Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации гипержанра подкаста в профессиональном дискурсе (на материале подкаста «Поговорим про РКИ»)

Работа №146975

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования гипержанра подкаста в профессиональном дискурсе 8
1.1. Речевые жанры как объект научного исследования 8
1.1.1. Определение речевого жанра: концепции, аспекты 8
1.1.2. Типология речевых жанров 11
1.1.3. Описательная модель речевого жанра 13
1.2. Понятие профессионального дискурса 17
1.2.1. Определение профессионального дискурса 17
1.2.2. Типы дискурсов в образовательной сфере 19
1.2.3. Реализация профессионального дискурса в интернете 22
1.3. Интернет-коммуникация как сфера функционирования речевых жанров 24
1.3.1. Характеристика интернет-коммуникации 24
1.3.2. Виртуальное жанроведение 26
1.3.3. Понятие подкастинга 29
Выводы 33
Глава 2. Специфика реализации гипержанра подкаста в профессиональном дискурсе 35
2.1. Подкаст «Поговорим про РКИ» как виртуальный гипержанр 35
2.1.1. Описание подкаста «Поговорим про РКИ» 35
2.1.2. Особенности композиции гипержанра подкаста «Поговорим про РКИ» 36
2.2. Реализация виртуального гипержанра подкаста в профессиональном дискурсе (на основе описательной модели) 39
2.2.1. Устойчивые жанрообразующие признаки 39
2.2.2. Вариативные жанрообразующие признаки 48
2.3. Специфика интернет-платформ 57
Выводы 59
Заключение 61
Литература 64

Речевая деятельность человека многие годы принадлежит к актуальным объектам научного исследования. В работе «Проблема речевых жанров» М.М. Бахтин выдвигает мысль о том, что человеческая речь строится по некоторым устоявшимся моделям - речевым жанрам, которые представляют собой «устойчивые композиционные, тематические и стилистические типы высказываний» [Бахтин, 1996].
В научных работах, развивая идеи М. М. Бахтина, разрабатываются типологии и модели описания речевых жанров. Большинство исследователей предлагает свои подходы к классификации речевых жанров (М.Ю. Федосюк, В.В. Дементьев, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева, А.Г. Баранов).
Таким образом, существует большое количество работ, посвященных исследованию речевой деятельности в разных аспектах и сферах научного знания, однако в последние десятилетия на первый план выходят работы, посвященные принципиально новому формату коммуникации - интернет- коммуникации.
Со второй половины XX века наблюдается стремительное развитие цифровых технологий. Практически каждое явление окружающего мира теперь имеет виртуальный аналог. Факторы современного мира не могли не повлиять и на коммуникацию: цифровизация в корне изменила подход к получению и передаче информации. Интернет-коммуникацию можно охарактеризовать как «новое прикладное направление, в котором исследуется использование людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знания и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах» [Розина, 2007]. Описанию характерных черт виртуального общения посвящены работы Н.Г. Асмус, Т.Ю. Виноградовой, Е.Ю. Воякиной, Е.А. Орлова, Л.Ю. Иванова и др. Главными особенностями интернет-коммуникации считаются дистантность, интерактивность и гипертекстуальность, которые в большей мере отличают общение в интернете от традиционного формата коммуникации.
Переход коммуникации в электронный формат вызвал появление нового направления в жанроведении - виртуального жанроведения. В рамках данного направления исследователи (Е.М. Горошко, М.Л. Макаров, Л.Ю. Щипицина, И.Г. Сидорова и др.) выявляют и описывают жанры, функционирующие в интернет-пространстве. Одним из таких жанров выделяется подкаст, который представляет собой «разновидность информационного вещания в Интернете, характеризующаяся конкретной тематической направленностью, устной формой, продолжительностью от 15 до 120 минут, открытостью коммуникативной среды (подкасты создают не только профессионалы речи), разнообразием форм речи (монолог, диалог и полилог)» [Голокова, 2021].
Формат подкаста является крайне востребованным и используется в различных профессиональных областях, например, в академическом дискурсе. Научная речь уже реализовывалась в рамках виртуальной коммуникации в виде электронных форумов, интернет-конференций, электронных библиотек и журналов. В профессиональном дискурсе подкаст служит платформой для обмена мнениями и формой повышения квалификации.
Объект исследования - гипержанр подкаста «Поговорим про РКИ» в профессиональном дискурсе.
Предмет исследования - специфические особенности реализации гипержанра подкаста в профессиональном дискурсе.
Материал исследования - 66 подкастов телеграм-канала «Поговорим про РКИ».
Цель работы - описание особенностей реализации гипержанра подкаста в профессиональном дискурсе.
Актуальность исследования обусловлена научным интересом к новым форматам коммуникации. Особое внимание уделяется текстам, включающих в себя комплекс речевых жанров. С каждым годом число различных тематических подкастов только возрастает, что вызывает необходимость в научном осмыслении данного явления. Рассмотрение подкаста как гипержанра в рамках профессионального дискурса остается малоизученным направлением в коммуникативной лингвистике...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования ГЖ подкаста в профессиональном дискурсе изучена литература, посвященная понятию и типологии речевых жанров, академическому дискурсу как разновидности профессионального дискурса, интернет-коммуникации. Подобраны и проанализированы подкасты «Поговорим про РКИ». В соответствии с существующими описательными моделями РЖ, создана описательная модель ГЖ подкаста в профессиональном дискурсе.
В результате исследования было выявлено, что подкаст «Поговорим про РКИ» представляет собой гипержанр, имеющий трехчастную структуру: приветствие, основная часть и заключение. Каждый элемент структуры состоит из набора РЖ и субжанров, которые могут реализовываться в виде тактик. Неизменяемыми параметрами обозначаются части приветствия и заключения, субжанры и тактики которых совпадают практически во всех подкастах. Набор РЖ и субжанров, входящих в основную часть, меняется в зависимости от темы выпуска и характера приглашенного гостя.
ГЖ подкаста относится к группе РЖ, функционирующих исключительно в виртуальном формате. Анализируемый материал представляет собой сложное коммуникативное событие, для описания которого необходимо создание определенных критериев, учитывающих все специфические особенности его реализации. Жанрообразующие признаки, предложенные Т.В. Шмелевой, были разделены на устойчивые и вариативные, что позволило в большей мере охарактеризовать исследуемый материал. К устойчивым жанрообразующим признакам относятся: коммуникативная цель, участники коммуникации и коммуникативные эпизоды.
Коммуникативная цель ГЖ подкаста - это передача опыта и знаний в сфере преподавания русского языка как иностранного. Подкасты включают в себя различные по цели высказывания РЖ: информативные, императивные, оценочные и этикетные. Данное положение свидетельствует о том, что ГЖ подкаста затруднительно отнести к одной определенной группе. Однако важно отметить, что как наиболее частотные РЖ и субжанры воплощаются информативные и этикетные.
Участники коммуникации составляют три группы: 1) ведущие подкастов; 2) гости; 3) слушатели подкастов. Основополагающими характеристиками отношений между всеми участниками ГЖ подкаста в профессиональном дискурсе заключается в тенденциях к сокращению дистанции и равноценности коммуникантов, то есть их равнозначная погруженность в профессиональную тему.
Опосредованный формат коммуникации и ее асинхронность с ракурса адресата предполагают вневременное развитие ситуаций общения. Вследствие чего в данном исследовании рассматриваются следующие коммуникативные эпизоды: «пост-описание подкаста», «приглашение на подкаст», «гипержанр подкаста», «комментарий». С исследовательской точки зрения, самым неизученным остается КЭ «приглашение на подкаст», так как вербально он не выражен. Мы можем предположить, что авторы проекта обращаются к гостям в форме РЖ приглашение или РЖ заявка. КЭ «комментарий», представляя собой реакцию адресата на подкаст, часто воплощается в формате благодарности (как гостю, так и ведущему), выражения собственного мнения о прослушанном, передачи личного опыта. КЭ «Пост-описание подкаста» имеет вневременную природу, его положение в коммуникативной цепи завит от ракурса ознакомления.
Вариативными жанрообразующими признаками обозначаются тематическое содержание и языковое воплощение. Тематическое содержание определяет вариативность отбора РЖ и субжанров, что сказывается на языковом воплощении. В ходе исследования были выделены тематические группы подкастов, наиболее репрезентативными из которых являются, по нашему мнению, темы «процесс обучения (рекомендации проведения уроков РКИ)», «наставничество и качества преподавателя», «проекты и события в мире РКИ». Анализ данных трех групп показал, что языковое воплощение ГЖ подкаста в профессиональном дискурсе определяется избранными в зависимости от темы РЖ и субжанрами. Наиболее ярко выраженные отличия между тематическими группами выявлены на лексическом уровне. Конструкции, реализующиеся на морфологическом и синтаксическом уровнях, могут совпадать, но выполнять разные функции....


