ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания и экологической воспитанности 5
1.1. Сущность основных понятий: «экология», «экологическая
воспитанность» 5
1.2. Особенности формирования экологической воспитанности у обучающихся
средних классов 13
1.3. Тематическая композиция как средство развития экологической
воспитанности 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 33
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста посредством рисования тематической композиции 35
2.1. Организация, содержание, проведение и анализ полученных результатов констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня экологической воспитанности обучающихся среднего школьного
возраста 35
2.2 Разработка серии занятий, направленной на формирование экологической
воспитанности обучающихся среднего школьного возраста, посредством рисования тематической композиции 42
2.3 Методические рекомендации к проведению занятий по изобразительному
искусству. 48
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
XXI век знаменуется чрезвычайно высокими темпами давления на окружающую среду со стороны человека. Он сказывается в загрязнении воды, воздуха, почвы, сокращении лесов - основных поставщиков кислорода в атмосферу, исчерпанием полезных ископаемых, особенно таких, как металлические руды, уголь, нефть и др. Экологически безответственная деятельность человека в природе усиливает исчезновение разнообразных представителей флоры и фауны [4].
Экологическое образование и воспитание - относительно новая отрасль теории и практики школьного обучения. Начинать работу в этом направлении нужно с младшего возраста, когда в детях закладывается познавательная активность, пробуждается интерес к окружающему миру [1].
Экологическая воспитание одна из важнейших задач современной школы, которая заключается в повышении экологической грамотности обучающихся, вооружении их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формировании правильной позиции по отношению к природе.
Экологическое образование и воспитание обучающихся должно осуществляться всеми педагогами совместно. Чтобы данный процесс был эффективным, педагогам необходимо знать формы, методы и приемы экологического воспитания и образования [7].
Исследованием экологического воспитания и его развитием занимались научные работники О. Булатов, М. Депенчук, М. Киселев, В. Крысаченко, Н. Лысенко, Л. Микешина, С. Мороз, Г. Платонов, Е. Римлянд, О. Самсонов, Г. Тарасенко, С. Шварц, Е. Новолодской, А. Страунинг, Ю. Ожегова , и др.
Цель: составить серию занятий, способствующую формированию экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста посредством рисования тематической композиции.
Объект исследования: процесс формирования экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: создание тематической композиции как средства формирования экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования: рисование тематической композиции будет способствовать формированию экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста, если на уроках практика будет подкрепляться теоретическими знаниями, будут учитываться возрастные особенности обучающихся, а также будут применяться различные формы проведения занятий, в том числе занятия на природе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность и содержание понятия «экологическая воспитанно сть».
2. Охарактеризовать особенности формирования экологической воспитанности у обучающихся средних классов.
3. Исследовать тематическую композицию как средство развития экологической воспитанности.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование по выявлению актуального уровня экологической воспитанности.
5. Опираясь на результаты исследования, сделать вывод о сформированности экологической воспитанности, о её месте и значении в системе ценностей современных школьников.
6. Разработать серию занятий и методические рекомендации к ним, способствующие формирование экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста посредством рисования тематической композиции.
База исследования: МАОУКУГ №1 «Универс», г. Красноярск. В исследовании приняли участие 10 обучающихся среднего школьного возраста.
В данной дипломной работе были рассмотрены теоретические основы экологического воспитания, констатирующий эксперимент, а также разработка формирующего эксперимента.
Экологическая воспитанность - единство знаний, норм и правил поведения в природе; умение объективно оценивать факты и явления экологической действительности, активности в экологической деятельности.
Экологическое воспитание предполагает процесс выработки экологического сознания и поведения.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.
К основным особенностям успешного экологического воспитания можно отнести: 1) личный пример взрослых (дети ориентируются на поведение своих родителей и подражают им) 2) особое влияние семьи (члены семьи должны заботиться об экологическом воспитании своих детей, просвещать их) 3) систематическое влияние школы (педагоги должны заботиться об экологическом воспитании обучающихся) 4) наглядность (необходимо, чтобы дети наблюдали результаты деятельности по охране природы) 5) межпредметная связь (на каждом уроке необходимо подчеркивать значимость окружающей среды и заботы о ней) 6) нестандартные формы уроков (экскурсия. классный час и т.д).
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития.
Критериями сформированности ответственного отношения к окружающей среде являются нравственная забота о будущих поколениях,
эмоционально-ценностное отношение к природе, знание правил поведения на природе. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе, которые, в свою очередь, будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого учащегося.
Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. Выделяют три уровня формирования воспитанности: Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы. В этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Сформированностью экологической воспитанности обучающихся среднего школьного возраста на втором уровне являются следующие показатели: обучающийся проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиции хорошо — плохо; с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип бережного отношения к природе, её ресурсам.
Тематическая композиция - это композиция, которая ставится в зависимость от конкретной темы, а тема является центральным и направляющим фактором организации композиции, диктующим ее сюжет.
Основная задача тематической композиции состоит в раскрытии образного замысла художника, который в композиционной реализации сюжета, с помощью всех средств живописи получает полное раскрытие темы. Вдохновение при поиске образа художник черпает из событий и явлений окружающей жизни и природы....
1. Агаларова, П.И. Экологические игры краеведческой направленности на уроках основ безопасности жизнедеятельности и во внеклассной работе в школе / П.И. Агаларова. - Махачкала: Народы Дагестана, 2003. - 52 с.
2. Астарханова, Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Р. Астарханова - Махачкала, 2004. - 21 с.
3. Алиева, Б.Ш. Приемственность в формировании экологической культуры у детей 6-8 лет: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б.Ш. Алиева. - М., 2003. - 160 с.
4. Аникеева, Н.В. Воспитание игрой / Н. В. Аникеева - М., 2007. -143 с.
5. Бабанова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабанова. - 1993. - № 9. - С. 16-17.
6. Беспалько, В.Н. Опыт разработки критериев качества усвоения знаний учащихся / В.Н Беспалько // Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программировании обучения. - М., 2000. - С.16-28.
7. Бирштейн, М.М. Основные направления развития деловых игр / М.М. Бирштейн // Деловые игры в мире: материалы международной научнопрактической конференции «Белые ночи», посвященные 60-летию деловых игр.
• Изд. СПБ ИЭИ, 2002. - С.З-14.
8. Бобылева, Л.Д. Игровая экология в школе / Л.Д. Бобылева, Т. Н. Мягких, О. В. Бобылева // Биология в школе. - 2002. - № 6. - С. 54-56.
9. Богомолова, Н.Н. Ситуационно - ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки / Н.Н. Богомолова // Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 2007. - 185 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 2008. - 464 с.
11. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина
• М.: Педагогика, 1972. - 287 с.
12. Виситова, Л.С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Л.С. Виситова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар: Новация, 2015. — С. 15-18. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8732/ (дата обращения: 19.04.2018).
13. Волкова, О.В. Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания [Электронный ресурс]. / О.В. Волкова. - 2014. - С. 21-27. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2014/11/27/formy-vzaimodeystviya-s-semyami-vospitannikov-v-voprosakh (дата обращения: 10.04.2018).
14. Гакаев, Р.А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы / М.Ж. Чатаева, Р.А.Гакаев // Теория и практика образования в современном мире. - Санкт- Петербург, 2015. - С. 178 - 181.
15. Гирусов, Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. - М., 2009. - 195 с.....58