Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социокультурной компетенции при обучении чтению на иностранном языке в 5 классе

Работа №146927

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования социокультурной компетенции в процессе чтения 6
1.1 Понятие социокультурной компетенции 6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социокультурной компетенции 10
1.3 Реалии в языке и культуре 11
1.4 Чтение как вид деятельности. Критерии отбора текстов для
чтения 13
1.5 Возрастные особенности учащихся 5 классов 20
Глава 2 Формирование социокультурной компетенции при обучении чтению 22
2.1 Анализ УМК “Forward” (М.В., Вербицкая, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд) для
5 класса 22
2.2 Комплекс упражнений к текстам 30
Заключение 35
Список используемых источников 37
Приложение 1 40
Приложение 2 41
Приложение 3 42
Приложение 4 42
Приложение 5 43
Приложение 6 43
Приложение 7 44
Приложение 8 44

Для успешного общения необходимо не только говорить на языке собеседника, но и иметь общее представление о мире. 1990-е годы коренным образом изменили социокультурный контекст изучения языков международного общения в России и других, особенно европейских странах, что неизбежно привело к появлению новых потребностей в изучении языков и культур. Сегодня принцип культуросообразности становится одним из ведущих принципов обучения и воспитания.
В начале нового столетия целью изучения иностранного языка больше не может быть передача языковых знаний и навыков или даже энциклопедическое развитие географической информации, ограниченное прежде всего суммой географических и исторических концепций и явлений. Центральным в педагогическом процессе должно стать формирование умения участвовать в межкультурном общении. Это особенно важно сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигла беспрецедентных масштабов, и, как всегда, важной задачей стало воспитание терпимости к иностранным культурам, повышение интереса и уважения к ним, преодоление чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто разнообразия других культур. Это то, что привлекло всеобщее внимание к межкультурному общению.
Таким образом, идея о необходимости социокультурного образования на иностранном языке постепенно начинает приобретать аксиоматичное звучание, поскольку обучение общению на иностранном языке в истинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и навыками, без которых нет практического овладения языком.
Формирование социокультурной компетенции учащихся облегчается использованием различных текстовых материалов на уроках иностранного языка.
Использование текстов на уроках языка способствует:
1. Развитию воображения и способности к словесному творчеству через эмоционально сформированное восприятие языка и эффективное отношение к нему;
2. Пониманию языка как культурного феномена;
3. Повышению мотивации к изучению языка.
Кроме того, чтение на иностранном языке дает возможность взглянуть на мир с разных точек зрения и таким образом выявлять и распознавать межкультурные различия.
Итак, вышеизложенное позволяет утверждать, что текст является средством формирования социокультурной компетенции как одного из компонентов коммуникативной компетенции, в чем и заключается актуальность данной работы.
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и определение опытным путем эффективности использования текстов на английском языке в обучении чтению.
Объектом исследования является процесс формирования
социокультурной компетенции в средней школе.
Предметом исследования является текст на английском языке как средство развития социокультурной компетенции
Задачи исследования:
• 1. изучить психолого-педагогическую литературу и методические материалы по теме исследования;
• 2. рассмотреть проблемы формирования социокультурной компетенции при преподавании иностранного языка в школе;
• 3. изучить чтение как вид речевой деятельности;
• 4. дать психолого-педагогические характеристики подросткового возраста;
• 5. проанализировать учебно-методический комплекс «Forward» на предмет использования текстов в обучении иностранному языку;
• 6. разработать дополнительный материал с использованием текстов
страноведческой направленности для работы с УМК «Forward». Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике обучения учащихся иностранным языкам в средней школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы:
Социокультурная компетенция - это сочетание знаний, навыков, способностей и личностных качеств, которые обеспечивают общение на иностранном языке в различных ситуациях в соответствии с нормами языка и речи и культурными традициями носителей языка.
В современном мире цель изучения иностранного языка - это возможность свободно общаться с носителями другой культуры. Поэтому изучение иностранного языка включает в себя не только лингвистическую и коммуникативную компетенцию, но и социокультурные знания и навыки.
Формирование социокультурной компетенции может происходить разными путями. В данной работе был исследован достаточно эффективный и доступный способ, через текстовые материалы.
Были выделены критерии отбора текстов:
• яркая и интересная история;
• с учетом возрастной специфики учащегося;
• тематическая близость к жизненному опыту и интересам подростков. Тексты, выбранные по этому критерию, обычно позволяют понять смог или не смог бы учащийся так поступить, также ли он думает, есть ли или нет это в его жизни, может или не может он сделать также;
• социокультурный контекст;
• относительная доступность языкового оформления, целесообразность текста;
• актуальность текста.
Была дана психолого-педагогическая характеристика учащихся. В этом возрасте у детей начинают формироваться интересы. Именно на этом жизненном этапе задается будущий вектор развития.
Был проведен анализ учебно-методического комплекса «Forward» для 5 класса, авторы которого Вербицкая М.В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. В ходе
анализа было выявлено, что учебник разнообразно и всесторонне развивает социокультурную компетенцию учащихся, активно используя реалии современного английского языка.
Были подобраны дополнительные тексты страноведческого содержания, к ним были разработаны комплексы упражнений, которые развивают социокультурную компетенцию.


1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2010. 448 с.
2. Аксенова Г.Н. Язык, культура и бытийная картина мира//Язык и культура: библиографический аспект проблемы. Уфа: РИО Госкомиздата БАССР, 1990. С.4-5.
3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1983. 269 с.
4. Влахов С. Флорин С. Непереводимое в переводе. - М.: Международные отношения, 1986. 416 с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2008. 668 с.
6. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2003. № 2. С. 30-36.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
8. Гордеева И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. №19. С. 569-571.
9. Горюнова Е. С. Критерии отбора текстов для обучения студентов неязыковых вузов иноязычному профессионально ориентированному чтению // Вестник ТГПУ. 2011. №2. С. 60-64.
10. Гуль Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в чтении на этапе перехода от адаптированной к оригинальной литературе// Проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Studia Linguistica - СПб: Тригон, 1998а. С. 185 - 188.
11. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции // Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. Studia Linguistica - СПб: Тригон, 1999. 430 с.
12.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. 222 с.
13. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. №9. С. 136-143.
14. Палешева Е. А. Аутентичные тексты как средство развития
познавательного интереса учащихся при обучении чтению на уроках английского языка в старших классах средней школы // Концепт: научно - методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 1 квартал 2011, - Киров, 2011.
15. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об
утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования."...26


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