Приемная семья как способ решения проблемы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность приемной семьи..6
1.1. Понятие приемной семьи и ее основные признаки…………………………...6
1.2. Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей...11
Глава 2. Создание и функционирование приемной семьи………………………18
2.1. Договор о приемной семье как основание ее возникновения………………18
2.2. Права и обязанности приемных родителей и приемных детей…………….27
Глава 3. Некоторые проблемы современного состояния приемной семьи и перспективы ее развития…………………………………………...…….37
3.1. Современное состояние института приемной семьи в России……………..37
3.2. Перспективы развития института приемной семьи в Российской Федерации…41
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…58
Глава 1. Понятие и сущность приемной семьи..6
1.1. Понятие приемной семьи и ее основные признаки…………………………...6
1.2. Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей...11
Глава 2. Создание и функционирование приемной семьи………………………18
2.1. Договор о приемной семье как основание ее возникновения………………18
2.2. Права и обязанности приемных родителей и приемных детей…………….27
Глава 3. Некоторые проблемы современного состояния приемной семьи и перспективы ее развития…………………………………………...…….37
3.1. Современное состояние института приемной семьи в России……………..37
3.2. Перспективы развития института приемной семьи в Российской Федерации…41
Заключение………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…58
Актуальность темы исследования. В мире, полном ежедневных изменений, семья является стабильным и надежным гарантом. Каждый период научных исследований по проблемам семьи имеет свои особенности. Еще с рождения у нее есть приоритет в процессе развития и формирования личности. Семья становится первым воспитателем, передает традиции, знания и ценности. В современном мире многие семьи не смогли адаптироваться и создать защитные механизмы для себя и своих близких. Снижение образовательного потенциала, ухудшение морального, психологического и не только семьи, но и всего общества в целом, финансовые трудности семей, разрушение этических и моральных стандартов, социальные связи - все это приводит к снижению уровня защиты детей и ухудшению положения социальных сирот и другие вопросы..
Социальные сироты – это дети, у которых есть семья, , но которые по различным основаниям остаются без попечения родителей. Несмотря на успешное решение многих проблем, масштаб этой проблемы не уменьшается, а наоборот увеличивается. Определение способа преодоления этой проблемы является основной задачей публичной политики в целом.
Известно, что проблема сиротства существует в каждой стране и, конечно же, остается проблемой для любого общества в целом. Однако в в каждом обществе способы его преодоления различны по форме и содержанию. Это зависит от социально-экономического развития, экономической ситуации, политической системы и т.д.
Главная задача сегодня – создать наилучшие условия для поддержки социально незащищенных детей, которые заключаются не в том, чтобы изолировать детей, находящихся в неблагополучной среде, а интегрировать ее в семье.
Приемная семья-это одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и оформляется в соответствии с договором о передаче ребенка (детей).
После принятия в 1995г СК РФ, было получено законодательное оформление приемных семей. Хотя в современной России по мнению теоретиков и практиков, опыт создания приемных семей достаточно мал, но она успешно зарекомендовала себя и выступает в качестве перспективной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все же, среди различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которые предусмотрены действующим законодательством, приемные родители считаются относительно новой, чем и вызывается особый интерес.
Главным в исследовании являются общественные отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.
Целью выпускной квалификационной работы является совокупное и всестороннее исследование приемной семьи как способа решения проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи, исследования:
- рассмотреть понятие патронатной семьи и ее основные характеристики;
- изучить приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- охарактеризовать договор о приемной семье как основание ее возникновения;
- определить права и обязанности приемных родителей и приемных детей;
- изучить текущую ситуацию в российской системе патронатного воспитания;
- проанализировать перспективы развития института приемной семьи в Российской Федерации.
Теоретическую основу составляют труды российских правоведов, которые посвящены институту приемной семьи. Данные вопросы рассматриваются в работах М.В. Антокольской, И.А. Банникова, О.В. Бережной, И.Ю. Волковой, А.О. Гавриловой, С.П. Гришаева, С.В. Доржиевой, Н.Ф. Звенигородской, Н.А. Киселевой, М.В. Надиной, Е.В. Прокопьевой, Д.Н. Ушакова и др.
Методологической основой исследования являются общие методы познания, как дедукция и индукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, а также специальные методы, использованные в области правоведения, такие как: сравнительный и формальный методы.
Структура работы отражает логику и последовательность проведенных исследований. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Социальные сироты – это дети, у которых есть семья, , но которые по различным основаниям остаются без попечения родителей. Несмотря на успешное решение многих проблем, масштаб этой проблемы не уменьшается, а наоборот увеличивается. Определение способа преодоления этой проблемы является основной задачей публичной политики в целом.
