Формирование познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса в рамках учебного предмета «География»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Проблема формирования универсальных учебных действий в
школьном географическом образовании 5
1.2. Сущность понятий «универсальные учебные действия»,
«познавательные универсальные учебные действия»: содержание, характеристика, классификация 10
1.3. Методы и средства формирования познавательных учебных действий
на уроках географии 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 28
2.1. Описание процедуры педагогического эксперимента 28
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательных учебных
действий у обучающихся 6 класса 29
2.3. Практические аспекты формирования познавательных учебных действий
у обучающихся 6 класса на уроках географии 34
2.4. Выявление эффективности проведенной опытно-практической работы ..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Проблема формирования универсальных учебных действий в
школьном географическом образовании 5
1.2. Сущность понятий «универсальные учебные действия»,
«познавательные универсальные учебные действия»: содержание, характеристика, классификация 10
1.3. Методы и средства формирования познавательных учебных действий
на уроках географии 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» 28
2.1. Описание процедуры педагогического эксперимента 28
2.2. Диагностика уровня сформированности познавательных учебных
действий у обучающихся 6 класса 29
2.3. Практические аспекты формирования познавательных учебных действий
у обучающихся 6 класса на уроках географии 34
2.4. Выявление эффективности проведенной опытно-практической работы ..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, корректировки целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные интересы и потребности. В этой связи в качестве приоритетного направления развития образования рассматривается реализация развивающего потенциала новых образовательных стандартов, содержание которых основано на положениях системно-деятельностного подхода.
Развитие личности школьника в системе современного образования обеспечивается посредством формирования у него универсальных учебных действий, представляющих собой действия широкой направленности (познавательные, коммуникативные, исследовательские, практические, организационные, оценочные). Овладение данными действиями в условиях учебной деятельности впоследствии позволяет применять их в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Это результат формирования у обучающихся способности самостоятельно осваивать новые компетенции, другими словами, умения учиться.
Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода. В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарева, А. Л.Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.В аспекте методических особенностей преподавания географии проблема формирования учебных действий и умений школьниковрассматривается в работах Т.П. Герасимовой. Автором разработана концепция последовательного формирования учебных действий в ходе обучения географии. С точки зрения автора, формирование приемов учебной работы является органической частью содержания учебного процесса, в ходе которого педагог направляет интеллектуальную деятельность обучающихся, параллельно формируя универсальные познавательные учебные действия и развивая познавательные способности. Таким образом, разработка данной проблемы активно осуществляется на практическом уровне, а результаты находят свое практическое отражение в образовательной деятельности педагогов.
Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили тему данного исследования: «Формирование познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса в рамках учебного предмета «География».
Объект исследования - процесс обучения географии в 6 классе основного общего образования
Предмет исследования - формирование познавательных учебных действий у обучающихся в рамках учебного предмета «География».
Цель исследования - разработать комплекс заданий географической направленности по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии....
Развитие личности школьника в системе современного образования обеспечивается посредством формирования у него универсальных учебных действий, представляющих собой действия широкой направленности (познавательные, коммуникативные, исследовательские, практические, организационные, оценочные). Овладение данными действиями в условиях учебной деятельности впоследствии позволяет применять их в различных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Это результат формирования у обучающихся способности самостоятельно осваивать новые компетенции, другими словами, умения учиться.
Выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова на основе системно-деятельностного подхода. В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарева, А. Л.Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.В аспекте методических особенностей преподавания географии проблема формирования учебных действий и умений школьниковрассматривается в работах Т.П. Герасимовой. Автором разработана концепция последовательного формирования учебных действий в ходе обучения географии. С точки зрения автора, формирование приемов учебной работы является органической частью содержания учебного процесса, в ходе которого педагог направляет интеллектуальную деятельность обучающихся, параллельно формируя универсальные познавательные учебные действия и развивая познавательные способности. Таким образом, разработка данной проблемы активно осуществляется на практическом уровне, а результаты находят свое практическое отражение в образовательной деятельности педагогов.
Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили тему данного исследования: «Формирование познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса в рамках учебного предмета «География».
Объект исследования - процесс обучения географии в 6 классе основного общего образования
Предмет исследования - формирование познавательных учебных действий у обучающихся в рамках учебного предмета «География».
Цель исследования - разработать комплекс заданий географической направленности по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии....
Анализ литературы по теме исследования, а также результаты практической работы позволяют сделать следующие выводы:
Современное состояние школьной практики характеризуется переходом к обновленным образовательным стандартам. В этой связи школа переориентируется на новую оценку своей деятельности: не знания рассматриваются как результаты обучения, а уровень готовности школьника применять усвоенные знания и умения в различных сферах деятельности. В качестве одной из основных задач базового географического образования рассматривается задача формирования у обучающихся умения учиться, которое впоследствии обеспечивает овладение ими ключевыми компетенциями. Эффективное решение проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии предполагает внесение изменений в сложившуюся методическую систему и расширение спектра используемых педагогами методов, средств и форм обучения.
