Содержание и организация элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса
|
Введение 3
Глава 1. Элективные курсы по математике в профильном обучении 6
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения математике 6
1.2. Элективные курсы в профильном обучении 12
1.3. Применение ИКТ в образовании 20
Глава 2. Разработка содержания элективного курса по теме «Нестандартные
методы решения уравнений и неравенств» 25
2.1. Программа элективного курса «Нестандартные методы решения
уравнений и неравенств» 25
2.2. Разработка план-конспектов уроков 30
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 1. Презентации к урокам 66
Глава 1. Элективные курсы по математике в профильном обучении 6
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения математике 6
1.2. Элективные курсы в профильном обучении 12
1.3. Применение ИКТ в образовании 20
Глава 2. Разработка содержания элективного курса по теме «Нестандартные
методы решения уравнений и неравенств» 25
2.1. Программа элективного курса «Нестандартные методы решения
уравнений и неравенств» 25
2.2. Разработка план-конспектов уроков 30
Заключение 59
Библиографический список 61
Приложение 1. Презентации к урокам 66
Как и в прежние годы, современная школа призвана решать две тесно связанные друг с другом задачи: с одной стороны, обеспечить овладение учащимися твердо установленным и четко очерченным минимальным
объемом знаний и умений, необходимых каждому члену нашего общества, с
другой - создать условия для дополнительного изучения школьного курса математики для тех, кто проявляет интерес и склонность к данному предмету. Свой вклад в решение этих задач призваны сделать элективные
курсы [27].
Элективные курсы по математике - это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики [3]. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников.
В настоящее время в материалах ЕГЭ предлагаются уравнения и неравенства, решаемые нестандартными методами. Незнание таких методов существенно уменьшает область успешно решаемых задач. Часто бывают задания, которые можно решить, не используя нестандартные методы, но при этом необходимо производить настолько большое количество различных преобразований и операций, что учащиеся либо получают неправильный ответ, либо теряют интерес к продолжению решения задания. Нестандартные подходы к решению уравнений и неравенств формируют целостный взгляд на курс математики [10]. Овладение этими способами решения задач позволяет развивать у старшеклассников новое, нешаблонное мышление, которое можно применять также и в других сферах человеческой деятельности. На обучение нестандартным методам решения уравнений и неравенств в школьном курсе математики уделяется недостаточно внимания: они либо просто не изучаются, либо изучение происходит в разрыве, не систематизировано [30]. В связи с этим изучение нестандартных методов решения уравнений и неравенств возможно реализовать с помощью элективного курса.
Вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы дипломной работы в силу противоречия между необходимостью изучения курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» и отсутствием достаточного количества элективных курсов по данной теме.
Объектом исследования работы является процесс обучения математике учащихся 11 класса.
Предметом исследования является организация элективного курса по математике для учащихся 11 класса.
Цель исследования - разработать элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме дипломной работы;
2. изучить учебно-методическую литературу, систематизировать и обобщить нестандартные методы решения уравнений и неравенств;
3. разработать программу элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
4. разработать содержание занятий элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
5. провести апробацию элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, изучение и обобщение накопленного опыта учителей и методистов по нестандартным методам решения школьных уравнений и неравенств, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и беседы с учителями, тестирование.
Методическая новизна: разработан комплекс занятий по теме «Нестандартные методы решения школьных уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный материал может быть использован учителями математики при проведении элективных занятий и при подготовке к ЕГЭ, а также студентами при изучении курса элементарной математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, формулируется предположение, указываются методы исследования, отражается методическая новизна, практическая значимость и апробация.
В первой главе рассматривается концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, элективные курсы по математике в профильном обучении, психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных профилей, применение ИКТ в образовании.
Во второй главе нами была разработана программа элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса. Были представлены: учебно-тематический план, содержание занятий, возможные критерии оценок, а также план - конспекты уроков по некоторым
темам.
В заключении подводятся итоги исследования.
объемом знаний и умений, необходимых каждому члену нашего общества, с
другой - создать условия для дополнительного изучения школьного курса математики для тех, кто проявляет интерес и склонность к данному предмету. Свой вклад в решение этих задач призваны сделать элективные
курсы [27].
Элективные курсы по математике - это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углубленного изучения математики [3]. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников.
В настоящее время в материалах ЕГЭ предлагаются уравнения и неравенства, решаемые нестандартными методами. Незнание таких методов существенно уменьшает область успешно решаемых задач. Часто бывают задания, которые можно решить, не используя нестандартные методы, но при этом необходимо производить настолько большое количество различных преобразований и операций, что учащиеся либо получают неправильный ответ, либо теряют интерес к продолжению решения задания. Нестандартные подходы к решению уравнений и неравенств формируют целостный взгляд на курс математики [10]. Овладение этими способами решения задач позволяет развивать у старшеклассников новое, нешаблонное мышление, которое можно применять также и в других сферах человеческой деятельности. На обучение нестандартным методам решения уравнений и неравенств в школьном курсе математики уделяется недостаточно внимания: они либо просто не изучаются, либо изучение происходит в разрыве, не систематизировано [30]. В связи с этим изучение нестандартных методов решения уравнений и неравенств возможно реализовать с помощью элективного курса.
