Введение 3
Глава 1. Научно-методические и теоретические основы организации
элективных курсов 6
1.1.Элективные курсы и их типология в старших классах
общеобразовательной школы 6
1.2.Основные аспекты обучения в старших классах общеобразовательной
школы 10
1.3. Структура элективных курсов по информатике и
ИКТ 12
1.4. Использования электронных учебно-методических пособий в
элективном курсе 16
Вывод по главе 1 19
Глава 2. Разработка содержания элективного курса «Основы
искусственного интеллекта» 20
2.1. Искусственный интеллект в курсе информатики 20
2.2. Программа элективного курса 22
2.3. Примеры конспектов уроков элективного курса 31
2.4.Электронное учебное пособие по элективному курсу «Основы
искусственного интеллекта» 38
Вывод по главе 2 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 1. Планы-конспекты уроков 57
Приложение 2. Презентация к уроку «Основы математической логики»_ 85 Приложение 3. Презентация к уроку: «Рекурсия и откат» 87
Актуальность исследования. На сегодняшний день искусственный интеллект и все что с ним связанно является очень важной темой в связи с тем, что непосредственно в этой области решаются многие определяющие вопросы, связанные с направлениями развития научной мысли, а также, влиянием достижений в области вычислительной техники и робототехники на жизнь будущего поколения.
В данной области наиболее часто возникают новые методы научных междисциплинарных исследований, и формируется свежий взгляд на те, или иные результаты, возникает новое осмысление этих результатов.
На основе выше сказанного можно сделать вывод, что в дальнейшем интерес к искусственному интеллекту будет только возрастать так как, учитывая скорость развития данного направления, разумно будет предположить, что уже скоро искусственный интеллект станет частью нашей обыденной жизни.
Уже сегодня необходимо серьезно задуматься о наиболее эффективных способах обучения молодого поколения людей основам искусственного интеллекта, так как абсолютное большинство современных устройств уже применяют алгоритмы искусственно-интеллектуальной обработки, и знания в этой области будут достаточно полезными для широкого круга специалистов.
Если говорить о тенденциях в сфере школьного образования, то в условиях постоянного обновления научных знаний, высоких темпов развития техники и технологии общество видит необходимость создания системы непрерывного образования.
Немалую роль в обеспечении преемственности может сыграть введение в школьное образование на старшей ступени новых компонентов, таких как элективные курсы, в том числе и по основам искусственного интеллекта.
Подобные элективные курсы непосредственно являются примером осуществления преемственности школьного и вузовского образования, осуществляющим подготовку школьников к обучению в вузе.
Современному учителю необходимо открыть перед учащимися возможности современной компьютерной техники. Школьникам будет одновременно полезно, важно и интересно узнать, что моделировать любую интеллектуальную деятельность - это совсем не сложно, и доступно любому школьнику, причем для решения вполне реальных практических проблем, встречающихся в повседневной жизни и связанных с выбором профессии или определением искренности собеседника, а также многое другое.
Вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы выпускной квалификационной работы в силу противоречия между необходимостью изучения курса “Основы искусственного интеллекта” и отсутствием достаточного количества элективных курсов по данной теме.
Объектом исследования является обучение элективным курсам по информатике учащихся старших классов.
Предмет исследования - организация элективного курса по теме “Основы искусственного интеллекта” в старших классах.
Цель исследования - разработка содержания элективного курса “Основы искусственного интеллекта” для учащихся старших классов.
Исходя из цели, мы поставили следующие задачи исследования:
1. проанализировать учебно-методическую литературу по тематике исследования;
2. провести обзор методического обеспечения урока;
3. рассмотреть роль и место элективных курсов в процессе обучения информатике и ИКТ учащихся старших классов;
4. разработать элективный курс “Основы искусственного интеллекта” для старшеклассников и методическое обеспечение к данному курсу состоящее из поурочного планирования, мультимедийных презентаций к отдельным урокам, электронного учебно-методического пособия;
5. провести апробацию элективного курса “Основы искусственного интеллекта”.