Известно, что проблема сиротства существует в каждой стране и, конечно же, остается проблемой для любого общества в целом. Однако в в каждом обществе способы его преодоления различны по форме и содержанию. Это зависит от социально-экономического развития, экономической ситуации, политической системы и т.д.
Главная задача сегодня – создать наилучшие условия для поддержки социально незащищенных детей, которые заключаются не в том, чтобы изолировать детей, находящихся в неблагополучной среде, а интегрировать ее в семье.
Приемная семья-это одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, и оформляется в соответствии с договором о передаче ребенка (детей).
После принятия в 1995г СК РФ, было получено законодательное оформление приемных семей. Хотя в современной России по мнению теоретиков и практиков, опыт создания приемных семей достаточно мал, но она успешно зарекомендовала себя и выступает в качестве перспективной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все же, среди различных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которые предусмотрены действующим законодательством, приемные родители считаются относительно новой, чем и вызывается особый интерес.
Главным в исследовании являются общественные отношения, связанные с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.
Целью выпускной квалификационной работы является совокупное и всестороннее исследование приемной семьи как способа решения проблемы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленной цели нужно решить следующие задачи, исследования:
- рассмотреть понятие патронатной семьи и ее основные характеристики;
- изучить приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
- охарактеризовать договор о приемной семье как основание ее возникновения;
- определить права и обязанности приемных родителей и приемных детей;
- изучить текущую ситуацию в российской системе патронатного воспитания;
- проанализировать перспективы развития института приемной семьи в Российской Федерации.
Теоретическую основу составляют труды российских правоведов, которые посвящены институту приемной семьи. Данные вопросы рассматриваются в работах М.В. Антокольской, И.А. Банникова, О.В. Бережной, И.Ю. Волковой, А.О. Гавриловой, С.П. Гришаева, С.В. Доржиевой, Н.Ф. Звенигородской, Н.А. Киселевой, М.В. Надиной, Е.В. Прокопьевой, Д.Н. Ушакова и др.
Методологической основой исследования являются общие методы познания, как дедукция и индукция, анализ и синтез, сравнение и аналогия, а также специальные методы, использованные в области правоведения, такие как: сравнительный и формальный методы.
Структура работы отражает логику и последовательность проведенных исследований. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Рационально рассматривать приемную семью как самостоятельный институт семейного права ввиду наличия у нее существенных особенностей, не свойственных ни опеке (попечительству), ни усыновлению.
Отношения между родителями и ребенком в приемной семье, фактически не отличаются от отношений в кровной семье. Важная особенность данных семей - это подготовка родителей к принятию ребенка в семью, поскольку без определенных знаний приемные родители не смогут в полной мере дать ребенку необходимое ему воспитание. Также в качестве главного фактора выступает взаимное понимание между воспитанником и воспитателем.
Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, являющихся сиротами, а также детей, не имеющих родительского попечения, представляет собой опеку (попечительство) над ребенком (детьми), реализуемую посредством заключения соответствующего договора о приемной семье.
При изучении механизмов, присущих усыновлению и передаче детей приемным семьям, с юридической точки зрения можно сделать вывод об отсутствии однородности в содержании таких институтов и их правовых основ. Фактически усыновление является искусственным установлением отношений кровнородственного типа, в которых участвуют усыновитель и усыновляемый. Правовым основанием возникновения приемных семей является договор. Он не порождает возникновения правоотношений указанного типа.
Для того, чтобы раскрыть сущность приемной семьи, определить задачи, которые стоят перед нею при создании, полагаем целесообразным изменить п. 1 ст. 152 СК РФ и изложить его в следующей редакции: Приемная семья – это возмездная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая в целях реализации их права жить и воспитываться в семье, социальной адаптации, защиты прав и законных интересов, основанная на срочном договоре, заключаемом между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
Договор о создании приемной семьи выступает в качестве соглашения, сторонами которого являются государство в лице органов опеки и попечительства и приемные родители. Действие данного договора направлено на получение воспитания, образования и всестороннего развития ребенком, лишившимся родительского попечения.
Договор о приемной семье выступает в качестве разновидности договоров, в рамках которых предоставляются возмездные услуги. Договор о приемной семье можно отнести к разновидности гражданско-правового договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 152 СК РФ; ст. 779 ГК РФ), причисляемого к непоименованным договорам (так как договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен ГК РФ). Данная особенность обусловлена спецификой договоров возмездного оказания услуг, характеризующейся отсутствием результатов, отделимых от процесса работы. На этом основании к договору о передаче ребенка в приемную семью можно применить определение как срочного, взаимного, возмездного, фидуциарного и казуального.