Вышесказанное позволяет говорить об актуальности темы дипломной работы в силу противоречия между необходимостью изучения курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» и отсутствием достаточного количества элективных курсов по данной теме.
Объектом исследования работы является процесс обучения математике учащихся 11 класса.
Предметом исследования является организация элективного курса по математике для учащихся 11 класса.
Цель исследования - разработать элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме дипломной работы;
2. изучить учебно-методическую литературу, систематизировать и обобщить нестандартные методы решения уравнений и неравенств;
3. разработать программу элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
4. разработать содержание занятий элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
5. провести апробацию элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, изучение и обобщение накопленного опыта учителей и методистов по нестандартным методам решения школьных уравнений и неравенств, наблюдение за учебной деятельностью учащихся и беседы с учителями, тестирование.
Методическая новизна: разработан комплекс занятий по теме «Нестандартные методы решения школьных уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса.
Практическая значимость состоит в том, что разработанный материал может быть использован учителями математики при проведении элективных занятий и при подготовке к ЕГЭ, а также студентами при изучении курса элементарной математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, формулируется предположение, указываются методы исследования, отражается методическая новизна, практическая значимость и апробация.
В первой главе рассматривается концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, элективные курсы по математике в профильном обучении, психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных профилей, применение ИКТ в образовании.
Во второй главе нами была разработана программа элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса. Были представлены: учебно-тематический план, содержание занятий, возможные критерии оценок, а также план - конспекты уроков по некоторым
темам.
В заключении подводятся итоги исследования.
Суть концепции профильного обучения заключается в предоставлении старшеклассникам права самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование - это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Эта подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Возможность учебными учреждениями в полной мере осуществлять свои индивидуальные и профильные образовательные программы дает включение в них тех или иных элективных курсов. Органичное сочетание базовых профильных и элективных предметов (курсов) позволит достичь целей профильного обучения.
Изучение нестандартных методов расширяет полученные знания в школьном курсе математики, позволяет решить различные задания более рациональными способами, увидеть глубину возможностей решения уравнений и неравенств, увеличивает интерес к школьной программе, заставляет думать по-новому, не по шаблону, а также подготавливает к обучению в ВУЗе.
В процессе исследования цель дипломной работы в целом достигнута, полностью решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. изучена психолого-педагогическая литература по теме дипломной работы;
2. изучена учебно-методическая литература с целью выделения, систематизации и обобщения нестандартных методов решения уравнений и неравенств, а также методики формирования их у учащихся;
3. разработана программа элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
4. разработано содержание занятий элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
5. проведена апробация элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
Материалы исследования были изложены в статье «Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств», она была представлена на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в городе Бийске.
Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса был апробирован в МБОУ «Кировская СОШ» Смоленского района Алтайского края. С учащимися было проведено 7 занятий. Темы занятий были выбраны учителем математики с учетом интересов и потребностей класса.
Возможность учебными учреждениями в полной мере осуществлять свои индивидуальные и профильные образовательные программы дает включение в них тех или иных элективных курсов. Органичное сочетание базовых профильных и элективных предметов (курсов) позволит достичь целей профильного обучения.
Изучение нестандартных методов расширяет полученные знания в школьном курсе математики, позволяет решить различные задания более рациональными способами, увидеть глубину возможностей решения уравнений и неравенств, увеличивает интерес к школьной программе, заставляет думать по-новому, не по шаблону, а также подготавливает к обучению в ВУЗе.
В процессе исследования цель дипломной работы в целом достигнута, полностью решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1. изучена психолого-педагогическая литература по теме дипломной работы;
2. изучена учебно-методическая литература с целью выделения, систематизации и обобщения нестандартных методов решения уравнений и неравенств, а также методики формирования их у учащихся;
3. разработана программа элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
4. разработано содержание занятий элективного курса по теме: «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств»;
5. проведена апробация элективного курса «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств».
Материалы исследования были изложены в статье «Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств», она была представлена на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года в городе Бийске.
Элективный курс «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» для учащихся 11 класса был апробирован в МБОУ «Кировская СОШ» Смоленского района Алтайского края. С учащимися было проведено 7 занятий. Темы занятий были выбраны учителем математики с учетом интересов и потребностей класса.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Уровневая дифференциация при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Формирование исследовательских навыков при решении задач с параметрами у учащихся 9 классов
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА ЭЛЕКТИВНОМ КУРСЕ «ЗАДАНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ
УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В КЛАССАХ
ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Возможности использования сервиса «Google Формы» при изучении темы
«Уравнения с модулем»»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ИЗУЧЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СИСТЕМА НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