Методы исследования: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование.
Практическая значимость: разработанные учебно-методические материалы (программа элективного курса, разработки занятий, тест) могут использоваться в учебном процессе общеобразовательной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 40 источников и трех приложений.
На приложенном к работе электронном носителе размещено: электронное учебно-методическое пособие «Основы логического программирования на языке Prolog», мультимедийные презентации и разработанные планы-конспекты уроков.
В связи с бурным развитием искусственного интеллекта в наши дни современному учителю необходимо серьезно задуматься о наиболее эффективных способах обучения учащихся основам искусственного интеллекта. Абсолютное большинство современных устройств уже применяют алгоритмы искусственно-интеллектуальной обработки и знания в этой области будут необходимы сегодняшнему школьнику.
В данной выпускной квалификационной работе были разработаны методические материалы по обучению основам искусственного интеллекта в старших классах школы.
Нами были рассмотрены научно-методические и теоретические основы организации элективных курсов, роль и место элективных курсов в процессе обучения информатике и ИКТ учащихся старших классов. В ходе исследования удалось выявить, что элективные курсы обладают широким спектром функций и задач.
Анализ литературы по проблематике нашей работы показал, что основы искусственного интеллекта занимают в курсе информатики старшей школы значимое место. Абсолютное большинство современных устройств, применяют алгоритмы искусственно-интеллектуальной обработки и знания в этой области необходимы учащимся для решения вполне реальных практических проблем, встречающихся в повседневной жизни и, в частности, связанных с выбором будущей профессии.
Нами было разработано электронное учебно-методическое пособие, к данному курсу состоящее из десяти лекций, девяти практических работ и тестирования с проверкой в режиме реального времени. Пособие представлено в виде Web-сайта на основе HTML кода. Основными его достоинствами являются: современный формат, наглядность,
универсальность, простота изложения теоретического материала, возможность проведения тестирования в формате наиболее удобном для учителя и учащихся.
В ходе практической работы нами была разработана программа элективного курса “Основы искусственного интеллекта”.
Данный элективный курс является примером осуществления преемственности школьного и вузовского образования, осуществляющим подготовку школьников к обучению в вузе, пониманию меж предметных связей информатики, математики, умению применять полученные знания, причем для решения практических проблем, встречающихся как в повседневной жизни, так и обучении.
Практическая значимость разработанного элективного курса состоит в том, что он может быть включен в систему элективных курсов по информатике.
В заключение, хотелось бы сказать, что данный элективный курс был апробирован на учащихся МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов" и были положительно восприняты учащимися. Результаты работы были апробированы на XX всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», 27 апреля 2018 года в г. Бийске.
1. Ларикова, И.Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс]. - Открытый урок. Первое сентября. - Режим доступа: http: // festival.1september.ru/articles/416613/
Saturday, 18 Mar 2017 10:05:25.
2. Болгова, И. Если вы решили создать авторский элективный курс [Электронный ресурс]. - Статья в газете Первое сентября. - Режим доступа: https: // ps.1september.ru/article.php?ID=201000917 Saturday, 05 Nov 2017 14:17:05.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования (Министерство образования российской федерации и Российская академия образования) [Электронный ресурс]. - Научная библиотека КиберЛенинка. - Режим доступа: http: //
cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-profilnogo-obucheniya-na-starshey-stupeni- obschego-obrazovaniya-ministerstvo-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii-I Monday, 12 Feb 2017 20:20:25.
4. Орлов, В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 16 апреля. - Режим доступа: http: // www.eidos.ru/journal/2003/0416.htm Friday,
03 Mar 2017 19:25:25.
5. Егорова, А.М. Профильное обучение и элективные курсы в школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 173-179.
6. Бухарова Г.Д., Хохлова Н.В. Проблемы реализации методики
внедрения элективных курсов по информатике [Электронный ресурс]. - Статья в журнале Современные исследования социальных проблем. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-metodiki-
vnedreniya-elektivnyh-kursov-po-informatike Friday, 19 May 2018 22:12:25.
7. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения [Электронный ресурс]. - Статья в журнале Вопросы образования. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/bazisnyy-uchebnyy-plan-starshego-zvena-shkoly- v-usloviyah-vvedeniya-profilnogo-obucheniya Friday, 19 May 2017 22:12:25.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим
доступа: http: // минобрнауки.рф/документы/2365 Monday, 14 Nov 2017 18:05:25.
9. Шупилова, Е.Ф. Педагогические информационные инновации как средство повышения качества образования // Интернет-журнал "Эйдос". -
2007. - 7 мая. - Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2007/0705-8.htm Friday, 03 Mar 2018 19:25:25.
10. Гейн, А.Г. Кружок и/или факультатив, и/или элективный курс [Электронный ресурс]. - Статья в газете Первое сентября. - Режим доступа: Ьйр://информатикаЛсентября.рф/агйс^^р?ГО=200600506 Friday, 04 Mar
2018 19:25:25.
11. Магомедов Ш.А., Ахмедова С.Л. Элективные курсы как средство
индивидуализации и дифференциации обучения информатике в профильной школе [Электронный ресурс]. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №9. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-kak-sredstvo-individualizatsii-i- differentsiatsii-obucheniya-informatike-v-profilnoy-shkoleFriday, 19 May 2018 22:12:25.
12. Душкин, А.В. Роль элективных курсов по информатике в профессионально-образовательной траектории обучающихся [Текст]/ А.В. Душкин // Вестник науки и образования. - 2016. - № 11(23). - С. 100-102. - Библиогр.: с. 121.
13. Алейникова, И. «Элективное море» [Электронный ресурс]. - Статья в газете Первое сентября. - Режим доступа: http://upr.1september.ru/article.php?ID=200601302 Friday, 04 Mar 2018 19:25:25.
14. Гаврилова М.А. Метод проектов как основа организации исследовательского обучения / М.А. Гаврилова // Интеграция образования. - 2006. - № 2. - С. 165-167.
15. Атанасян С.Л., Кузуб Н.Н. Элективные курсы по математике и
организация самостоятельной деятельности учащихся // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №4. - Режим доступа: http: //
cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-matematike-i-organizatsiya- samostoyatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya Friday, 03 Mar 2018 21:00:05.
16. Волков О.И. Выбор программных средств создания электронных
изданий [Электронный ресурс]. - Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2009. №4. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-programmnyh-sredstv-sozdaniya- elektronnyh-izdaniy-v-nauchnoy-srede-gumanitarnyh-vuzov Friday, 19 May 2018 22:12:25.
17. Дзюба Е.А. Использование современных технологий обучения в ВУЗЕ [Электронный ресурс]. - Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie- sovremennyh-tehnologiy-obucheniya-v-vuze Friday, 19 May 2017 22:12:25.
18. Жокина Н.А., Федорова Н.Н. Элективные курсы всистеме
профильного обучения как средство самоопределения личности школьника [Электронный ресурс]. - Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2007. №5. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-tehnologiy- obucheniya-v-vuze Friday, 19 May 2018 22:12:25.
19. Пискунова А.И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. М.: Эфесс, 2007. — 496 с.
20. Кузнецов, А.А. Общая методика обучения информатике [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов. I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. - М.: Прометей, 2016. - 300 с.
21. Повышение мотивации учащихся к обучению через использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/povishenie-motivacii-uchaschihsya-k-obucheniyu-cherez- ispolzovanie-informacionnokommunikativnih-tehnologiy-na-urokah-matematiki- 489620.html Friday, 19 May 2017 22:12:25.
22. Сухов С.С. Проектирование мультимедийного учебника по
дисциплине «Информатика» [Электронный ресурс]. - Вестник Брянского государственного университета. 2011. №1. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-multimediynogo-uchebnika-po- distsipline-informatika Friday, 19 May 2017 22:12:25.
