Правовые особенности профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (Государственный гуманитарно-технологический университет)
|
Работа сделана на примере Окружного управления социального развития Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации 7
1.1 Понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации 7
1.2 Основные направления по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних 15
1.3 Нормативно-правовые гарантии профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации 25
Глава 2. Практическое изучение деятельности государственных служб по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних примере г.о. Истра 31
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации 7
1.1 Понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации 7
1.2 Основные направления по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних 15
1.3 Нормативно-правовые гарантии профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации 25
Глава 2. Практическое изучение деятельности государственных служб по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних примере г.о. Истра 31
Заключение 45
Список используемой литературы 47
В современной России вопрос воспитания гражданина правового государства, осведомленного о своих правах и обязанностях, становится все более насущным. Это связано с растущими противоречиями между официально провозглашенными свободами и их систематическим нарушением, увеличением случаев нарушений прав человека на фоне общей правовой неграмотности, и потребностью общества в ответственных и активных гражданах. Молодое поколение, несмотря на высокий уровень осведомленности о своих правах, часто демонстрирует низкое развитие гражданской позиции и обязанностей. Эти диссонансы находят свое отражение в социальной реальности, где учащается число правонарушений среди детей и подростков, что указывает на необходимость усиленного правового образования в общеобразовательных учреждениях.
С другой стороны, состояние детей в любом обществе является зеркалом его морального и этического здоровья. Существенное увеличение числа детей, оставшихся без надзора и вовлеченных в антисоциальное поведение, подчеркивает кризис в семейных и социальных структурах. Школы и внешкольные учреждения, отказывающиеся от своих воспитательных функций в пользу коммерческих интересов, также способствуют ухудшению ситуации. Эта социально-психологическая деформация взаимоотношений в обществе приводит к росту преступности среди молодежи, стирая границы между нормой и отклонением и способствуя асоциальным ориентациям.
Важно признать, что психофизическое, социокультурное и духовно-нравственное состояние населения играет ключевую роль в развитии общества и его совершенствовании, что подчеркивает необходимость углубленного внимания к социальной среде и взаимодействию человека с окружающим миром.
В настоящее время Россия сталкивается с серьезными трансформационными вызовами и последствиями внедрения рыночных реформ, что приводит к увеличению социальных проблем, включая социальное сиротство и жестокое обращение с несовершеннолетними. Становится очевидной массовость таких явлений, как попрошайничество, нищенство и безнадзорность детей, которые представляют собой серьезную угрозу, игнорирование которой может привести к непоправимым последствиям. Безнадзорность, в частности, становится основной причиной подростковых девиаций, влекущих за собой бродяжничество, мелкое воровство, употребление спиртного, наркотиков, участие в проституции и совершение противоправных действий.
Научная база изучения. Современная литература (Д.К. Гайфуллин [7], И.А. Ржаницына [18], В.В. Хмельков [23]) рассматривает проблему безнадзорности в контексте молодежной среды, часто ассоциируя ее с такими понятиями, как беспризорность и бродяжничество. А.М. Нечаева [16] подчеркивает, что безнадзорность может стать первым шагом к социальной дезадаптации и нарушению процесса социализации подростка, делая ее одной из основных проблем современного детства.
Система специализированных учреждений для несовершеннолетних играет важную роль в профилактике безнадзорности и восстановлении роли семьи как основного социального института. Тем не менее, возможности правового просвещения, которые могли бы эффективно предотвращать безнадзорность, часто остаются недостаточно реализованы.
Эти обстоятельства порождают серьезное противоречие между нарастающей потребностью в профилактике безнадзорности среди подростков и недостаточной изученностью и применением правового просвещения как инструмента для решения этой задачи. Подчеркивается важность разработки и внедрения социально-педагогических технологий для работы с данной категорией подростков, что способствовало бы их адаптации и интеграции в общество.
правовых особенностей профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха)
Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы является актуальной и может стать темой изучения.
Объект изучения: профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Предмет изучения: правовые особенности профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
Цель выпускной квалификационной работы: изучение правовых особенностей профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- рассмотреть основные направления по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- проанализировать нормативно-правовые гарантии профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- практически изучить деятельности государственных служб по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних примере Окружного управления социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
В ходе работы были изучены и проанализированы такие нормативно-правовые источники, как: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2], «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4], Распоряжение «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [5], Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [6].
