Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и дизартрией

Работа №146905

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и
дизартрией 8
1.1. Развитие фонематического слуха ребенка в онтогенезе 8
1.2. Особенности развития фонематического слуха у детей с дизартрией 15
1.3. Обзор методик логопедической работы, направленной на развитие фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Глава II. Экспериментальное изучение сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и дизартрией 31
2.1. Констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи II уровня и дизартрией 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 38
Глава III. Формирование фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и дизартрией 51
3.1. Организация и содержание логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи II уровня и дизартрией 51
3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 67
Заключение 73
Библиография 75
Приложения 84

Актуальность. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования область «Речевое развитие» определяется как одна из важнейших. В настоящее время возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Среди них достаточно большой процент детей - это дошкольники с дизартрией.
Дизартрия, как сложное речевое нарушение органического генеза, проявляется в неврологических, психологических и речевых симптомах.
Одним из первичных нарушений в структуре дефекта при дизартрии является нарушение фонетической стороны речи, которое тяжело поддается коррекции и отрицательно отражается на формировании фонематической стороны речи.
Авторы, занимавшиеся изучением нарушений фонематического слуха у детей с дизартрией, отмечают, что при дизартрии снижение слуховых дифференцировок может быть производным от нарушений артикуляции [5]. Так, Р.Е. Левина отмечала, что при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при поражении двигательных механизмов речи, нарушения артикуляции влияют на звуковое восприятие всей звуковой системы данного языка, что приводит к вторичному недоразвитию фонематического слуха.
Особенностью дизартрии у детей является часто ее сочетание с другими речевыми расстройствами, в частности с общим недоразвитием речи.
По структуре речевого дефекта выделяют группу детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР). И это главным образом дети с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы или проявлениями перинатальной энцефалопатии [13]. У детей с ОНР отмечается недоразвитие высших психических функций, локальная недостаточность отдельных видов гнозиса, праксиса, отклонения в речеслуховой и зрительной памяти (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева). Вышеперечисленные отклонения могут располагать к первичным нарушениям фонематического слуха.
Многие авторы (Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, В.И. Бельтюков, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) указывали на важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха у детей с речевой патологией.
Проблема развития фонематического слуха актуальна в связи с тем, что сформированность этого компонента структуры языка является необходимым условием для овладения грамотой, поступления в школу, для совершенствования навыков связной речи.
Вопросы диагностики и развития фонематической стороны речи у дошкольников с дизартрией интенсивно разрабатывались такими учеными как Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Г.В. Чиркина и др.
В результате анализа научных источников по проблеме исследования выявлено следующее противоречие: несмотря на достаточное количество материалов по работе с детьми дошкольного возраста с ОНР и дизартрией по развитию фонематического слуха, существует необходимость разработки специальных методов коррекции с учетом специфических особенностей формирования фонематического слуха, что частично восполняется в предложенном исследовании.
В связи с этим, исследование специфических особенностей развития фонематического слуха у детей с ОНР II уровня и дизартрией, и определение оптимальных путей логопедической работы, является актуальной проблемой настоящего исследования.
Объект исследования: фонематический слух детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и дизартрией.
Предмет исследования: формирование фонематического слуха детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня и дизартрией.
Цель исследования: выявить особенности фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией и определить эффективность логопедической работы по формированию фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня и дизартрией.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


К моменту поступления в школу ребенок должен овладеть правильным произношением, навыками фонематического анализа, на достаточно высоком уровне должны быть развиты все стороны речи.
Задача дошкольного образовательного учреждения - сформировать необходимые для успешного овладения грамотой речевые навыки. Это осложняется наличием большого количества детей с отклонениями в речевом развитии.
Особенности характера нарушений звукопроизношения у детей с ОНР II уровня и дизартрией говорят о недостаточном уровне развития фонематического слуха. Звукопроизношение данной категории детей характеризуется искажениями; заменами и смешениями по артикуляционным и акустическим признакам.
Нарушения отмечаются при исследовании различения слов, близких по звуковому составу, когда требуется хлопнуть в ладоши, если логопед в ряду многих слов произнесет слово правильно. При ошибочном выполнении многим дошкольникам недоступна самокоррекция ошибок. Более того, часто ошибки детьми не замечаются. Все дети экспериментальной группы испытывают выраженные трудности при дифференциации фонем. Частые, грубые ошибки допускаются как при дифференциации звуков, различающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, так и при различении более контрастных звуков.
Результаты проведенного исследования обусловили выделение следующих этапов для реализации логопедической коррекционной работы:
1 - узнавание неречевых звуков;
2 - сопоставление одинаковых звуков, слов, фраз по мелодике (высоте, силе и тембру);
3 - сопоставление слов, близких по звуковому составу;
4 - сопоставление слогов;
5 - сопоставление фонем;
6 - элементарный звуковой анализ.
В качестве метода логопедической коррекционной работы выбраны дидактические игры и упражнения.
Отметим, что в процессе проведения коррекционной работы соблюдался этиопатогенетический принцип, принцип взаимосвязи общей, мелкой и артикуляционной моторики, принцип деятельностного подхода, принцип постепенного усложнения характера задач обучающего материала.
Реализованный формирующий эксперимент с последующим контрольным обследованием состояния сформированности фонематического слуха у дошкольников с ОНР II уровня и дизартрией показал эффективность выбранных методов работы.
Резюмируя, следует указать значимые результаты, полученные в процессе контрольного эксперимента:
а) увеличение числа детей, проявивших средний уровень сформированности фонематического слуха по итогам контрольного обследования;
б) снижение числа детей, проявивших низкий уровень сформированности фонематического слуха по итогам контрольного обследования;
в) сокращение числа ошибок при различении слов, близких по звуковому составу, и различении звуков; увеличение случаев исправления ошибок самокоррекцией.


1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 649 с.
2. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. -48 с.
3. Архипова, Е.Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-pomoch-rebenku-so- stertoy-dizartriey-v-detskom-sadu (дата обращения: 12.01.2020).
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 256 с.
5. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 319 с.
6. Белоус, Е.Н. К проблеме структуры фонематического слуха. // Образование и наука. - 2009. - №10(67). - С. 122-128.
7. Бельтюков, В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 16-21.
8. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018.-385 с.
9. Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Дифференциальные признаки речевого онтогенеза при минимальных проявлениях дизартрии. // Наука. Инновации. Технологии. - 2003. -№32. - С. 126-130.
10. Богаткова, А.К., Медведева, Е.Ю. Коррекция фонематической стороны речи старших дошкольников как профилактика нарушений письма и чтения. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7korrektsiya-fonematicheskoy- storony-rechi-starshih-doshkolnikov-kak-profilaktika-narusheniy-pisma-i- chteniya/viewer (дата обращения: 12.11.2019).
11. Бочкарева, Т.О., Энс, О.А. Формирование предпосылок фонематического восприятия у детей 4-5 лет со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - №V6. - 0,5 п.л. URL: https://e-koncept.ru/2019/196058.htm (дата обращения: 15.06.2020).
12. Браудо, Т.Е., Бобылова, М.Ю., Казакова, М.В. Онтогенез речевого развития. // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - т. 12 №1. - С. 41-46.
13. Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии / Л.А. Брюховских. - Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. - 180 с.
14. Васильева, Н.С., Гончарова, Г.В. Основные положения и содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-i-soderzhanie- logopedicheskoy-raboty-po-korrektsii-narusheniy-fonematicheskih-funktsiy- u-doshkolnikov-so-stertoy (дата обращения: 05.06.2020).
15. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. - 281 c....73


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