Универсальные учебные действия представляются как действия, которые порождают мотивацию к процессу обучения и позволяют обучающимся уверенно овладевать различными предметными областями познания. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса. Среди универсальных учебных действий, выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте, познавательные учебные действия являются основополагающими, поскольку это один из ведущих видов деятельности человека, сознательно направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
Целью проведения опытно-практической работы являлось разработка и апробация комплекса заданий по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы по формированию познавательных учебных действий у шестиклассников на географическом материале. В этой связи на этапе формирующего этапа педагогического эксперимента был разработан и внедрен в работу со школьниками комплекс заданий по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии.
Содержание занятий данного комплекса ориентировано на познавательных учебных действий у шестиклассников на географическом материале. В основу комплекса легли задания, направленные на формирование следующих познавательных учебных действий географической направленности: умение «читать» географическую карту; уверенное понимание географических понятий и оперирование ими; умение определить проблему и владение алгоритмом ее решения; умение осуществлять анализ информации, полученной из разнообразных источников; группировка и классификация имеющихся данных; умение составлять описание географических объектов и сравнивать их, делать выводы.
Для достижения поставленной цели применялись разнообразные средства: работа с географическими картами и учебником, работа с географическими понятиями, решение шарад и занимательных задач географической направленности.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Анализ данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, позволяет констатировать существенное повышение уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса. Таким образом, результаты опытно-практической работы позволяют сделать вывод о том, что проведенная работа была эффективной, а использование педагогом специально разработанного комплекса заданий географической направленности оказывает существенное положительное влияние на формирование познавательных учебных действий шестиклассников. Выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение.
Цель исследования достигнута. Гипотеза подтверждена.
Современное состояние школьной практики характеризуется переходом к обновленным образовательным стандартам. В этой связи школа переориентируется на новую оценку своей деятельности: не знания рассматриваются как результаты обучения, а уровень готовности школьника применять усвоенные знания и умения в различных сферах деятельности. В качестве одной из основных задач базового географического образования рассматривается задача формирования у обучающихся умения учиться, которое впоследствии обеспечивает овладение ими ключевыми компетенциями. Эффективное решение проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках географии предполагает внесение изменений в сложившуюся методическую систему и расширение спектра используемых педагогами методов, средств и форм обучения.
Универсальные учебные действия представляются как действия, которые порождают мотивацию к процессу обучения и позволяют обучающимся уверенно овладевать различными предметными областями познания. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса. Среди универсальных учебных действий, выделенных в Федеральном государственном образовательном стандарте, познавательные учебные действия являются основополагающими, поскольку это один из ведущих видов деятельности человека, сознательно направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.
Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». На процесс развития познавательных УУД при изучении географии влияет ряд условий: содержание знаний, последовательность курсов географии, учебное время, отведенное программой, особенности средств обучения, с которыми работают школьники.
Целью проведения опытно-практической работы являлось разработка и апробация комплекса заданий по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы по формированию познавательных учебных действий у шестиклассников на географическом материале. В этой связи на этапе формирующего этапа педагогического эксперимента был разработан и внедрен в работу со школьниками комплекс заданий по формированию познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса на уроках географии.
Содержание занятий данного комплекса ориентировано на познавательных учебных действий у шестиклассников на географическом материале. В основу комплекса легли задания, направленные на формирование следующих познавательных учебных действий географической направленности: умение «читать» географическую карту; уверенное понимание географических понятий и оперирование ими; умение определить проблему и владение алгоритмом ее решения; умение осуществлять анализ информации, полученной из разнообразных источников; группировка и классификация имеющихся данных; умение составлять описание географических объектов и сравнивать их, делать выводы.
Для достижения поставленной цели применялись разнообразные средства: работа с географическими картами и учебником, работа с географическими понятиями, решение шарад и занимательных задач географической направленности.
После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности использования проделанной работы, мы провели контрольный эксперимент. Анализ данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, позволяет констатировать существенное повышение уровня сформированности познавательных учебных действий у обучающихся 6 класса. Таким образом, результаты опытно-практической работы позволяют сделать вывод о том, что проведенная работа была эффективной, а использование педагогом специально разработанного комплекса заданий географической направленности оказывает существенное положительное влияние на формирование познавательных учебных действий шестиклассников. Выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение.
Цель исследования достигнута. Гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Интерактивная игра как средство формирования предметных результатов обучающихся в учебном предмете география
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Методика реализации междисциплинарного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся 8 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ 8-Х КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
ГЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБОБЩАЮЩИХ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





