспитание и формирование нравственно-ценностных приоритетов подрастающего поколения. Именно поэтому для уверенности в завтрашнем дне следует уже сегодня начать отслеживать основные тенденции, происходящие в семейной сфере и последовательно, целенаправленно осуществлять помощь в воспитании подростков в стенах школы.
Кроме того, из-за увеличения объемов миграции, современное российское образование вынуждено разрабатывать новые методы обучения, учитывающие этнические особенности каждого обучающегося и, в то же время, прививающие школьникам основополагающие ценности русского общества. Современный учитель английского языка должен обладать такой профессиональной компетенцией, как умение работать и развивать нравственные качества учеников, принадлежащих к разным национальностям. На сегодняшний день школе требуется больше учителей, обладающих данной компетенцией. В этом заключается актуальность исследуемой проблемы.
Изучение проблемы формирования нравственно-ценностных приоритетов личности имеет длительную историю. Благодаря тщательным исследованиям в сфере лингвистики, социологии, психологии, психолингвистики, философии, педагогики, аксиологии, культурологии и ряде других научных направлений, к сегодняшнему дню накоплен богатый теоретический материал по данному вопросу и степень разработанности проблемы высока. Такие отечественные ученые как В.С. Бакиров, Д.А. Леонтьев, П.А. Сорокин, В.П. Тугаринов и другие изучали вопрос нравственных ценностей и их роль в жизни человека. В зарубежной научной литературе понятия «нравственность», «ценности» и «нравственноценностные приоритеты» встречаются в работах Ф. Знанецкого, К. Клакхона, Т. Парсонса, М. Рокича, М. Смита, У. Томаса и Ш. Шварца.
Цель данной работы - разработать и апробировать образовательную программу по формированию нравственно-ценностных приоритетов старшеклассников на уроках английского языка.
В качестве объекта данного исследования мы определяем учебный процесс в общеобразовательной школе. Предметом исследования является формирование нравственно-ценностных приоритетов современных старшеклассников в поликультурной школе средствами английского языка.
Гипотеза исследования: процесс формирования нравственно
ценностных приоритетов у современных старшеклассников средствами английского языка будет наиболее эффективным, если:
• определено и расширено содержание нравственно-ценностных приоритетов, их педагогическое значения как фактора нравственного воспитания современных старшеклассников;
• показана роль учителя в формировании нравственно-ценностных приоритетов у современных старшеклассников средствами английского языка;
• разработана и апробирована образовательная программа по
формированию нравственно-ценностных приоритетов у современных старшеклассников средствами английского языка.
Для достижения поставленной цели в соответствии с предметом исследования и для проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:
1. На основе существующих концепций и собственных исследований
расширить понятия: «нравственность», «нравственно-ценностные
приоритеты»....
Долгие годы человечество пыталось осознать, оценить и классифицировать те или иные качества и наклонности человеческой личности. Одни явления становились социально одобряемыми, их начинали уважать, ценить, стремились развить в себе и, по возможности, передать будущим поколениям. Так происходило формирование нравственноценностных приоритетов. Другие качества отвергались, презирались, а люди, обладающие «неприемлемыми» для общества личностными
характеристиками, часто превращались в изгоев.
Однако времена меняются. Плохое и хорошее, правильное и неправильное, ценности и антиценности - что представляют собой эти понятия в современном мире? Единственно верного ответа на этот вопрос не существует. У каждого человека найдется свой уникальный, неповторимый и обязательно субъективный ответ.
Изучение нравственно-ценностных приоритетов современных старшеклассников сопряжено с определенными трудностями. Основное затруднение заключается в том, что такое исследование дает результат, который будет действительным и актуальным в течение крайне короткого отрезка времени. Следовательно, научные исследования такого рода должны производиться постоянно, по мере того, как одно поколение сменяет другое. Только так можно будет отследить изменения, происходящие в ценностных ориентациях современных старших школьников и понять, в каком направлении педагогам необходимо работать, чтобы скорректировать эти процессы.
Гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у современных старшеклассников средствами английского языка происходит эффективнее, если:
• определено и расширено содержание нравственно-ценностных приоритетов, их педагогическое значения как фактора нравственного воспитания современных старшеклассников;
• показана роль учителя в формировании нравственно-ценностных приоритетов у современных старшеклассников средствами английского языка;
• разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс школы авторская программа преподавания английского языка, построенная на профессионально-ориентированном подходе.
Настоящее исследование показало, что учителя английского языка играют не последнюю роль в формировании нравственных приоритетов подрастающего поколения. Именно на уроках английского языка необходимо проводить воспитательные мероприятия различного характера. Школьники, увлеченные интересной деятельностью, не всегда замечают, что меняются, что постепенно раскрывают в себе новые качества и грани личности.
После уроков, нацеленных на формирование нравственно-ценностных приоритетов, подростки приобретают опыт работы в нестандартных ситуациях, а также учатся принимать себя и других людей, справляться с психологическими барьерами. Работа по формированию нравственных приоритетов наиболее успешно проходит в подростковом и старшем подростковом возрасте. В это время школьники ищут себя, стремятся найти единомышленников и ответы на волнующие их вопросы. Конечно, время на уроке ограничено, а школьный коллектив - не единственное место, где подросток может пройти сложный процесс социализации. Несмотря на это школа является важным помощником для родителей в вопросах воспитания нового поколения.
Проведение опытно-экспериментальной работы по формированию нравственно-ценностных приоритетов современных старшеклассников средствами английского языка (программа «Дружелюбный Красноярск») показало, что необходимо разрабатывать больше образовательных проектов, направленных на формирование и развитие личности обучающихся. Кроме того, программы, соответствующие современному Федеральному государственному образовательному стандарту, пока не содержат достаточной методической базы для работы в поликультурных школах. Специфика таких образовательных учреждений подразумевает разработку и апробацию новых педагогических и воспитательных программ....