Введение 3
Глава I. Теоретические основания формирования учебной мотивации учащихся на уроках истории в средней школе 8
1.1. Учебная мотивация: понятие, структура и ее роль в учебном
процессе 8
1.2. Образовательное пространство средней школы в контексте
формирования учебной мотивации учащихся на уроках истории 14
1.3 Деятельности учителя по формированию учебной мотивации учащихся на уроках истории 19
Глава II. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся на уроках истории в средней школе 25
2.1 Организация взаимодействия родителей и учителя в формировании
учебной мотивации школьников на уроках истории 25
2.2 Создание на уроках истории атмосферы комфорта и позитива для
учащихся, стимулирующих формирование у них учебной мотивации 28
2.3 Разработка и реализация разных форматов проведения уроков истории,
направленных на повышение учебной мотивации учащихся 38
Заключение 42
Список источников и литературы 44
Приложения 47
Современное общество стремительно развивается, и в этом процессе ключевую роль играет образование. Обучающиеся становятся все более требовательными к качеству исторического образования, а преподаватели, в свою очередь, должны постоянно совершенствовать свои методы обучения, чтобы удовлетворить потребности учащихся.
Актуальность данной темы заключается в том, что мотивация обучающихся является ключевым фактором успешного обучения и развития личности. В историческом образовании, где изучение прошлого часто абстрактно и отвлечено от современной жизни, поддержка мотивации становится еще более важной задачей. Учителю необходимо уметь заинтересовать учащихся, показать им, как история связана с их собственной жизнью и почему она важна для понимания событий сегодняшнего дня. Поддержка учебной мотивации обучающихся на уроках истории не только способствует улучшению учебных результатов, но и формирует гражданскую идентичность и патриотизм, что важно для формирования гражданского общества. Например, в федеральном законе «Об образовании» одной из задач образования выступает создание условий для «самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности»1 2 3.
В настоящее время существует проблема неэффективной педагогической поддержки, направленной на формирование учебной мотивации учащихся на уроках истории, что в свою очередь приводит к низкому уровню их активности в учении. Эта ситуация вызвана несколькими факторами, включая, в первую очередь, "клиповый" стиль мышления современной молодежи, а также
личностное и профессиональное отчуждение, которое возникает между учащимися и преподавателями (школой) и между родителями и детьми.
На практике становится очевидным, что качество исторического образования в средней школе страдает из-за наличия школьников, которые не мотивированы к учению и показывают низкие результаты в учебе. Одной из важнейших задач учителя является всесторонняя поддержка процесса формирования учебной мотивации обучающихся, под которой автор понимает фрагмент, специально вводимый в занятие для стимуляции познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу. Разработка педагогических условий и механизмов, которые смогут повысить мотивацию школьников к учебной деятельности, может существенно улучшить образовательные результаты, достигаемые педагогами.
Степень изученности темы. Актуальность дальнейших конкретноэмпирических исследований обусловлена ролью мотивационных переменных в обучении и необходимостью диагностики, формирования и развития учебных мотивов с целью выявления школьников, отличающихся различным учебным потенциалом, и повышения эффективности учебной деятельности. Ведущие отечественные специалисты в области педагогической психологии отмечают исключительную важность обращения к ресурсу внутренней учебной мотивации учащегося при построении эффективного учебного процесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, А.И. Подольский, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин).
В современной России проблема мотивации учащихся в историческом образовании получила широкое освещение в педагогической литературе и была исследована рядом ученых. В первую очередь, внимание было обращено на выявление причин неуспеваемости обучающихся.
Так, Столповская О.Н.4 провела комплексное исследование причин неуспеваемости подростков. В ходе исследования были выявлены психологические (низкая мотивация к обучению, нарушения в эмоциональной и познавательной сферах), социально-педагогические (несформированность общеучебных умений и педагогическая запущенность), а также физиологические (хронические заболевания и повышенная утомляемость учащихся) причины. Исследователь отмечает, что успешная борьба с неуспеваемостью учащихся зависит от наличия у педагогических работников необходимых знаний для коррекционной и воспитательной работы. Это подчеркивает важность психолого-педагогических знаний для педагогов.
Зная психологические причины неуспеваемости школьников, отмечает М.Б. Аушева5, педагог может оказать необходимую помощь в преодолении и предупреждении учебных трудностей. Это важно для того, чтобы дети захотели учиться, смогли учиться и поверили в свои силы....