Одновременно, договор о приемной семье обладает рядом характерных черт, которые позволяют его идентифицировать из ряда других договоров, в том числе и гражданско-правовых. К данным признакам следует относить строго определенный субъектный состав, особый круг регулируемых отношений, срочный характер договора, возможность материального обеспечения приемных родителей и др.
В СК РФ не содержится определение договора о приемной семье. В данном случае можно предложить следующее определение указанного договора: «Договор о приемной семье - это заключаемое на возмездной основе соглашение между приемными родителями и органом опеки и попечительства на определенный срок».
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (родителем) на определенный срок. При этом приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В качестве приемных родителей могут выступать совершеннолетние дееспособные лица (супруги или одинокие лица как женского, так и мужского пола), которые желают взять оставшегося без попечения родителей ребенка (детей) на воспитание. В качестве приемного родителя не может выступать лицо, которое имело за спиной судимость. Если гражданин решает взять ответственность за воспитание ребенка, то он обязан обладать таким здоровьем, которое позволило бы в будущем позаботиться о нем. Также приемным родителям необходимо не только воспитывать малыша и предоставить ему жилище, а и позаботиться о материальном положении, в котором нуждается каждый человек.
Правовой статус семьи выступает в качестве совокупности прав, свобод, обязанностей и гарантий их реализации, которые установлены Конституцией РФ, федеральным законодательством, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Приемными родителями реализуются свои права и обязанности так же, как и опекунами, попечителями.
Институт приемной семьи в современных условиях обладает рядом несовершенств, также можно наблюдать пробелы в действующем законодательстве, последнее нуждается в корректировках. Государству необходимо обратить пристальное внимание на такой институт, так как одну из главнейших задач государства представляет создание и поддержание благоприятной социальной среды для всего будущего поколения через обеспечение всеми государственными гарантиями и поддержкой особенно нуждающихся в этом детей.
Как свидетельствуют материалы судебной практики, далеко не все приемные родители обладают необходимыми качествами для создания теплых, доверительных и эмоционально благополучных отношений с детьми. Это приводит к возникновению травмирующих для несовершеннолетних ситуаций, влияющих на их дальнейшее отношение к себе и мировосприятие.
Несмотря на обязательную подготовку для приемных родителей, такие ситуации являются распространенными. Это свидетельствует о необходимости совершенствования учебной программы для лиц, желающих принять ребенка на воспитание.
Проблемы исполнения договора о передаче ребенка в приемную семью определяются наличием нормативно-правовых пробелов в части установленного порядка фактической передачи детей, учета интереса и мнения достигшего 10-летнего возраста ребенка. Содержательная схожесть юридического исполнения договора о передаче ребенка в приемную семью с опекой и попечительством опосредует все характерные для данных отношений проблемы, связанные с соответствием ребенка ожиданиям опекунов и попечителей, условий его жизнедеятельности, которые фактически контролируются органом опеки и попечительства только после передачи детей. В качестве решения обозначенных проблем необходимо законодательно предусмотреть: промежуточный период адаптации ребенка к потенциальным приемным родителям до заключения договора, требования к обязательной предварительной проверке условий, в которые передается ребенок приемным родителям.
На наш взгляд, целесообразно внесение изменений в ч. 1 ст. 153.1 СК РФ, конкретизировав срок действия договора о приемной семье до совершеннолетия опекаемого.
Отношения между родителями и ребенком в приемной семье, фактически не отличаются от отношений в кровной семье. Важная особенность данных семей - это подготовка родителей к принятию ребенка в семью, поскольку без определенных знаний приемные родители не смогут в полной мере дать ребенку необходимое ему воспитание. Также в качестве главного фактора выступает взаимное понимание между воспитанником и воспитателем.
Приемная семья как форма устройства и воспитания детей, являющихся сиротами, а также детей, не имеющих родительского попечения, представляет собой опеку (попечительство) над ребенком (детьми), реализуемую посредством заключения соответствующего договора о приемной семье.
При изучении механизмов, присущих усыновлению и передаче детей приемным семьям, с юридической точки зрения можно сделать вывод об отсутствии однородности в содержании таких институтов и их правовых основ. Фактически усыновление является искусственным установлением отношений кровнородственного типа, в которых участвуют усыновитель и усыновляемый. Правовым основанием возникновения приемных семей является договор. Он не порождает возникновения правоотношений указанного типа.
Для того, чтобы раскрыть сущность приемной семьи, определить задачи, которые стоят перед нею при создании, полагаем целесообразным изменить п. 1 ст. 152 СК РФ и изложить его в следующей редакции: Приемная семья – это возмездная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, создаваемая в целях реализации их права жить и воспитываться в семье, социальной адаптации, защиты прав и законных интересов, основанная на срочном договоре, заключаемом между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем.
