Дидактические игры как элемент нестандартных уроков информатики и ИКТ в 8 классах
|
Введение 3
Глава 1.Использование нестандартных уроков в процессе
обучения информатике и ИКТ в основной школе 5
1.1 Понятие нестандартных уроков. Виды нестандартных уроков 5
1.2 Основные формы и методы, используемые на нестандартных
уроках 10
1.3 Опыт использования нестандартных уроков
в современной методике обучения информатике 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Использование дидактических игр на уроках
информатики и ИКТ в основной школе 22
2.1 Анализ содержания курса информатики основной школы с целью
использования дидактических игр на уроках 22
2.2 Разработки уроков с применением дидактических игр 25
2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 1. Планы-конспекты уроков 60
Приложение 2. Слайды презентаций 69
Глава 1.Использование нестандартных уроков в процессе
обучения информатике и ИКТ в основной школе 5
1.1 Понятие нестандартных уроков. Виды нестандартных уроков 5
1.2 Основные формы и методы, используемые на нестандартных
уроках 10
1.3 Опыт использования нестандартных уроков
в современной методике обучения информатике 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Использование дидактических игр на уроках
информатики и ИКТ в основной школе 22
2.1 Анализ содержания курса информатики основной школы с целью
использования дидактических игр на уроках 22
2.2 Разработки уроков с применением дидактических игр 25
2.3 Итоги опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 1. Планы-конспекты уроков 60
Приложение 2. Слайды презентаций 69
С давних времен многие педагоги ведут поиск наиболее эффективных
способов для наилучшего обучения детей. Проблема поиска новых методов обучения сегодня приобретает всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Современные педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется нестандартным формам уроков, а в частности урокам, с применением дидактических игр.
В педагогике дидактические игры рассматриваются как средство обучения и воспитания. Такие игры, использующиеся в учебном процессе, не считаются забавой, и не рассматриваются как деятельность, доставляющую «удовольствие ради удовольствия». Дидактическая игра считается видом преобразующей творческой деятельности сочетающейся в тесной связи с другими типами учебной работы.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом, за счёт того, что усиливается мотивация к учению.
Несмотря на то, что накоплен достаточный опыт применения в учебном процессе нестандартных уроков, использования дидактических игр, тем не менее, в связи с обновлением федеральных образовательных стандартов происходит устаревание методик и, таким образом, проблема поиска новых способов повышения мотивации учения остается актуальной.
Следовательно, остается актуальной проблема поиска новых форм нестандартных уроков и применения на них дидактических игр.
Объект исследования - использование нестандартных уроков в процессе обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования - использование дидактических игр при проведении нестандартных уроков информатики и ИКТ в 8 классах.
Цель исследования - определить и разработать наиболее эффективные дидактические игры для использования на нестандартных уроках информатики и ИКТ для учащихся 8 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить роль нестандартных уроков в учебном процессе;
2. Рассмотреть формы и методы, используемые на нестандартных уроках;
3. Проанализировать опыт использования нестандартных уроков в современной методике обучение информатике;
4. Провести анализ содержания курса информатики основной школы;
5. Разработать нестандартные уроки с использованием дидактических
игр.
Методы исследования - анализ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке уроков, с использованием дидактических игр, и в возможности практического применения полученных результатов исследования на уроках информатики и ИКТ в основной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений и приложений на электронном носителе.
способов для наилучшего обучения детей. Проблема поиска новых методов обучения сегодня приобретает всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. Современные педагоги пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется нестандартным формам уроков, а в частности урокам, с применением дидактических игр.
В педагогике дидактические игры рассматриваются как средство обучения и воспитания. Такие игры, использующиеся в учебном процессе, не считаются забавой, и не рассматриваются как деятельность, доставляющую «удовольствие ради удовольствия». Дидактическая игра считается видом преобразующей творческой деятельности сочетающейся в тесной связи с другими типами учебной работы.
В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом, за счёт того, что усиливается мотивация к учению.
Несмотря на то, что накоплен достаточный опыт применения в учебном процессе нестандартных уроков, использования дидактических игр, тем не менее, в связи с обновлением федеральных образовательных стандартов происходит устаревание методик и, таким образом, проблема поиска новых способов повышения мотивации учения остается актуальной.
Следовательно, остается актуальной проблема поиска новых форм нестандартных уроков и применения на них дидактических игр.
Объект исследования - использование нестандартных уроков в процессе обучения информатике и ИКТ.
Предмет исследования - использование дидактических игр при проведении нестандартных уроков информатики и ИКТ в 8 классах.
Цель исследования - определить и разработать наиболее эффективные дидактические игры для использования на нестандартных уроках информатики и ИКТ для учащихся 8 классов.
Задачи исследования:
1. Изучить роль нестандартных уроков в учебном процессе;
2. Рассмотреть формы и методы, используемые на нестандартных уроках;
3. Проанализировать опыт использования нестандартных уроков в современной методике обучение информатике;
4. Провести анализ содержания курса информатики основной школы;
5. Разработать нестандартные уроки с использованием дидактических
игр.
Методы исследования - анализ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке уроков, с использованием дидактических игр, и в возможности практического применения полученных результатов исследования на уроках информатики и ИКТ в основной школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений и приложений на электронном носителе.