Изучение мотивации в историческом образовании является важным аспектом в педагогической деятельности учителя. В ходе выполнения дипломной работы были проанализированы основные концепции мотивации в образовании, исследованы методы и подходы к поддержке мотивации обучающихся в историческом образовании, определена роль поддержки мотивации обучающихся в педагогической деятельности учителя и разработаны рекомендации по повышению эффективности поддержки мотивации обучающихся в историческом образовании.
Изучение основных концепций мотивации в образовании позволило определить многообразие подходов к организации и контролю учебной мотивации учащихся. Исследование методов и подходов к поддержке мотивации обучающихся в историческом образовании показало необходимость использования стратегий, направленных на создание положительной мотивационной атмосферы в классе через устойчивое взаимодействие родителей, учителей и учеников.
Определение роли поддержки мотивации обучающихся в педагогической деятельности учителя выявило необходимость внимательного изучения конкретной ситуации, учета интересов обучающихся и использования индивидуального подхода к каждому учащемуся.
Таким образом, при создании мотивации на уроках истории очень важно использовать приёмы, которые отвечают возрастным и познавательным особенностям ученика, отбирать их для урока с учётом социальных потребностей и интересов.
Так, при изучении новой темы уместно будет поставить перед учениками «загадку истории» и попытаться её «разгадать» в завершении изучения; предложить решение проблемной исторической задачи (сопоставление различных точек зрения по позиции и жанру на одно и то же событие); создать ситуацию «расширения границ урока», когда учащиеся при выполнении 45
домашнего задания осознают необходимость самостоятельного поиска дополнительного материала по изученному на уроке. Особую роль в создании мотива изучения новой темы, участия в процессе поиска будет играть материал региональной, локальной истории, истории семьи, истории повседневности, всё то, что составляет зону ближайших интересов школьника.
Разработанные в ходе работы рекомендации по повышению эффективности поддержки мотивации обучающихся в историческом образовании основываются на использовании известных педагогических методологий и практических приемов, создании благоприятной атмосферы в классе, совместной работе учителей, учащихся и родителей, а также на использовании разнообразных учебных материалов и технологий.
Практическая значимость работы состоит в том, что были подобраны и систематизированы диагностические методики, направленные на изучение положительной устойчивой мотивации; обобщен целостный педагогический опыт реализации педагогических условий, способствующих эффективному формированию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности в школьном историческом образовании; выявлены и раскрыты критерии сформированности положительной устойчивой мотивации учебной деятельности в процессе обучения в школе; разработана и апробирована практическая методическая разработка проекта и урока истории в 10 классе.
Таким образом, достигнуты все поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы, и разработанные в ходе исследования теоретические основы и практические рекомендации могут быть использованы в работе педагогов для оптимизации учебного процесса и повышения эффективности поддержки мотивации обучающихся в историческом образовании.
1. Аушева М.Б. Проблема неуспеваемости младших школьников в Республике Ингушетия и пути её решения // Мир науки, культуры, образования. 2018. No 3 (70). С. 15 - 17.
2. Бердникова, А.Г. Взаимосвязь самооценки и структуры учебной мотивации // Сборник по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. Школьников «Зимний школьный марафон». Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.140 с.
3. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия создания мотивационной основы познавательной деятельности школьников на уроках истории // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 67-72.
4. Билалова Н.А. Поддержка слабоуспевающих обучающихся как важное направление повышения качества образования. // Наука и социум: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. Е.Л. Сорокина. Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ111111ИСР», 2016. С. 18-23.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Фельдштейна/ М., 1995. 275 с.
6. Вавилов Ю.П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2016. No 2. С. 19 - 24.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 219 с.
8. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. М., 2004. 509 с.
9. Ильясов Д. Ф. Селиванова Е. А. Педагогические факторы повышения учебной мотивации и продуктивности учебной деятельности обучающихся в школах с низкими результатами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 208-211.
10. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования игры и дискуссии: (анализ зарубежного опыта). М.: Наука, 1997. С. 68-69
11. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат. 1967. 383 с.
12. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. Серия: Психолог в школе «Генезис». 2004.
13. Лазарев, В. С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. 2014. № 6. С. 3-12.
14. Лебединцев В.Б. Необходимость перехода к неформальным системам обучения // Педагогика. 2015. No2. С. 67-74
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.....28