Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование понятийного аппарата младших школьников на уроках математики

Работа №146935

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования понятийного аппарата младших школьников на уроках математики 7
1.1. Состояние проблемы формирования понятийного аппарата 7
1.2. Особенности формирования понятийного аппарата у детей младшего
школьного возраста 17
1.3. Содержание математических понятий в курсе начальной школы по
УМК «Перспектива» 30
Выводы по 1 главе 41
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию понятийного аппарата младших школьников на уроках математики 43
2.1. Диагностика уровня сформированности понятийного аппарата младших
школьников 43
2.2. Организация деятельности по овладению понятийным аппаратом на
уроках математики 53
2.3. Анализ результатов реализации программы по формированию
понятийного аппарата младших школьников на уроках математики 63
Выводы по 2 главе 67
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение

На данный момент в Российской Федерации формируется новая система образования. В связи с этим к результатам обучения и освоения учебных курсов предъявляются новые требования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее по тексту - ФГОС НОО) (1- 4 класс) [66] указывается необходимость освоения учащимися предметных и межпредметных связей, включающих в себя, умения и навыки, сформированные в процессе работы над понятийным аппаратом. Считается, что это должно обеспечить наиболее эффективное усвоение материала учебных дисциплин. В этом направлении одной из важных задач начального обучения является умение абстрагироваться от реальных предметов, т.е. формировать основные понятия, необходимые для обучения. Для этого необходимо научить младшего школьника правильно подходить к изучению понятий, к их определению, исследованию их свойств, выделению существенных признаков и т.д. Учащиеся должны знать ключевые понятия изучаемого учебного предмета. Поэтому работа педагога по формированию у учеников понятий и логических конструкций приобретает особую актуальность.
Изучение педагогической практики свидетельствует, что овладение учащимися понятийным аппаратом на уроке осложняется некоторыми факторами. Во-первых, ученику предлагается для запоминания большое количество понятий одновременно. Во-вторых, впоследствии многие понятия используются достаточно редко, и ребенок может забыть их значение. В - третьих, большинство современных школьников имеют небольшой словарный запас.
Следовательно, одна из основных проблем обучения - несоответствие уровней владения понятийным аппаратом учителем и учениками. Многие учащиеся не понимают, что глубина приобретаемых знаний зависит от степени владения понятийным аппаратом. Не владея понятиями, учащиеся теряют интерес к учебному предмету, ведут себя на уроке пассивно, так как не могут ориентироваться в изучаемом материале. Поэтому учителю важно формировать мотивацию к овладению специальной терминологией. Начинать учить работать с понятийным аппаратом следует еще в начальной школе.
Проблемой формирования понятийного аппарата у детей занимались педагоги и методисты: С.П. Баранов [5], И.Д. Зверев [27], М.И. Мельников [39], И.И. Полянский [48], Н.А. Рыков [], М.Н. Скаткин [55], К.Д. Ушинский [65], К.П. Ягодовский [73] и др.
В психологии эти вопросы рассматривали: Д.Н. Богоявленский [9], П.Я. Гальперин [16], В.В. Давыдов [20], Л.В. Занков [26], Д.Б. Эльконин [72] и др.
На основе теоретических предпосылок формирования понятийного аппарата у школьников выявлено, что особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. В период младшего школьного возраста качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребенка. Начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, прежде всего - с мышления. В требованиях новых образовательных стандартов одной из актуальных задач является формирование понятийного мышления
Ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления. Показателем владения учеником понятийным аппаратом выступает не только знание большого количества понятий, а его умение работать с любым понятием (О.М.Коломиец), умение в проблемной ситуации активизировать поисковую деятельность, структурировать полученные знания. Переход ребенка от описания свойств отдельного предмета к их нахождению и выделению в целом классе подобных предметов, соотнесению с выделяемыми признаками, общими для целого ряда явлений ведет к овладению словом-термином, понятием. Понятие абстрагируется от индивидуальных черт и признаков отдельных восприятий и представлений и является, таким образом, результатом обобщения восприятий и представлений очень большого количества однородных явлений и предметов [52]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При изучении любого школьного предмета существует необходимость как-то обозначить и объяснить новые явления, процессы и взаимосвязи между ними. Для этого детей знакомят с понятийным аппаратом учебного предмета.
Объяснение каждого явления вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?». Затем происходит сравнение нового понятия с уже известными терминами. Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.
Понятийный аппарат - логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся при изучении предмета взаимосвязи и процессы. Учащиеся должны знать ключевые понятия изучаемых учебных предметов. Поэтому работа педагога по формированию у учеников понятий и логических конструкций приобретает особую актуальность.
При написании диссертации были выявлены проблемы формирования понятийного аппарата в педагогике, психологии и специальной литературе. Рассмотрены особенности формирования понятийного аппарата в младшем школьном возрасте. Изучены методики формирования понятийного аппарата в младшем школьном возрасте. Выявлен уровень оперирования терминами понятийного аппарата у младших школьников 2 класса на уроках математики. Проанализированы особенности формирования понятийного аппарата у младших школьников на уроках математики в практике работы школы.
Опираясь на опыт, представленный в психолого-педагогической литературе, мы разработали, теоретически обосновали и опытно­экспериментальным путем проверили результативность разработанной системы заданий по формированию понятийного аппарата у младших школьников 2 «Ж» класса.
На заключительном этапе исследования был проведен контрольный срез, позволяющий определить уровень сформированности понятийного аппарата младших школьников.
Таким образом, методы, формы и средства формирования понятийного аппарата младших школьников для использования в разработке и проведении уроков математики во 2 классе изучены. Цель достигнута.
Гипотеза исследования о том, что владение школьниками понятийным аппаратом изучаемого предмета зависит от целенаправленной деятельности учителя, которая включает в себя разнообразные формы и методы подтверждена.
Продолжение исследования мы видим в том, чтобы разработать комплекс методик формирования понятийного аппарата у младших школьников на уроках математики для 3 класса.