На основе проведенного анализа литературных источников по теме исследования можно сделать вывод о том, что нестандартные уроки были введены педагогический процесс как альтернатива традиционным. Термин «нестандартный урок» был введен И. П. Подласым. При использовании нестандартного урока, происходит активизация психических процессов: внимания, восприятия, запоминания и, наконец, мышления в целом. Важнее всего то, что данные процессы активизируются за счет интереса к новому материалу. Главный отличительный признак нестандартных занятий - это их связь с творческой деятельностью учащихся. Нестандартные уроки используются учителями всех предметов. В дидактике определены методы и формы, которые используются на нестандартном уроке. При анализе описаний опыта и методических разработок учителей информатики были выявлены следующие, наиболее часто используемые формы уроков: 1) уроки в форме соревнований; 2) уроки «пресс-конференции»; 3) урок - сказка; 4) урок «КВН»; 5) интегрированные уроки; 6) уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций 7) урок - экскурсия. Такого рода уроки приближают процесс обучения к практической жизни. Ребята с удовольствием включаются в подобные формы занятия, так как им необходимо продемонстрировать не только свои собственные знания, но смекалку и творчество. Нестандартный урок предполагает введение, каких либо новых элементов. Наиболее распространенным является элемент игровой деятельности, так как в ходе игры учащиеся не только закрепляют и обобщают материал, но и сами принимают активное участие в ходе урока. В дидактике и в частных методиках определено понятие дидактической игры и разработаны рекомендации по их использованию на уроках. Основное назначение использования дидактических игр состоит в возможности повышать заинтересованность учащихся к изучению предмета.
Заинтересованность к предмету можно повышать, применяя различные методы, но самым привлекательным для ребят является занимательность.
Даже у самых невнимательных, слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, если использовать на уроках увлекательный материал. А наиболее интересны детям игровые формы уроков. При организации игры очень важно грамотно разработать её сценарий, сделать правильный подбор заданий и критерии оценки деятельности учащихся и обратить особое внимание на заключительный этап - анализ дидактической игры. Многие учителя информатики отмечают, что нестандартные уроки целесообразно проводить не чаще двух-трех раз в четверть, для итоговой проверки знаний, при обобщении и повторении темы. Лучше всего эти уроки проводить с использованием игр.
Проанализировав содержание курса информатики основной школы, а именно учебники, которые применяются в образовательном процессе авторов Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина, Л. Л. Босовой, мы выделили для каждой учебной темы определенные виды дидактических игр, которые целесообразно применять на итоговом уроке изучения темы. Это могут быть игры - путешествия, КВН, ролевые, интеллектуальные, поручения, загадки.
Нами были разработаны 5 планов-конспектов уроков по информатике и ИКТ для учащихся 8-х классов, с использованием дидактических игр. Уроки представлены по действующим учебникам и программам Н.Д Угриновича, И.Г. Семакина и др., Л.Л. Босовой: «Системы счисления», «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители», «Информация и информационные процессы», «Коммуникационные технологии». Все эти уроки включают использование ИКТ-технологий. Данные уроки были внедрены в учебный процесс МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, и результаты педагогического эксперимента показали, что заинтересованность у учащихся повышается.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель исследования была достигнута в полной мере. Полученные результаты можно применять на уроках информатики и ИКТ основной школы.
Заинтересованность к предмету можно повышать, применяя различные методы, но самым привлекательным для ребят является занимательность.
Даже у самых невнимательных, слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, если использовать на уроках увлекательный материал. А наиболее интересны детям игровые формы уроков. При организации игры очень важно грамотно разработать её сценарий, сделать правильный подбор заданий и критерии оценки деятельности учащихся и обратить особое внимание на заключительный этап - анализ дидактической игры. Многие учителя информатики отмечают, что нестандартные уроки целесообразно проводить не чаще двух-трех раз в четверть, для итоговой проверки знаний, при обобщении и повторении темы. Лучше всего эти уроки проводить с использованием игр.
Проанализировав содержание курса информатики основной школы, а именно учебники, которые применяются в образовательном процессе авторов Н.Д. Угриновича, И.Г. Семакина, Л. Л. Босовой, мы выделили для каждой учебной темы определенные виды дидактических игр, которые целесообразно применять на итоговом уроке изучения темы. Это могут быть игры - путешествия, КВН, ролевые, интеллектуальные, поручения, загадки.
Нами были разработаны 5 планов-конспектов уроков по информатике и ИКТ для учащихся 8-х классов, с использованием дидактических игр. Уроки представлены по действующим учебникам и программам Н.Д Угриновича, И.Г. Семакина и др., Л.Л. Босовой: «Системы счисления», «Устройство компьютера», «Алгоритмы и исполнители», «Информация и информационные процессы», «Коммуникационные технологии». Все эти уроки включают использование ИКТ-технологий. Данные уроки были внедрены в учебный процесс МБОУ «СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Бийска, и результаты педагогического эксперимента показали, что заинтересованность у учащихся повышается.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная нами цель исследования была достигнута в полной мере. Полученные результаты можно применять на уроках информатики и ИКТ основной школы.
Подобные работы
- Игровые технологии на уроках информатики в 8-9 классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-
МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ С ИГРОВОЙ КОМПОНЕНТОЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Специфика игровых методов обучения компьютерной графике в системе дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



