ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Проблема формирования универсальных учебных действий в
школьном географическом образовании 5
1.2. Сущность понятий «универсальные учебные действия»,
«познавательные универсальные учебные действия»: содержание, характеристика, классификация 10
1.3. Методы и средства формирования познавательных учебных действий
на уроках географии 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 28
2.1. Описание процедуры педагогического эксперимента 28
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательных учебных
действий у обучающихся 6 класса 29
2.3. Практические аспекты формирования познавательных учебных действий
у обучающихся 6 класса на уроках географии 34
2.4. Выявление эффективности проведенной опытно-практической работы ..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, корректировки целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные интересы и потребности. В этой связи в качестве приоритетного направления развития образования рассматривается реализация развивающего потенциала новых образовательных стандартов, содержание которых основано на положениях системно-деятельностного подхода.
Развитие личности школьника в системе современного образования обеспечивается посредством формирования у него универсальных учебных действий, представляющих собой действия широкой направленности (познавательные, коммуникативные, исследовательские, практические, организационные, оценочные). Овладение данными действиями в условиях учебной деятельности впоследствии позволяет применять их в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Это результат формирования у обучающихся способности самостоятельно осваивать новые компетенции, другими словами, умения учиться.
Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода. В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарева, А. Л.Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.В аспекте методических особенностей преподавания географии проблема формирования учебных действий и умений школьниковрассматривается в работах Т.П. Герасимовой. Автором разработана концепция последовательного формирования учебных действий в ходе обучения географии. С точки зрения автора, формирование приемов учебной работы является органической частью содержания учебного процесса, в ходе которого педагог направляет интеллектуальную деятельность обучающихся, параллельно формируя универсальные познавательные учебные действия и развивая познавательные способности. Таким образом, разработка данной проблемы активно осуществляется на практическом уровне, а результаты находят свое практическое отражение в образовательной деятельности педагогов.
Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили тему данного исследования: «Формирование познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса в рамках учебного предмета «География».
Объект исследования - процесс обучения географии в 6 классе основного общего образования
Предмет исследования - формирование познавательных учебных действий у обучающихся в рамках учебного предмета «География».
Цель исследования - разработать комплекс заданий географической направленности по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии....
Анализ литературы по теме исследования, а также результаты практической работы позволяют сделать следующие выводы:
Современное состояние школьной практики характеризуется переходом к обновленным образовательным стандартам. В этой связи школа переориентируется на новую оценку своей деятельности: не знания рассматриваются как результаты обучения, а уровень готовности школьника применять усвоенные знания и умения в различных сферах деятельности. В качестве одной из основных задач базового географического образования рассматривается задача формирования у обучающихся умения учиться, которое впоследствии обеспечивает овладение ими ключевыми компетенциями. Эффективное решение проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии предполагает внесение изменений в сложившуюся методическую систему и расширение спектра используемых педагогами методов, средств и форм обучения.
Универсальные учебные действия представляются как действия, которые порождают мотивацию к процессу обучения и позволяют обучающимся уверенно овладевать различными предметными областями познания. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса. Среди универсальных учебных действий, выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте, познавательные учебные действия являются основополагающими, поскольку это один из ведущих видов деятельности человека, сознательно направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
Целью проведения опытно-практической работы являлось разработка и апробация комплекса заданий по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы по формированию познавательных учебных действий у шестиклассников на географическом материале. В этой связи на этапе формирующего этапа педагогического эксперимента был разработан и внедрен в работу со школьниками комплекс заданий по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии.
Содержание занятий данного комплекса ориентировано на познавательных учебных действий у шестиклассников на географическом материале. В основу комплекса легли задания, направленные на формирование следующих познавательных учебных действий географической направленности: умение «читать» географическую карту; уверенное понимание географических понятий и оперирование ими; умение определить проблему и владение алгоритмом ее решения; умение осуществлять анализ информации, полученной из разнообразных источников; группировка и классификация имеющихся данных; умение составлять описание географических объектов и сравнивать их, делать выводы.
Для достижения поставленной цели применялись разнообразные средства: работа с географическими картами и учебником, работа с географическими понятиями, решение шарад и занимательных задач географической направленности.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Анализ данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, позволяет констатировать существенное повышение уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса. Таким образом, результаты опытно-практической работы позволяют сделать вывод о том, что проведенная работа была эффективной, а использование педагогом специально разработанного комплекса заданий географической направленности оказывает существенное положительное влияние на формирование познавательных учебных действий шестиклассников. Выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение.
Цель исследования достигнута. Гипотеза подтверждена.
1. Асмолов А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Авдулова, Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. - СПб, 2010. - № 4. - с. 28-38.
3. Атлас 5-6 класс. География. - М.: Русское слово; 2017. - 48 с.
4. Баринова, И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии [Текст] /под ред. И. И. Баринова, Т.П. Герасимова. - М.: Просвещение, 2013. - 128 с.Беловолова
5. Беловолова, Е.А. География. Формирование универсальных учебных действий. 5-9 классы [Текст] : методическое пособие / Е. А. Беловолова. - Москва : Вентана-Граф, 2015. - 222 с.
6. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. - 231 с.
7. Герасимова, Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии [Текст] / Т.П. Герасимова. - М.: Просвещение, 2014. — 156 с
8. Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних 51 учебных заведений [Текст] / В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2017. - 176с.
9. Домогацких, Е.М. Программа курса «География. 5—9 классы». [Текст] / Е.М. Домогацких. - М.: Русское слово, 2016. - 88 с.
10. Данюшенков, В. С. Целостный подход к методике формирования познавательной активности учащихся при обучении географии в базовой школе [Текст]/ В. С. Данюшенков. - М. : Прометей, 2015. - 208 с. 15.
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст]/ А.Ю. Дейкина.- СПб, Питер, 2012. - 361.
12. Душина, И. В. Методика и технология обучения географии в школе: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов [Текст]/ И. В. Душина, В. Б. Пяутнин, Е. А. Таможня. - М. : Астрель, 2015. - 203 с.
13. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2014. 42 с.
14. Кабанова - Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е. Н. Кабанова - Меллер - М.: Педагогика, 2015. - 164 с.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов , Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — Москва: Просвещение, 2014 .- 151 с....40