Договор о создании приемной семьи выступает в качестве соглашения, сторонами которого являются государство в лице органов опеки и попечительства и приемные родители. Действие данного договора направлено на получение воспитания, образования и всестороннего развития ребенком, лишившимся родительского попечения.
Договор о приемной семье выступает в качестве разновидности договоров, в рамках которых предоставляются возмездные услуги. Договор о приемной семье можно отнести к разновидности гражданско-правового договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 152 СК РФ; ст. 779 ГК РФ), причисляемого к непоименованным договорам (так как договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью не предусмотрен ГК РФ). Данная особенность обусловлена спецификой договоров возмездного оказания услуг, характеризующейся отсутствием результатов, отделимых от процесса работы. На этом основании к договору о передаче ребенка в приемную семью можно применить определение как срочного, взаимного, возмездного, фидуциарного и казуального.
Одновременно, договор о приемной семье обладает рядом характерных черт, которые позволяют его идентифицировать из ряда других договоров, в том числе и гражданско-правовых. К данным признакам следует относить строго определенный субъектный состав, особый круг регулируемых отношений, срочный характер договора, возможность материального обеспечения приемных родителей и др.
В СК РФ не содержится определение договора о приемной семье. В данном случае можно предложить следующее определение указанного договора: «Договор о приемной семье - это заключаемое на возмездной основе соглашение между приемными родителями и органом опеки и попечительства на определенный срок».
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (родителем) на определенный срок. При этом приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В качестве приемных родителей могут выступать совершеннолетние дееспособные лица (супруги или одинокие лица как женского, так и мужского пола), которые желают взять оставшегося без попечения родителей ребенка (детей) на воспитание. В качестве приемного родителя не может выступать лицо, которое имело за спиной судимость. Если гражданин решает взять ответственность за воспитание ребенка, то он обязан обладать таким здоровьем, которое позволило бы в будущем позаботиться о нем. Также приемным родителям необходимо не только воспитывать малыша и предоставить ему жилище, а и позаботиться о материальном положении, в котором нуждается каждый человек.
Правовой статус семьи выступает в качестве совокупности прав, свобод, обязанностей и гарантий их реализации, которые установлены Конституцией РФ, федеральным законодательством, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Приемными родителями реализуются свои права и обязанности так же, как и опекунами, попечителями.
Институт приемной семьи в современных условиях обладает рядом несовершенств, также можно наблюдать пробелы в действующем законодательстве, последнее нуждается в корректировках. Государству необходимо обратить пристальное внимание на такой институт, так как одну из главнейших задач государства представляет создание и поддержание благоприятной социальной среды для всего будущего поколения через обеспечение всеми государственными гарантиями и поддержкой особенно нуждающихся в этом детей.
Как свидетельствуют материалы судебной практики, далеко не все приемные родители обладают необходимыми качествами для создания теплых, доверительных и эмоционально благополучных отношений с детьми. Это приводит к возникновению травмирующих для несовершеннолетних ситуаций, влияющих на их дальнейшее отношение к себе и мировосприятие.
Несмотря на обязательную подготовку для приемных родителей, такие ситуации являются распространенными. Это свидетельствует о необходимости совершенствования учебной программы для лиц, желающих принять ребенка на воспитание.
Проблемы исполнения договора о передаче ребенка в приемную семью определяются наличием нормативно-правовых пробелов в части установленного порядка фактической передачи детей, учета интереса и мнения достигшего 10-летнего возраста ребенка. Содержательная схожесть юридического исполнения договора о передаче ребенка в приемную семью с опекой и попечительством опосредует все характерные для данных отношений проблемы, связанные с соответствием ребенка ожиданиям опекунов и попечителей, условий его жизнедеятельности, которые фактически контролируются органом опеки и попечительства только после передачи детей. В качестве решения обозначенных проблем необходимо законодательно предусмотреть: промежуточный период адаптации ребенка к потенциальным приемным родителям до заключения договора, требования к обязательной предварительной проверке условий, в которые передается ребенок приемным родителям.
На наш взгляд, целесообразно внесение изменений в ч. 1 ст. 153.1 СК РФ, конкретизировав срок действия договора о приемной семье до совершеннолетия опекаемого.
Подобные работы
- Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (правовые вопросы на примере отдела опеки и попечительства г.Ак-Довурак)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ УСЫНОВЛЁННОГО РЕБЁНКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 4910 - Правовые основы усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Нижнетагильский Юридический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023



