Введение 3
Глава I Теоретические предпосылки формирования познавательного интереса
учащихся – подростков к истории в образовательном процессе современной
школы 11
1.1 Формирование познавательного интереса учащихся как психолого-педагогический
феномен 12
1.2 Познавательный интерес в системе мотивов учения. Дидактический аспект
исследования 19
13. Определение и классификации познавательных интересов школьников 42
Глава II. Формирования познавательного интереса учащихся – подростков к
истории в образовательном процессе современной школы. Активизация
познавательного интереса в современной школе……………………………………….37
2.1 Формирования познавательного интереса у учеников – подростков в контексте
сравнения учеников - подростков образовательного
учреждения 35
2.2 Активизация формирования познавательного интереса учащихся – подростков к
истории в образовательном процессе современной школы 44
Заключение 61
Л.Щ. Чагова, Е.В. Саплина1) делают упор на методы, связанные с организацией учебной деятельности: познавательные игры, групповые формы работы и др. Другие, например, автор учебников А.Я. Юдовская2, акцентирует внимание на активизации познавательного интереса через содержание учебного материала: персонализацию истории, изучение истории повседневности. Третьи - О.Ю. Стрелова3, И.Н. Щарбо и Н.Ф. Колотилова4 - предлагают сочетать эти методы, ориентируясь на индивидуальные особенности учеников. Безусловно, все эти методы важны, но продолжающийся кризис познавательного интереса показывает, что проблемы в целом, они не решают. Назрел кризис знаниевой парадигмы. Он выражается в том, что, с одной стороны, информации так много и меняется она так часто, что школьник просто не в состоянии ее усвоить. С другой стороны, информация, не имеющая практической значимости, теряет всякий интерес для современных учеников, кроме тех, кто уже решил посвятить свою жизнь академической науке, а таких, можно предположить, явно не много. В этих условиях встает необходимость применения совершенно нового подхода к современному, в том числе и историческому образованию. Наиболее отвечающим современным реалиям и способным комплексно решить проблему познавательного интереса, наиболее верным, является компетентностный подход.
Анализ теоретического потенциала, накопленного современной наукой, и состояния практического опыта педагогической деятельности позволили выявить следующие противоречия:
- между ресурсом системы школьного образования, потенциально достаточным, для эффективного формирования познавательного интереса у подростков, и ненадлежащими педагогическими условиями реализации данного процесса в школьной практике;
- между потребностью школьной практики в формировании познавательного интереса у подростков к уроку истории и не реализуемостью данной практики в образовательных учреждениях ;
С учетом, выше сказанного определена проблема исследования: какие педагогические условия будут способствовать повышению уровня формирования познавательного интереса учащихся - подростков к истории.
Актуальность данной темы исследования позволила сформулировать следующую тему дипломной работы «Формирование познавательного интереса учащихся - подростков к истории в образовательном процессе современной школы»
Цель дипломной работы - выявить, теоретически обосновать и описать организационно - педагогические условия формирования познавательного интереса учащихся - подростков к урокам истории.
Объект исследования : процесс формирования познавательного интереса учащихся
Предметом исследования организационно - педагогические условия формирования познавательной интереса учащихся - подростков к урокам истории
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса учащихся - подростков к урокам истории будет успешным, если
1. Изучены сущности познавательного интереса, выделены классификации наиболее ценных для использования в практике учителя.
2. Исследовано состояние проблемы познавательного интереса к истории в современной школе, выявлены факторы подавляющие и способствующие развитию интереса к предмету.
3. Выявлены и систематизированы совокупности наиболее эффективных методов и приемов формирования познавательного интереса к изучению истории
В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические предпосылки формирования познавательного интереса учащихся - подростков к истории в образовательном процессе современной школы как психолого - педагогический феномен и конкретизировать понятие «познавательный интерес».
2. Рассмотреть Дидактический аспект формирования познавательного интереса у ученика.
3. Выделить Классификации и понятийные модели познавательного интереса у учащихся;
4. Изучить формирование познавательного интереса учащихся - подростков в современной школе
5. Выделить проблемы познавательного интереса в современной школе
Методологическую основу составили:
• дидактический подход, определяющей значение познавательного интереса для познавательной деятельности (А.Г. Колосов, Н.И. Ворожейкина, М.Н, Скаткин, Т.И. Шамова, и др.);
• деятельностный подход, в основу которого положена идея единства интереса и деятельности (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
• Системный подход в отражении зависимости потребности и интереса (И.Я. Лернер, Ю.В. Шаров, И.Ф. Харламов)
Теоретическими основаниями исследования выступают психологические труды о сущности и формирования интереса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); духовной потребности в познавательном интереса (Ю.В. Шаров, И.Ф. Харламов); дидактические труды о зависимости познавательного интереса и познавательной деятельности (А.Г. Колосов, Н.И. Ворожейкина)
Методами исследования выступали: теоретические - анализ методической, дидактической, научно-педагогической и психологической литературы по проблеме формирования познавательного интереса; эмпирические- педагогическое наблюдение, самооценка, анализ продуктов образовательной деятельности учащихся; статистические - количественная обработка и качественный анализ результатов исследования, обработка эмпирических данных.....