1. Абрамзон, Т. Е. Специфика интернет-жанров / Т. Е. Абрамзон // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2019. - Т. 10, № 2. - С. 73
2. Алтухова Т. В. Виртуальное общение: новый этап развития письменной коммуникации / Т. В. Алтухова, Н. Б. Лебедева // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2012. - № 1 (49). - С. 105-111.
3. Андреева, С. С. Социолингвистические признаки академического дискурса / С. С. Андреева // Неделя науки СПбПУ : Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады, Санкт- Петербург, 14-19 ноября 2016 года. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2016. - С. 333-336. - EDN XQMHTR.
4. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). Учеб. пособие для студ.фак. иностр. яз. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 128 с.
5. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 688 с.
6. Арутюнова Н.Д. Речевой акт //Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 412¬413.
7. Асмус Н. Г. Жанровое своеобразие электронного дискурса // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Братск, 1 апр. - 01 мая 2015 г. - Братск, 2015. - С. 212¬219.
8. Баранов А. Г. Когнитивные формализмы текстовой деятельности // Вестн. Пятигорск. гос. лингв. ун-та. 1999. № 2. С. 34-37.
9. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. - М. : Русские словари, 1996. - Т. 5. Работы 1940-1960 гг. - С. 249-258.
10. Белинская Е. П. Интернет и идентификационные структуры личности // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. - М. : Московский общественный научный фонд, 2001.
11. Валгина Н. С. Теория текста. - М. : Логос, 2004. - 173 с.
12. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов, 1997. - № 1. - С. 99-111.
13. Ветрова, О. Г. Культура научного общения: хеджинг в академическом дискурсе / О. Г. Ветрова // Problems of modern Philology, pedagogigs and Psychology : Materials digest of the XXV International Scientific and Practical Conference and the II stage of Research Analytics Championship in pedagogical sciences, psychological sciences and the I stage of the Research Analytics Championship in the philological sciences. (London, May 16-May 21, 2012) / Chief editor - Pavlov V. V.. - London : Международная академия наук и высшего образования, 2012. - С. 120-121.
14. Виноградова, Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект [Текст] / Т.Ю. Виноградова. - Казань : Казан. гос. ун-т, 2004. - 348 с.
15. Воинова, Е. А. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды / Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 12. - С. 104-120....(68)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