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные предложения могут быть использованы в социальной работе по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних при реализации мер государственной социально-правовой поддержки.
С другой стороны, состояние детей в любом обществе является зеркалом его морального и этического здоровья. Существенное увеличение числа детей, оставшихся без надзора и вовлеченных в антисоциальное поведение, подчеркивает кризис в семейных и социальных структурах. Школы и внешкольные учреждения, отказывающиеся от своих воспитательных функций в пользу коммерческих интересов, также способствуют ухудшению ситуации. Эта социально-психологическая деформация взаимоотношений в обществе приводит к росту преступности среди молодежи, стирая границы между нормой и отклонением и способствуя асоциальным ориентациям.
Важно признать, что психофизическое, социокультурное и духовно-нравственное состояние населения играет ключевую роль в развитии общества и его совершенствовании, что подчеркивает необходимость углубленного внимания к социальной среде и взаимодействию человека с окружающим миром.
В настоящее время Россия сталкивается с серьезными трансформационными вызовами и последствиями внедрения рыночных реформ, что приводит к увеличению социальных проблем, включая социальное сиротство и жестокое обращение с несовершеннолетними. Становится очевидной массовость таких явлений, как попрошайничество, нищенство и безнадзорность детей, которые представляют собой серьезную угрозу, игнорирование которой может привести к непоправимым последствиям. Безнадзорность, в частности, становится основной причиной подростковых девиаций, влекущих за собой бродяжничество, мелкое воровство, употребление спиртного, наркотиков, участие в проституции и совершение противоправных действий.
Научная база изучения. Современная литература (Д.К. Гайфуллин [7], И.А. Ржаницына [18], В.В. Хмельков [23]) рассматривает проблему безнадзорности в контексте молодежной среды, часто ассоциируя ее с такими понятиями, как беспризорность и бродяжничество. А.М. Нечаева [16] подчеркивает, что безнадзорность может стать первым шагом к социальной дезадаптации и нарушению процесса социализации подростка, делая ее одной из основных проблем современного детства.
Система специализированных учреждений для несовершеннолетних играет важную роль в профилактике безнадзорности и восстановлении роли семьи как основного социального института. Тем не менее, возможности правового просвещения, которые могли бы эффективно предотвращать безнадзорность, часто остаются недостаточно реализованы.
Эти обстоятельства порождают серьезное противоречие между нарастающей потребностью в профилактике безнадзорности среди подростков и недостаточной изученностью и применением правового просвещения как инструмента для решения этой задачи. Подчеркивается важность разработки и внедрения социально-педагогических технологий для работы с данной категорией подростков, что способствовало бы их адаптации и интеграции в общество.
правовых особенностей профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха)
Таким образом, тема настоящей выпускной квалификационной работы является актуальной и может стать темой изучения.
Объект изучения: профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Предмет изучения: правовые особенности профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
Цель выпускной квалификационной работы: изучение правовых особенностей профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- рассмотреть основные направления по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- проанализировать нормативно-правовые гарантии профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- практически изучить деятельности государственных служб по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних примере Окружного управления социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
В ходе работы были изучены и проанализированы такие нормативно-правовые источники, как: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [2], «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [3], «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4], Распоряжение «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [5], Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [6].
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработанные предложения могут быть использованы в социальной работе по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних при реализации мер государственной социально-правовой поддержки.
Изучение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации охватывает различные научные дисциплины, включая педагогику, социологию, психологию и криминологию. Эти явления тесно связаны с правовой сферой, которая стремится понять и регулировать данные проблемы. Беспризорные дети часто не имеют постоянного места жительства, в то время как безнадзорные остаются под недостаточным контролем родителей или опекунов. Термины впервые получили четкие определения в законодательстве в 1999 году. Рост беспризорности наблюдается с начала 1990-х годов, вызванный кризисом семейных и государственных структур. Этот феномен требует комплексного междисциплинарного подхода для эффективного решения.
Современные методы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в России направлены на их интеграцию в процесс социализации и воспитания. Важными аспектами являются разработка критериев оценки профилактической деятельности, сотрудничество всех участников системы, организация правового просвещения и подготовка квалифицированных специалистов. В учреждениях социального обслуживания предусмотрены меры по предупреждению и реабилитации, такие как диагностика и организационная работа с подростками. Эффективность мероприятий оценивается по таким показателям, как снижение числа безнадзорных детей и уменьшение уровня преступности среди несовершеннолетних. Комплексный подход и систематизированная работа способствуют успешной социализации молодежи и предотвращению правонарушений.