23. Шматков М.Н. Отдельные психолого-дидактические особенности
учебных средств на электронных носителях [Электронный ресурс]. - Сибирский педагогический журнал. 2008. №14. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-psihologo-didakticheskie-osobennosti- uchebnyh-sredstv-na-elektronnyh-nositelyah-v-vysshem-gumanitarnom- obrazovanii Friday, 19 May 2017 22:12:25.
24. Канянина, Т.И. Роль инфорационно-коммуникационных технологий в современном школьном образовании [Текст] // Нижегородское образование. - 2009. - №4. - С. 11-20. - Библиогр.: с. 36.
25. Становление курса информатики в школьном образовании в период с 1950г. до 1990г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: cyberieninka.rmarticle stanovlenie1950 do-1990 Friday, 20 May 2018 22:12:25.
26. Колин, К.К. О структуре и содержании образовательной области “Информатика” [Текст] // Информатика и образование. - 2000. - №10. - С. 5¬10. - Библиогр.: с. 36.
27. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих [Текст] / Под ред. Д.А Поспелова. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 352 с.
28. Каймин, В.А. Основы информатики и вычислительной техники [Текст]: учебник для 10-11 классов ср. школы / В.А. Каймин, А.Г. Щеголев, Е.А. Ерохина, Д.П. Федюшин; Просвещение, 1989. - 272 с.
29. Семакин, И.Г. Информатика. Учебник по базовому курсу (7-9 классы) [Текст] / И.Г. Семакин. - М.: ООО "Издательство Лаборатория Базовых Знаний", 1998. - 384 с.
30. Босова, Л.Л. Информатика 7-9 классы. Методическое пособие [Текст] / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 461 с.
31. Поляков, К. Ю. Информатика [Текст]: учебник для 11 класса / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин; Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 247 с.
32. Кузюк И.Г., Туч В.В. Электронные учебные пособия в современном образовательном процессе [Электронный ресурс] / И. Г. Кузюк, В.В. Туч // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14 (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2013 г.) - Режим доступа: http://sibac.info/archive/social/8(11).pdf Friday, 10 May 2018 22:12:25.
33. Искусственный интеллект в школьном курсе информатики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа https://infourok.ru/iskusstvenniy- intellekt-v-shkolnom-kurse-informatiki-1259158.html Friday, 15 May 2017
20:10:20.
34. Ясницкий Л.Н., Черепанов Ф.М. Искусственный интеллект. Элективный курс: Методическое пособие по преподаванию. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 216с.
35. Каменева Т.Н. Разработка электронного учебника как компонента информационного образовательного пространства [Электронный ресурс]. -
Статья в журнале Образовательные технологии и общество. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-elektronnogo-uchebnika-kak- komponenta-informatsionnogo-obrazovatelnogo-prostranstva Friday, 6 May 2018 17:18:33.
36. Искусственный интеллект и его роль в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://infourok.ru/statya-iskusstvenniy- intellekt-i-ego-rol-v-obrazovanii-1529295.html Friday, 7 Apr 2017 18:34:45.
37. Олейников А.А. Элементы теории искуственного интеллекта в
организации условий обучения информатике [Электронный ресурс]. - Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-elektronnogo-uchebnika-kak- komponenta-informatsionnogo-obrazovatelnogo-prostranstva Friday, 9 May 2018 13:04:18.
38. Сорокин, А.Г. Разработка универсальной оболочки электронного учебника [Текст] / А.Г. Сорокин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №3. - С. 82-83.-.Библиогр.: с. 36.
39. Мусин, Р.Ф. Электронные учебники как элемент системы
электронного образования [Текст] / Р.Ф. Мусин // НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ материалы IX международной научно-практической конференции: Российский
государственный профессионально-педагогический университет
(Екатеринбург). - 2016. - С. 453-457.-.Библиогр.: с. 520.
40. Программирование на языке Пролог для искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/formalizatsiya-protsessa-postroeniya-resheniya-s- ispolzovaniem-spiskov-dlya-klassa-logicheskih-zadach-v-programmah-na-yazyke- prolog Tuesday, 18 Apr 2018 09:31:34