Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии 7
1.1. Особенности развития представлений об универсальных учебных
действиях в методических и психолого - педагогических исследованиях 7
1.2. Проблемы формирования и развития познавательных универсальных
учебных действий в процессе обучения биологии 22
Глава 2. Методика формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии 33
2.1. Методика постановки педагогического эксперимента 33
2.2. Результаты эксперимента 36
Выводы 49
Список литературы 50
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства,
определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно - деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть обучающиеся [3].
В условиях перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения, перед современной школой стоит задача выполнения социального заказа, а именно развитие у учащихся умений учиться. Так или иначе, данная мысль существовала на протяжении многих лет, в исследованиях ведущих ученых - психологов, педагогов, методистов Н.Ф Талызиной, П.П Блонского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и других ученых. В наше время, в новых государственных нормативных документах, интегрированы идеи большинства исследований посвященных данному вопросу. Однако классификация и структура универсальных умений перетерпела значительные изменения и в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, они отражаются как система «универсальных учебных действий».
Универсальные учебные действия (УУД) в федеральном государственном стандарте определяются, как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли [18].
Задача учителя заключается в организации условий, в которых УУД формируются наиболее эффективно, благодаря созданию особой методики обучения предмету, что дает возможность ученику саморазвиваться и самосовершенствоваться [33].
Основной задачей современной школы является интеграция и осмысление новых знаний и их взаимосвязь с жизненным опытом ребенка на основе умения учиться и добывать знания самому, так как школа перестала являться единственным источником информации и обучающийся теперь должен выступать в роли «архитектора и строителя» образовательного процесса [1].
Подходы к решению проблем формирования познавательных учебных действий отражены в работах ученых, таких как Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёвой, А.А. Люблинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усовой, К.Д.Ушинского, С.Т. Шацкого. В своих работах они рассматривают классификацию УУД, методику и приемы их формирования.
Заинтересовавшись, данной проблемой мы выбрали тему исследования: "Формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении раздела «Животные»".
Объект исследования: процесс обучения биологии в основной школе, включающий формирование познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: познавательные универсальные учебные
действия и методика их формирования.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить
эффективность условий формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 7 класса в процессе обучения биологии....
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что проблемы формирования и развития универсальных учебных действий на сегодняшний день актуальна. Этой проблемой занимаются такие ученые как А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и другие. В своих работах они раскрывают сущность универсальных учебных действий, их классификацию, программу формирования и развития универсальных учебных действиях.
• Анкетирование учителей посещение уроков показало, что учителя работают над формированием универсальных учебных действий обучающихся. Особое внимание уделяют познавательным - общеучебным и логическим умениям.
• Экспериментальное обучение по развитию познавательных УУД школьников показало, что успех их формирования определяется следующими методическими условиями:
1. Настроем обучающихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе выполнения учебного задания;
2. Четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые обучающиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
3. Наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности;
4. Организацией деятельности обучающихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы заданий.
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от дейтвия к мысли. Пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова 2-е изд. М..: Просвещение, 2011, 159с.
2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности/ Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1990.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.:
Педагогика, 1989. - 102 с.
4. Борисенко Л. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в ачальной школе // Учитель. - 2014. - № 1. С. 5-12.
5. Васильева Л.Р. Формирование познавательных УУД на уроке
биологии в 5-м классе по теме «Бактерии: строение и
жизнедеятельность» [Электронный ресурс]. Архангельск, [2014]. URL.: http://festival.1 september.ru/articles/6323e74
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика 1984. 432 с.
7. Глоссарий ФГОС. - URL.: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-
prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij- fgos.html
8. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии: учебное пособие / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 68с.
9. Голуб, Г. Б. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся: пособие для учителей / Г. Б. Голуб, О. В.
Чуракова. [Электронный ресурс]. — Режим доступа
http://rudocs.exdat.com/docs/index-236690.html/
10. Диденко Л.А. Управление инновациями: теория, методология, практика //14 - Народное образование. Педагогика 2012. - № 3. С. 113117.
11. Жарова Л.В. Учитель самостоятельности. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.
12. Жукова Н.Н. Формирование и развитие общеучебных умений и
навыков учащихся как способ повышения качества обучения
биологии// Справочник заместителя директора школы, 2011.- №6
13. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. УМК "Сфера жизни". (Вертикаль ФГОС). - М.: Дрофа 2014. 256 с.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 4-е изд. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
15. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования, М.: Просвещение, 2009. — 164 с....33