1. Андреева, Н. Д. Ученый-методист Н. А. Рыков [Текст] / Н. Д. Андреева, М. М. Гаджиев // Биология в школе. - 2006. - №5. - С. 13-15.
2. Антология мировой философии в 4-х томах - [Электронный ресурс]// socioline.ru - учебники, монографии по социологии - URL: http://socioline.ru/book/antologiya-mirovoj-filosofii-v-4-h-tomah-seriya «filosofskoe-nasledie» (дата обращения 08.04.2018)
3. Ахметова, Л. В. Формирование понятийного аппарата учащихся при изучении естественно-научных дисциплин [Текст] / Л. В. Ахметова // Вестник ТГПУ. - 2011. - Вып.6 (108) - С.155-160.
4. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. - [Электронный ресурс]// Российская государственная библиотека - URL: https://search.rsl.rU/ru/record/01001035213/1 (дата обращения 08.04.2018)
5. Баранов, С. П. Педагогика [Текст] / С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1987. - 600 с.
6. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - [Электронный ресурс]// Padabum - URL: http://padabum.com/d.php?id=188625/ (дата обращения 08.04.2018)
7. Белоусов, В. Д., Петрушин, П. К. Классификация математических понятий в школе: по материалам отечеств. исследов. / В. Д. Белоусов, П. К. Петрушин. // Повышение эффективности обучения математике в школе: кн. для учителя: Из опыта работы / Сост. Г. Д. Глейзер.- М.: Просвещение, 2000. - С.92 - 95.
8. Блонский, П. П. Избранные педагогические произведения [Текст] / П. П. Блонский. - М.: Педагогика, 1961. - 696 с.
9. Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения знаний в школе [Текст] / Д.Н.Богоявленский, Н.А. Менчинская - М.: Просвещение, 2002. -340 с.
10. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический
анализ. - [Электронный ресурс] //ПЛАТОНАНЕТ -
URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofij a_poznanij a/voj shvillo _ponj atie_kak_forma_myshlenij a_logiko_gnoseologicheskij_analiz/45 -1 -0­706/ (дата обращения 27.03.2018)
11. Войшвилло, Е. К. Логика [Текст] / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 528 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Изд. 5, испр. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - С. 118-184.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология/под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2001.
14. Выготский, Л. С. Мышление и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. - М., 1982. - С. 395-415.
15. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука. - М., 2009.- Т.1. (дата обращения 27.03.2019) Стали думать, как им быть, не повеситься ль те...73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