Российское законодательство по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних основывается на комплексном подходе, объединяющем федеральные, региональные и местные уровни правового регулирования. Федеральные законы, такие как № 120-ФЗ, определяют основные задачи и принципы профилактики, а также механизмы контроля и надзора. Региональные и муниципальные акты адаптируют эти принципы к специфическим условиям своих территорий. Важную роль в законодательной базе играют международные договоры и конвенции, подчеркивающие значимость семейного окружения в профилактике правонарушений. Стратегии развития, такие как «Десятилетие детства», направлены на улучшение условий жизни детей и снижение уровня преступности.
В городском округе Истра в 2024 году активно развивались меры по профилактике беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Реализованы мероприятия, направленные на предотвращение наркомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений. Комиссия по делам несовершеннолетних координировала работу различных служб, обеспечивая защиту прав детей и раннюю профилактику неблагополучия в семьях. Зафиксировано значительное снижение числа преступлений и безнадзорных детей. Важным аспектом стала индивидуальная работа с подростками, включая семейные консультации и социальную реабилитацию. Особое внимание уделялось профилактике суицидов и организации досуга, что способствовало улучшению социальной адаптации молодежи.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы:
- изучены понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- рассмотрены основные направления по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- проанализированы нормативно-правовые гарантии профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- практически изучена деятельности государственных служб по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних примере Окружного управления социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
Таким образом, задачи изучения решены, следовательно, цель выпускной квалификационной работы –изучение правовых особенностей профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха)– достигнута.
Современные методы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в России направлены на их интеграцию в процесс социализации и воспитания. Важными аспектами являются разработка критериев оценки профилактической деятельности, сотрудничество всех участников системы, организация правового просвещения и подготовка квалифицированных специалистов. В учреждениях социального обслуживания предусмотрены меры по предупреждению и реабилитации, такие как диагностика и организационная работа с подростками. Эффективность мероприятий оценивается по таким показателям, как снижение числа безнадзорных детей и уменьшение уровня преступности среди несовершеннолетних. Комплексный подход и систематизированная работа способствуют успешной социализации молодежи и предотвращению правонарушений.
Российское законодательство по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних основывается на комплексном подходе, объединяющем федеральные, региональные и местные уровни правового регулирования. Федеральные законы, такие как № 120-ФЗ, определяют основные задачи и принципы профилактики, а также механизмы контроля и надзора. Региональные и муниципальные акты адаптируют эти принципы к специфическим условиям своих территорий. Важную роль в законодательной базе играют международные договоры и конвенции, подчеркивающие значимость семейного окружения в профилактике правонарушений. Стратегии развития, такие как «Десятилетие детства», направлены на улучшение условий жизни детей и снижение уровня преступности.
В городском округе Истра в 2024 году активно развивались меры по профилактике беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Реализованы мероприятия, направленные на предотвращение наркомании, алкоголизма, суицидов и правонарушений. Комиссия по делам несовершеннолетних координировала работу различных служб, обеспечивая защиту прав детей и раннюю профилактику неблагополучия в семьях. Зафиксировано значительное снижение числа преступлений и безнадзорных детей. Важным аспектом стала индивидуальная работа с подростками, включая семейные консультации и социальную реабилитацию. Особое внимание уделялось профилактике суицидов и организации досуга, что способствовало улучшению социальной адаптации молодежи.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы:
- изучены понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- рассмотрены основные направления по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- проанализированы нормативно-правовые гарантии профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Российской Федерации;
- практически изучена деятельности государственных служб по профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних примере Окружного управления социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха).
Таким образом, задачи изучения решены, следовательно, цель выпускной квалификационной работы –изучение правовых особенностей профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Окружном управлении социального развития (Одинцовского городского округа, городских округов Истра, Восход, Краснознаменск и Власиха)– достигнута.
Подобные работы
- Межведомственное взаимодействие субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как системообразующий фактор эффективной социальной помощи семье и детям
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Жестокое обращение с детьми-сиротами в замещающих семьях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2016