В ходе исследования мы пришли к выводу, что познавательный интерес - это один из самых важных мотивов учения. Предмет познавательного интереса, как и общего феномена «интерес» лежит во внешнем мире. Более того, источник интереса лежит в общественной жизни. Вне связи с общественной средой интерес не может развиваться. Познавательный интерес всегда продуктивен, направлен на деятельность по ознакомлению с интересующим предметом или явлением.
В школе познавательный интерес направлен на содержание учебных предметов, овладение которыми является главной целью учащихся.
Таким образом, в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения ими - процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и способствующий развитию личности школьника.
Познавательный интерес рождается из потребности ориентироваться в окружающей действительности, которая появляется у ребенка практически с рождения. Но в целом, интерес не является потребностью. Хотя на высшей стадии своего развития он может приобрести форму духовной потребности. Но такой стадии он достигает не только не у каждого школьника, но и не у всякого взрослого человека.
В сложном явлении познавательного интереса можно выделить три основных компонента:
•Интеллектуальный - выражающийся в сложном познавательном отношении к миру предметов и явлений; в углубленном изучении, добываний знаний в интересующей области, активном приобретении необходимых для этого способов познания.
•Волевой - выражающийся в поэтапном движении к цели, сопровождающемся преодолением малых и больших трудностей на пути к ней. Характерным для познавательного интереса волевым проявлением является инициатива поиска, самостоятельность и целенаправленность добываний знаний, выдвижение и постановка задач на пути к познанию.
•Эмоциональный - выражающийся в ярком, взволнованном отношении к тому, что вызывает интерес; отсутствие равнодушия в постижении интересующего предмета или явления
Интеллектуальный, волевой и эмоциональный компоненты неразделимы и представляют собой единое взаимосвязанное целое.
Таким образом, познавательный интерес - это избирательная, эмоционально окрашенная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Что касается видов познавательного интереса, то наиболее ценны для нас классификации выделяемые по устойчивости и по характеру и уровню развития интереса
По степени устойчивости можно выделить:
•Ситуативный интерес, как реакция на новизну, неожиданность и
требующий постоянного подкрепления извне
•Относительно устойчивый интерес - длительность его выходит за рамки урока, но он также требует постоянного побуждения извне
•Устойчивый интерес - в нем преобладает внутренняя мотивация. На высшей стадии своего развития он превращается в духовную потребность
По характеру и уровню развития познавательного интереса можно выделить
•Аморфный интерес - неосознанность предметных склонностей. Он не стоек, не выходит за рамки организованного обучения, требует постоянного внешнего побуждения.
•Широкий интерес - характеризуется познавательной активностью ученика, эмоциональным, личностным отношением к познанию, широким кругозором. Но при этом знания эти не основательны, не глубоки и сочетаются с несовершенными умениями и способами учения
• Стержневой интерес - сужение интереса до одной проблемы в рамках одного предмета, стремление выйти за рамки программного материала по интересующей проблеме. Стержневой интерес является ведущим мотивом учения и не требует никакого внешнего побуждения
Исследование показало, что познавательный интерес ученики и учителя считают одним из самых важных мотивов учения. При этом интерес к истории является очень низким. 34% участвующих в исследовании учеников имеют аморфный интерес к учению в целом и к истории относятся довольно равнодушно. Большинство учеников не имеют даже ситуативного интереса к предмету. Относительно устойчивый интерес имеют лишь единицы.....
1. Фурсенко А. Главное правильно построить образование // Вечерний Красноярск. - 2005. -№43. -С. 10.
2. Шамова Т.И. Активизация Учения школьников. - М., 1982. -С. 7172
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6ти томах: Т.4. Детская психология. - М., 1984. - С. 14.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 201-202.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2004. - С. 525.
6. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей. - М., 1950. - С. 162-181.
Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980. -
8. Шаров Ю.В. Связь духовных потребностей и интересов // Советская педагогика. - 1966. - №12. - С. 92.
9. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников: дидактические очерки. - Минск. - 1975. - С. 107-108.
10. Иванов В.Г. Особенности интересов учащихся подростков // Проблемы возрастной педагогики. - М., 1960. - С. 68.
11. Ковалев А.Г. Личность и ее направленность // Психология. - М., 1966. - С. 350.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971. - С. 19-22.
13. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М., 1965. - С. 190-191.
14. Перельман Я.И. Что такое занимательная наука // Неделя. - 1968. - №5. - С. 27.
15. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М., 1988. - С. 14-15....61